Власть и ее основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть власть и ее основные черты.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать Сущность, содержание и формы власти
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о субъектах политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти.
3.Рассмотреть сущность и специфику понятий власти и ее основных черт.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….………….3
1.Сущность, содержание и формы власти. Пути формирования
органов власти ………………………………………………………..………..4 2.Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти……………………………………….……………………………………..9
Заключение ………………………………………………………………………14
Список использованной литературы …………..…………………………….15

Файлы: 1 файл

Власть и ее основные черты.DOC

— 104.00 Кб (Скачать)

     План: 

Введение  ……………………………………………………………….………….3

1.Сущность, содержание и формы власти. Пути формирования

   органов власти ………………………………………………………..………..4 2.Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической  власти……………………………………….……………………………………..9

Заключение  ………………………………………………………………………14

Список  использованной литературы  …………..…………………………….15 
Введение

    «Власть и ее основные черты» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

    Тема  данной работы актуальна потому, что в настоящее время происходит становление новой Российской государственности, адекватной современному уровню развития гражданского общества. Однако противоречия, наблюдаемые во взаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации, затрагивают сущностные вопросы построения, организации механизма осуществления государственной власти.

      Развитие современной юридической наукой теории правового государства требует актуализации категориального аппарата. Уточнение основных категорий теории государства с современных методологических позиций позволяет более полно исследовать основополагающие проблемы воплощения идеи разделения властей в государственном строительстве Российской Федерации. Провозглашенные Конституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организации современного Российского государства, вытекающие из его определения как демократического, правового и социального, требуют новых подходов к анализу механизма осуществления государственной власти Российской Федерации.

    Основой механизма осуществления государственной  власти является принцип разделения властей. Данный принцип отражает процесс  реализации государственной власти. В этой связи исследование его практического выражения в нормативных правовых актах, регулирующих организацию и функционирование органов государственной власти Российской Федерации, позволяет комплексно рассмотреть процесс осуществления механизма государственной власти в Российской Федерации.

     Данная  тема достаточно подробно освещена в  научных трудах следующих авторов: Гаджиева К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Ильин В.В. и др. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

     Цель  работы – рассмотреть власть и ее основные черты.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     1.Исследовать  Сущность, содержание и формы власти

     2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания  о субъектах политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической  власти.

     3.Рассмотреть  сущность и специфику понятий   власти и ее основных черт.

     4.Систематизировать  и обобщить существующие в  специальной литературе, научные  подходы к данной проблеме.

     5.Предложить  собственное виденье на данную  проблему и найти пути её  разрешения.

     Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит  из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.  
 
 
 
 

1.Сущность, основные черты, содержание и формы власти. Пути формирования органов власти.

 

    Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.1

      Таким образом, для возникновения  властных отношений требуется,  во - первых, наличие как минимум двоих взаимодействующих друг с другом людей, и, во - вторых, наличия неравенства между ними в распределении ресурсов.

      Власть, властные отношения существуют  везде, в рамках любого устойчивого объединения людей: в семье, в неформальных группах, в производственных коллективах, в разного рода организациях и учреждениях - она неизбежно возникает, так как даже в малом человеческом коллективе существует необходимость в управлении и в поддержании порядка, а также имеет место естественное неравенство его членов, предрасполагающее одних к доминированию и к господству, а других, к подчинению. Власть, действующая в масштабах государства или какого - либо его подразделения (учреждения) или территориальной единицы (провинция, штат, область, город, и т.д.) становится политической властью.

    Власть  вообще - одна из самых спорных и  неоднозначных категорий как  политической, так и социально - философской  науки. Казалось бы, на первый взгляд, каждый из нас представляет себе, что такое  власть, но тем не менее мало кому удается дать одновременно четкое и ясное ее определение. На сегодняшний день количество данных учеными - политологами определений огромно, и тем не менее ни одно из них не является удовлетворяющим большинство исследователей и более или менее исчерпывающим. Попробуем предложить наше собственное определение власти, расширяя и углубляя представления об этом явлении.

    “Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект  власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.

      Таким образом, для возникновения  властных отношений требуется,  во - первых, наличие как минимум двоих взаимодействующих друг с другом людей, и, во - вторых, наличия неравенства между ними в распределении ресурсов.

      Власть, властные отношения существуют  везде, в рамках любого устойчивого  объединения людей: в семье,  в неформальных группах, в производственных коллективах, в разного рода организациях и учреждениях - она неизбежно возникает, так как даже в малом человеческом коллективе существует необходимость в управлении и в поддержании порядка, а также имеет место естественное неравенство его членов, предрасполагающее одних к доминированию и к господству, а других, к подчинению. Власть, действующая в масштабах государства или какого - либо его подразделения (учреждения) или территориальной единицы (провинция, штат, область, город, и т.д.) становится политической властью.2

    Для углубления наших представлений  о природе самого явления власти рассмотрим различные подходы к  его толкованию, существующие в современной  социально - философской и политической науке.

     1) Первый из исследуемых нами подходов - сущностный - понимает политическую власть как сущность, имеющую особую, уникальную природу. Самый яркий пример такого понимания власти - власть монарха в Средние века: она понималась как особый дар, данная ему свыше, при этом будучи недоступной и непонятной для обычных людей. Подчеркивая наличие у власти особого таинственного ореола, подобный подход скорее затемняет, нежели раскрывает нам ее сущность.

     2) Телеологический подход (с точки  зрения достижения цели) понимает  политическую власть как способ достичь поставленной цели. Сторонник такого подхода к пониманию природы власти, английский философ Б.Рассел, в частности, указывал: “Власть может быть определена как реализация намеченных целей” - иначе говоря, любой человек, достигший поставленной цели, обладает властью. С нашей точки зрения, и этот подход является недостаточно основательным, поскольку власть - это не само по себе достижение цели, а то, с помощью чего ее достигают;

     3) Психологический подход исходит  из того, что сама власть и  властные отношения являются естественным порождением человеческой психологии.

    Давая же общую оценку психологическому подходу  к пониманию природы власти, следует  отметить, что рассматривает хотя и важную (психологическую), но всего  лишь одну сторону этого многообразного явления, а поэтому вряд ли может являться исчерпывающим.

     4) Следующий подход - поведенческий  - рассматривает власть как такое  отношение между людьми или  тип поведения, при котором  один человек командует, а другой  подчиняется. Приверженец подобного понимания ее природы, известный американский политолог Р.Даль, в частности, определил власть как “отношение между актерами, с помощью которого один из них вынуждает другого действовать иначе, чем они действовали бы без этого”. Сходное по сути определение власти дает известный немецкий социолог М.Вебер: “Власть заключается в способности индивида А добиться от индивида В поступка или воздержания от него, которого добровольно В не совершил бы и который соответствует воле А.”

      Этот подход, отмечая важные моменты во властных отношениях (способность одного человека добиться подчинения от другого), при этом опускает те условия или ресурсы, которые позволяют имеющему власть добиваться подчинения. По этой причине приведенное выше определение власти также едва ли может считаться полным и исчерпывающим.

     5) Другой значимый подход к пониманию  природы власти - коммуникативный  - рассматривает ее как своего  рода коммуникацию, т.е. общение  между людьми с помощью языка,  жестов и символов - поскольку  считает, что без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения. В качестве иллюстрации подобного понимания природы власти, приводят действия регулировщика на перекрестке: он свистит в свисток, машет жезлом, и таким образом управляет движением автомобилей и пешеходов. Но, на наш взгляд, средства передачи приказа - еще не власть, так как люди подчиняются тому же регулировщику не потому, что он машет и свистит, а потому, что он обладает определенными предоставленными ему государством полномочиями (способностью накладывать на нарушителей правил дорожного движения санкции, и т.д.). А свисток и жезл в данном случае - не источник, а лишь средства осуществления власти.

     6) Следующий существующий в рамках  политической науки подход к  пониманию природы власти - т.н. системный. Его используют главным образом представители структурно - функционального и “кибернетического” направления в социологии. Рассматривая общество как сложную, состоящую из большого числа разнообразных элементов систему, они выделяют у каждого из них соответствующую функцию. С их точки зрения, функция политической власти как ключевого элемента общественной жизни состоит в поддержании социального порядка - она обязана регулировать общественную жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самым укреплять целостность общества. Как указывал в этой связи Т.Парсонс, “власть - это реальная способность политической системы аккумулировать свои интересы, достичь своих целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность в контексте системной интеграции”.

     7) Системному подходу к изучению  политической власти противостоит  т.н. негативный подход, рассматривающий  любую, и прежде всего государственную  власть как безусловное зло  для общества. К подобной точке  зрения на власть склонялись политические мыслители самых разных эпох. Так, например, виднейшие теоретики анархизма (М.П.Бакунин, Ж.Прудон, П.А.Кропоткин и др.) и современные леворадикально настроенные французские “новые философы” (Б.Леви, А.Глюксман, Л.Гольдман и др.) всерьез полагали, что само наличие власти в обществе рождает лишь хаос, насилие и произвол в отношении большинства граждан, ущемляет их свободу (по определению того же Б.Леви, “власть - это прогрессирующая патология”, т.е. по мере ее усиления наносимый обществу вред увеличивается). Поэтому следует стремиться к освобождению от всякой стоящей над обществом власти, заменяя ее различными формами добровольной кооперации и самоуправления: именно тогда в обществе установится нормальный и естественный порядок вещей (Вспомним знаменитое: “Анархия (т.е. безвластие и самоуправление) - мать порядка”.). Считая во многом справедливыми высказанные выше замечания об опасности превращения любой власти в деспота, творящего произвол, нельзя не отметить содержащуюся в них крайность: на сегодняшний день трудно представить себе нормальную организацию и жизнедеятельность любого общества без наличия институтов власти.3

      Для дальнейшего прояснения природы  и сущности такого явления,  как власть, необходимо отличать  ее от близких по смыслу, но не тождественных ей категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.

Информация о работе Власть и ее основные черты