Власть и ее основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть власть и ее основные черты.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать Сущность, содержание и формы власти
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о субъектах политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти.
3.Рассмотреть сущность и специфику понятий власти и ее основных черт.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….………….3
1.Сущность, содержание и формы власти. Пути формирования
органов власти ………………………………………………………..………..4 2.Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти……………………………………….……………………………………..9
Заключение ………………………………………………………………………14
Список использованной литературы …………..…………………………….15

Файлы: 1 файл

Власть и ее основные черты.DOC

— 104.00 Кб (Скачать)

      В первую очередь, власть необходимо  отличать от влияния, т.е. способности  субъекта тем или иным образом  воздействовать на объект. Это  отличие проявляется в нескольких  основных моментах:

     1) Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;

     2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).

     3) Наконец, как отмечают американские  политологи Г.Лассуэл и Л.Каплан, существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.

      Необходимо также отличать власть  от авторитета. Авторитет - это  высоко ценимые личные качества  или общественное положение, позволяющие  определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.4

      Наконец, необходимо видеть различие  между властью и лидерством (в  том числе политическим). Возникший  в 30-ые гг. в американской социологии так называемый социометрический подход (К.Левин, Д.Бейлс, Дж.Морено), направленный на изучение взаимоотношений между людьми внутри малых групп, исходил из того, что в небольшом человеческом коллективе лидерство - это и есть власть. Однако, как все же представляется нам, лидерство - это далеко не всегда сама власть, а те личные качества, которые позволяют ее получить. Действительно, в рамках неформальной группы (банда, молодежная группировка, и т.д.) лидер - это и есть власть. В более же формальных коллективах (бригада, цех, отдел) и учреждениях можно встретить людей, которые, не обладая формально властной должностью (старосты, звеньевого, бригадира, и т.д.), на деле являются неформальными лидерами, ведут коллектив за собой. И лишь при условии официального признания их лидерские качества превращаются во власть. 5

    В рамках самой политической власти, так и независимо от нее в самом обществе в качестве рычагов воздействия на власть существуют и действуют следующие ее виды: 1) экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть представители бизнес - элиты);

     2) социальная власть (на уровне  самой государственной власти - ее  способность повышать и понижать  социальный статус индивида, в  самом обществе - привилегированное  социальное положение отдельных личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства);

     3) информационная власть (контроль за производством и распространением информации в руках государственной власти, в обществе - возможности и влияние СМИ);

     4) принудительная (силовая) власть (специальные институты принуждения в распоряжении государственной власти, а также отдельные инструменты насилия (прежде всего вооружение) в руках независимых от государства групп (террористы и организованный криминалитет), служащие мощным рычагом давления на общество и власть);

     5) правовая власть (опора самой  государственной власти на закон,  а в рамках общества - способность  самих граждан воздействовать  на государственную власть, опираясь  на закон и добиваясь удовлетворения  своих интересов).6

 

      2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти.

    Для дальнейшего прояснения природы  и сущности такого явления, как власть, необходимо отличать ее от близких по смыслу, но не тождественных ей категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.

      В первую очередь, власть необходимо  отличать от влияния, т.е. способности  субъекта тем или иным образом  воздействовать на объект. Это  отличие проявляется в нескольких  основных моментах:

     1) Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;

     2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).

     3) Наконец, как отмечают американские  политологи Г.Лассуэл и Л.Каплан, существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.7

      Необходимо также отличать власть  от авторитета. Авторитет - это  высоко ценимые личные качества  или общественное положение, позволяющие  определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.

    Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.

    В современном обществе политическая власть разделена между различными институтами и группами, каждая из которых может не допустить принятия невыгодных для нее решений (т.н. "группы вето") - таким образом, ни одного серьезного политического решения невозможно провести в жизнь без предварительного согласования. Так, например, проведенное в 1950 г. исследование американского психолога Ф.Хантера показало что в сравнительно небольшом городе Аталанте невозможно обладание абсолютной властью одного человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих между собой групп интересов. Различные группы и сегменты элиты не возвышаются над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки выдвинувших их социальных групп - профессиональных, экономических, этнических, религиозных, территориальных, и т.д. Помимо этого, существуют разнообразные механизмы социального и группового контроля за ними - выборы, ротация, референдум.  В демократическом обществе практически все образованные и активные граждане могут выдвинуться в состав политической элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс, предлагает общий критический анализ подлинной природы и роли "правящего слоя" американского общества:

    1) Главный принцип, положенный в основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание руководящими постами;

    2) Правящая элита включает в  себя не только "профессиональных  политиков", но также тесно связанных и поддерживающих их руководителей корпораций, высших государственных служащих и офицеров, привилегированных интеллектуалов;

      3) Элита США представляет собой замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться вверх по социальной лестнице;

    4) Принадлежность к элите передается по наследству следующим поколениям через элитарное воспитание и образование, а также систему связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных семейств перед выходцами из народа);

    5) Правящая элита Америки стремится  не к удовлетворению потребностей общества, а к укреплению собственного господства и экономического благополучия связанных с ней бизнес - групп - именно этой задаче подчинено решение ею управленческих задач. Таким, образом, согласно Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим образом жизни бросающая вызов всему обществу.8 Таким образом, в современной политической науке существуют различные подходы к пониманию сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из них присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству общества, ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни степень единства элиты, ни остроту существующих внутренних противоречий между различными ее группами. Так или иначе, следует признать верными следующие положения:

     1) В любом высокоразвитом обществе  существует социальное и экономическое  неравенство и деление на управляющих  и управляемых - это делает неизбежным деление общества на управляющих и управляемых;

      2) Шансы различных людей в обществе  добиться успеха, сделать политическую  или административную карьеру  изначально неравны – гораздо легче это сделать это отпрыскам элиты.

    В обществе также можно выделит  следующие группы:

      1) Группы власти (государственной, партийной и хозяйственной) разного уровня (высший, средний, низший или общесоюзный - республиканский - региональный - местный);

      2) Группы, связанные по роду своей  деятельности с престижными отраслями  и ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-коммунальное хозяйство);

      3) Хозяйственные руководители (менеджеры)  разного ранга (руководители объединений,  предприятий и их подразделений);

      4) Группы интеллигенции различного  профиля (технические и научные  работники, работники учреждений культуры);

      5) Группы, занятые в сфере семейной  экономики и индивидуальной трудовой  деятельности (нарождающиеся кооператоры  и фермеры);

      6) Деклассированные элементы (бомжи,  алкоголики, преступники, и т.д.).9

        Разрыв между уровнем доходов представителей наиболее и наименее состоятельных слоев и групп составлял в советском обществе 5 - 7 раз.10

        В современной России, переживающей  период трансформации экономической системы и социальной структуры, социологи условно выделяют пять основных социальных групп:

      1) Административная элита: сохранившая  свои позиции либо выдвинувшаяся  в период 1990 - 1998 гг. партхозноменклатура “первого” и “второго” эшелонов, сросшаяся с новой политической элитой (пошедшие во власть российские “демократы”);

      2) Рабочие, разделяющиеся на группы по отраслевой принадлежности, квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);

      3) Интеллигенция, подразделяющаяся  по различным критериям на несколько групп (элитная столичная и преимущественно люмпенизированная провинциальная);

      4) “Новая буржуазия” (национальная  и компрадорская) - предприниматели, банкиры, менеджеры и др.;

      5) Крестьянство: работники коллективных хозяйств (ТОО, ЗАО и др. - т.е. бывших колхозов и совхозов) и фермеры.

      В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация  и контроль. Рассмотрим подробнее  конкретное содержание этих форм:

      1) Руководство – деятельность, состоящая  в определении общих направлений  деятельности подчиненных определенному  лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных  подразделений, и в побуждении  их к этой деятельности с  помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);

      2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих  проблем, относящихся к конкретным  сферам общественной жизни (экономика,  социальное обеспечение, культура  и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах;

      3) Координация – деятельность специальных  учреждений и лиц по обеспечению  согласованной работы различных  институтов и структурных подразделений,  входящих в систему власти (чаще  всего занимающихся решением  какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);

      4) Организация предполагает поддержание  иерархического порядка и принуждение  властных учреждений следовать  определенным формальным (или формально  – бюрократическим) правилам  поведения;

Информация о работе Власть и ее основные черты