Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются внешние и внутренние взаимоотношения государства.
Предметом - суверенитет государства, народный суверенитет в совокупности с национальным.
Поэтому цель исследования - выяснить что такое суверенитет государства в современном мире?
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
-дать определение понятию суверенитет;
-проанализировать проблемы развития государственного суверенитета;
-изучить основные направления защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение
Глава 1.Понятие государственного суверенитета
1.1 Верховенство государственной власти
1.2 Единство государственной власти
1.3 Независимость государственной власти
Глава 2. Многонациональный народ - носитель суверенитета
Глава 3. Россия - суверенное государство
3.1 Россия - субъект государственного суверенитета
3.2 Проблемы суверенитета в федеративном государстве
3.3 Основные направления и формы защиты государственного суверенитета
Заключение
Список использованной литературы
Следует отметить, что изложенное
выше представление о сути суверенитета
Российской Федерации в основном
опирается на конституционные нормы.
Но, как об этом свидетельствует
практика, у данного вопроса есть
и другая - фактическая сторона; как
уже отмечалось выше в виде “парада
суверенитетов” отдельных субъектов
Российской Федерации первой республикой,
провозгласившей о своем
Практически все республики в составе РФ (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитете и устанавливающие суверенный статус конституционные нормы, юридическая сила которых закреплялась на Федеральном уровне Федеративным договором. Конституция РФ 1993 года, хотя ничего не говорит о суверенитете республик, но в ч.2 ст.5 определяет их “государствами”. Следовательно зафиксированный в Федеративном договоре “республиканский суверенитет” не противоречит ст.5 Конституции РФ, однако находится в прямом противоречии со ст.4 Конституции РФ.
Объективной причиной данного конституционного “противоречия” стало в основном социально-экономическое и особенно политическое положение конца 90-х годов, в соответствии с чем в жертву достижению “неотложных” политических целей - спасению государственного единства - были принесены четкость и определенность конституционных положений.
Одностороннее принятие отдельными
субъектами Российской Федерации деклараций
о своем государственном
3.2 Проблемы суверенитета в федеративном государстве
Проблема суверенитета в
федеративном государстве состоит
как в его признании (непризнании)
за определенными субъектами, так
и в сочетании различных
Согласно конституциям республик
в составе Российской Федерации,
а также названию и преамбуле
Федеративного договора - Договор
о разграничении предметов
Не существует фрагментарного,
сокращенного, ограниченного, относительного,
раздельного суверенитета.
Кстати говоря, проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества возникала неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающиеся из подчиненных провинций.
Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.
Оценивая эту теорию, выдающийся
русский исследователь Н.М. Коркунов
писал: “Теория делимости суверенитета
основывается на предположении, что
действие суверенных властей допускает
двоякое разграничение: территориальное
и по предметам ведения. Предполагается
безразличным, как именно будут разграничены
суверенные власти. Невозможно только
совмещение их. А раз данные власти
будут разграничены по территориям,
или по предметам ведения - все
равно, каждая из них может быть вполне
суверенна в своей сфере. Но при
этом выпускают из внимания, что
территориальная граница
При создании Союза ССР, его субъекты - союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов - союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. На практике союзные республики, никаким суверенитетом не обладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежащем им правом свободного выхода из состава Союза ССР.
Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных.
3.3 Основные направления и формы защиты государственного суверенитета
Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются:
обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;
защита экономической системы;
обеспечение территориальной целостности;
обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;
обеспечение нормального функционирования аппарата управления.
Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства.
В Российской Федерации государственную
власть на основе разделения властей (законодательную,
исполнительную, судебную) осуществляют
Президент России, Федеральное собрание
(Совет Федерации и
Как уже отмечалось в предыдущей главе Основной Закон России, Федеративный и иные договоры в целях сохранения единства и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.
Таким образом, по принципу
разделения предметов ведения к
ведению Российской Федерации отнесено
лишь то, что необходимо и вместе
с тем достаточно для защиты суверенитета
и верховенства России, обеспечения
целостности и
Президент России, будучи главой
государства, наделяется Основным Законом
страны полномочиями “по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности”
(ст. 80 Конституции РФ). Вступая в
должность, в своей торжественной
присяге Президент РФ клянется “защищать
суверенитет и независимость, безопасность
и целостность государства” (ч.1
ст. 82 Конституции РФ). Именно Президент
РФ, согласно Конституции РФ определяет
основные направления внутренней и
внешней политики России, делая это
в соответствии с Конституцией РФ
и федеральными законами (ч.3 ст.80). Именно
Президент РФ осуществляет руководство
внешней политикой России (п. “а”
ст. 86). В сфере оборонной политики
государства Президент России является
верховным главнокомандующим
Что касается кадровых вопросов, в целях обеспечения контроля за деятельностью государственного аппарата, как одного из направлений реализации государственного суверенитета, Президент России согласно Конституции РФ по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. “д” ст. 83). Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президент РФ самостоятельно назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).
Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета. Владимирова В.В. Некоторые правовые проблемы современного российского федерализма /В.В. Владимирова// Государственная власть и местное самоуправление. - 1999. - № 2. - C. 12-15.
Согласно Конституции РФ таким органом в России является Федеративное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В законодательной области
в целях обеспечения
В сфере защиты единой экономической
системы России, как суверенного
государства Федеральное
В целях обеспечения
Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.
Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.
Остановимся подробнее на
данной форме защиты суверенитета России.
Военная форма защиты в настоящее
время является наиболее актуальной
для Российской Федерации и носит
злободневный характер. Согласно п.3 ст.4
Конституции РФ Российская Федерация,
как суверенное государство, гарантирует
обеспечение целостности и
Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства.
Информация о работе Государственный суверенитет: понятие и основные черты