Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются внешние и внутренние взаимоотношения государства.
Предметом - суверенитет государства, народный суверенитет в совокупности с национальным.
Поэтому цель исследования - выяснить что такое суверенитет государства в современном мире?
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
-дать определение понятию суверенитет;
-проанализировать проблемы развития государственного суверенитета;
-изучить основные направления защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение
Глава 1.Понятие государственного суверенитета
1.1 Верховенство государственной власти
1.2 Единство государственной власти
1.3 Независимость государственной власти
Глава 2. Многонациональный народ - носитель суверенитета
Глава 3. Россия - суверенное государство
3.1 Россия - субъект государственного суверенитета
3.2 Проблемы суверенитета в федеративном государстве
3.3 Основные направления и формы защиты государственного суверенитета
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РОССИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственный суверенитет: понятие и основные черты
Воронеж - 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.Понятие государственного суверенитета
1.1 Верховенство государственной власти
1.2 Единство государственной власти
1.3 Независимость государственной власти
Глава 2. Многонациональный народ - носитель суверенитета
Глава 3. Россия - суверенное государство
3.1 Россия - субъект государственного суверенитета
3.2 Проблемы суверенитета в федеративном государстве
3.3 Основные направления
и формы защиты
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Суверенитет - один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
Государственный суверенитет
- «независимость государственной власти
от всякой иной власти внутри страны и
вне ее, выраженная в ее исключительном,
монопольном праве
Суверенитет - собирательный
признак государства. Он концентрирует
в себе все наиболее существенные
черты государственной
В то же время проблема суверенитета
в современном мире, как нельзя
актуальна. Примером может служить
ситуация с провозглашением
Объектом исследования данной работы являются внешние и внутренние взаимоотношения государства.
Предметом - суверенитет государства, народный суверенитет в совокупности с национальным.
Поэтому цель исследования - выяснить что такое суверенитет государства в современном мире?
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
-дать определение понятию суверенитет;
-проанализировать проблемы
развития государственного
-изучить основные направления
защиты государственного
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
-анализ нормативно - правовых
документов регулирующих
-анализ и обобщение
отечественной и зарубежной
-изучение и анализ научной литературы.
Значимость работы продиктована тем, что Россия является многонациональным государством. И поэтому существуют некоторые разногласия по вопросам суверенитета республик Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации.
Для достижения поставленных в работе целей были использованы такие источники как: Конституция Российской Федерации 1993, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати. А так же научная литература таких авторов как: А.И. Коваленко «Основы Конституционного права Российской Федерации», Алексеев С.С. «Государство и право», Марченко М.Н. «Теория государства и права» и других авторов занимавшихся исследованием данной проблемы.
Данная работа состоит из введения, трех глав раскрывающих цели работы и заключения.
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Верховенство государственной власти
государственный суверенитет власть народ
Государственный суверенитет (фр. souverainete -- верховная власть) -- это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие/C.C. Алексеев. - М.: Проспект, 1997.- С. 215
Верховенство государственной
власти выражается в том, что она
определяет весь строй правовых отношений
в государстве, устанавливает общий
правопорядок, правоспособность, права
и обязанности государственных
органов, общественных объединений, должностных
лиц и граждан. Ярким выражением
верховенства государственной власти
является верховенство на всей территории
государства конституции и
Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.
Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.
Верховенство государственной власти конкретно проявляется:
§ в универсальности - её властная сила (и только она) распространяется на всё население и общественные организации данной страны;
§ в прерогативе - государственная власть вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
§ в наличии у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает;
§ в непосредственном осуществлении властных велений по таким каналам, которые другим общественным властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, правосудие).
Сказанное не всегда можно отнести к практике осуществления суверенитета внутри стран, отличающихся сложной структурой. Речь идёт прежде всего о федеративных государствах.
Понятие верховенство содержательно предполагает состояние государственной власти, независимое от какой-либо иной власти внутри страны. Кроме того, существует тесная взаимосвязь и согласованность внутреннего верховенства государственной власти и внешней её независимости. Независимость государственной власти обусловлена самим фактом её верховенства внутри страны. В свою очередь, верховенство государственной власти невозможно без её независимости, которая выступает тем самым в качестве необходимого условия верховенства.
Если внутригосударственное, национальное право призвано выражать суверенитет в основном в пределах границ государства, то во внешнегосударственной сфере, в области международного общения государственный суверенитет реализуется в установлении и практическом осуществлении норм международного права, а также в деятельности международных организаций, осуществляющих свои функции в соответствии с нормами международного права.
При этом следует учитывать, что если внутри государства суверенитет выражает прежде всего верховенство государственной власти, то вовне - её независимость.
1.2 Единство государственной власти
Единство государственной
власти - один из основных принципов
организации власти в федеративном
государстве. Он означает существование
единой системы органов
Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.
Единство системы
Томас Гоббс в знаменитом трактате "Левиафан" утверждал, что "существует только один способ создать сильное государство -- это единство власти". Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса / И. Н. Мележик. М., 1990. -- С.104-122. Единство государственной власти является обязательным условием государственной целостности.
Кроме того, принцип единства
государственной власти выражается
в единой правовой политике, в особенности
в политике законотворчества, государственного
регулирования и управления, в
наличии механизмов координации
государственной деятельности и
институтов федерального представительства
(для федеративного
Единство государственной власти РФ обеспечивается единообразным порядком образования органов, учреждаемых федеральным законом, наделением органов государственной власти едиными общими полномочиями. Законодательные органы правомочны принимать законы, исполнительные - организуют их исполнение, осуществляют оперативное текущее государственное управление. При этом каждый орган государственной власти, действуя в соответствии со своей компетенцией, реализует общие (единые) государственные цели и задачи. Ведь орган государства вне зависимости от своей видовой принадлежности, уровня (федеральный орган или орган субъекта РФ) призван обеспечивать достижение общих (общесоциалъных, а значит, общегосударственных) интересов. В отличие от унитарного государства в федеративном государстве единство государственной власти имеет значительную специфику и не является абсолютным. Такое единство требует прежде всего разграничения компетенции между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и их самостоятельности в пределах своей компетенции. Так, в единой системе исполнительной власти в целом действует принцип внутреннего разделения полномочий в государственном управлении. В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"Вестник Конституционного суда РФ 1996 №6 сформулирован вывод о том, что данный принцип не допускает непосредственного вмешательства вышестоящего органа власти в компетенцию нижестоящего, но позволяет вышестоящему устанавливать правила, обязательные для нижестоящих органов исполнительной власти. Данный принцип относится и к взаимоотношениям центральных (федеральных) и территориальных органов исполнительной власти.
1.3 Независимость государственной власти
Независимость государственной
власти означает самостоятельность
государства в отношении с
другими государствами и
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что “власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться”Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА,1994. - С. 368, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.
Любое демократическое государство,
в частности и Россия, внутри страны
зависимо от мнения граждан, социальных
групп и их негосударственных
образований. Определяющим в деятельности
органов государственной власти
Российской Федерации являются права
и свободы человека и гражданина
(ст.18 Конституции РФ). В международных
отношениях государство берет на
себя обязательства считаться с
общепризнанными нормами
Суверенитет государства
по политической направленности подразделяется
на внутренний и внешний, причём с
формированием мирового сообщества
и усилением международных
Информация о работе Государственный суверенитет: понятие и основные черты