Политические и правовые учения в России во второй половине XVII—XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Идеология просвещенного абсолютизма.Симеон Полоцкий. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича
Политические взгляды А. Л. Ордина-Нащокина. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого. Политико-правовое учение А. Н. Радищева.

Файлы: 1 файл

12 Политические учения в России в 17 18 веках.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

    13. Традиционная основа учения Посошкова сказалась и в его понимании вообще нравственных устоев в жизни русского человека. В “Книге о скудости и богатстве” и особенно в его “Завещании отеческом сыну” он последовательно проводит требование честного исполнения каждым человеком своего долга (купцом, воином, крестьянином). Сыну своему он советует служить отечеству телом и душой, быть верным солдатом родине и проводить свою жизнь в неустанных трудах. Неоднократно высказывался Посошков против роскоши, беспутства, советуя жить скромно и честно, придерживаясь веками сложившихся в России нравственных правил.

    В историографии принято рассматривать  И. Т. Посошкова только как представителя  купечества, выражавшего наиболее очевидно сословные интересы этого класса. Действительно, он много писал о  задачах и целях этой социальной группы, рассматривая ее как первейшую опору трона и государства. Но представляется, что общая совокупность его предложений выходит за пределы сословных интересов купечества.  

§ 7. Политические взгляды  М. М. Щербатова 

    Князь М. М. Щербатов (1733—1790) родился в Москве, в детстве получил прекрасное домашнее образование, овладев несколькими европейскими языками. Службу начал в Санкт-Петербурге в Семеновском полку, в который был записан с раннего детства. По объявлении Петром III в 1762 г. Манифеста “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” вышел в отставку в чине капитана, увлекся литературой и историей, написал ряд трудов по государствоведению, законодательству, экономике и нравственной философии. В 1762 г. приступил к написанию Истории российской и занимался ей в течение всей жизни. В 1767 г. Щербатов был избран депутатом от ярославского дворянства в Уложенную Комиссию, перед которой Екатерина II поставила задачу пересмотра действующего законодательства и создания нового свода законов. Для этой Комиссии Щербатов составил проект Наказа ярославского дворянства и написал замечания на Большой Наказ Екатерины П.

    Наиболее  крупными его произведениями на политико-правовые темы были: “О надобности и пользе градских законов” (1759); “Разные рассуждения о правлении” (1760); “Размышления о законодательстве вообще” (1785—1789); и “Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.”, а также “О повреждении нравов” (80-е гг. XVIII в.).

    В последние годы своей жизни М. М. Щербатов пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой критике абсолютную монархию как форму правления, а также деятельность всего екатерининского правительства, отмечая масштабность злоупотреблений, повсеместное нарушение законов, взяточничество должностных лиц, продажность судей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов и т.д.

    Критика власти.

    М. М. Щербатов не усматривал никаких положительных  изменений в характеристике абсолютной монархии от присоединения к ней  определения “просвещенная”. “Я охуляю,— писал он,— самый состав нашего правительства, называя его совершенно самовластным”, а “самовластие не есть род правления, но злоупотребление власти”. Такое правление, по мнению Щербатова, направлено к истощению и разорению России и к падению нравственности во всем народе.

    Выход из этого положения он усматривал в необходимости ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности.

    О происхождении государства.

    В разрешении вопроса о происхождении государства М. М. Щербатов придерживался основных принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. В схеме своих рассуждений он исходил из предполагаемого в догосударственном, естественном состоянии равенства всех людей от природы: все произошли “от единого нашего праотца Адама и потом от Ноя... и потому все суть братья и все равно благородны”. Но это равенство постепенно разрушалось по причине различия в силах и способностях людей, ибо, наделяя людей различными дарованиями и умом, природа сама предусмотрела возможность неравенства. Анализ исторического опыта человечества приводит Щербатова к мысли о том, что “равенство состояний было возможно только в диком образе”. Постепенно оно стало разрушаться, и не только благодаря различиям в способностях, но даже и в связи с возрастным состоянием, ибо природой самой задумана существенная разница и в жизни разновозрастных групп. Возникшее неравенство вполне закономерно стало закрепляться в потомствах.

    Происхождение собственности, а затем и “потомственного благородства” Щербатов, подобно Дж. Локку и многим другим западноевропейским мыслителям XVII—XVIII вв., ставит в зависимость от личных качеств человека. Впоследствии именно благодаря таким качествам, как ум, доблесть, добродетель, сила, трудолюбие, некоторые люди заслужили любовь и уважение окружающих, в результате они были “почтены” и избраны в начальники, а их дети стали получать хорошее воспитание и образование и с детства приучались “владычествовать и управлять равными себе”.

    Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности, и при его заключении они “уступили часть своей свободы и своих выгод”, притом меньшую часть, иначе они могли бы быть ввергнуты в еще худшее состояние. Таким образом, в условиях государства у людей сохранились неотчуждаемые свободы. Было бы неестественно думать, утверждал Щербатов, что “человеческие естества, одаренные естественной свободой, хотели бы без нужды и непредвиденной себе пользы свободу свою уступить”.

    О формах правления.

    При анализе проблем организации  государственной власти Щербатов выделял четыре формы правления: монархию, аристократию, демократию и деспотию. Однако он полагал, что в “чистом виде” ни одна из них никогда не существовала, “ибо монарх не может править без вельмож, вельможи не могут без народа... а народ не может без начальников сам себя управлять”.

    Форму правления и законы государства  Щербатов ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения.

    При анализе форм правления западноевропейских государств наиболее привлекательной  из них ему представлялась английская конституционная монархия, в качестве достоинств которой он отмечал разделение властей и определение их компетенции законами.

    Щербатов  критикует деспотическое правление, которое всегда возникает при сосредоточении абсолютных полномочий у главы государства. В числе основных отрицательных характеристик этой формы он называет беззаконие и своеволие правителей и, как следствие этого, формирование продажного и своекорыстного аппарата управления. Самовластие (тирания) “есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспота”. В самовластии нет законов, а если и есть, то они никого не способны защитить; обычно такая форма власти порождает нравственные пороки: льстивость вельмож, продажность чиновников, развращенность народа и расстройство всех видов управления страной. На примере анализа царствования Ивана IV Щербатов, почти дословно следуя за Иваном Тимофеевым, приходит к выводу, что результатом тирании является общее падение нравов, выразившееся “в уподлении людей, вкоренении робости, раболепства и страха... Бодрость духа, любовь к отечеству и верность государю мечом и казнями были стремлены, а занимал их место страх и трепет... подданные в робости пребывая, ни верности, ни усердия... не имели. Войска ослабели, лишаясь лучших своих начальников”. Самовластие, по мнению Щербатова, “разрушает силу государства в самом ее начале”.

    Республиканское правление также не вызывает симпатий мыслителя, поскольку, по его представлениям, оно всегда чревато возможностью бунтов и мятежей, ибо наглость и пронырство отдельных лидеров вообще не имеет пределов и преград. Щербатов полагал что Сулла, Цезарь и Август сумели узурпировать власть именно благодаря республиканскому правлению, предоставившему им возможность постоянно разжигать народные страсти, вызывать волнения и в таких условиях утверждать свою власть. К тому же в республиках все стремятся достичь “равенства состояний”, а сама “химера равенства” способна разрушить любое государство. Щербатов рассмотрел античные (Греция, Рим) и современные (Нидерланды) республики и пришел к выводу, что результатом такой формы правления обычно являются “несогласия в народе, наступления на законную власть... возмущения во градах, потеря полезных поселений и стыдное покорство чужим державам”. Таковы результаты “порочного их установления и необуздания народной власти”.

    Однако  нельзя не отметить, что в более  поздних своих публицистических произведениях Щербатов стал находить всетаки определенные достоинства в республиканской форме правления: развитие торговли (для которой предпочтительна вольность); подъем патриотических чувств (“никакое другое правление не подает столь великого числа знатных примеров любви к отечеству”; обеспечение законности, ибо в республиках все люди повинуются не множеству различных правителей, “но единому закону”. Эти достоинства Щербатов ставил в прямую зависимость от учреждения определенной “равности между гражданами”, в результате которой все они “почитают себя единым народом”.

    Обращаясь к монархии, Щербатов, подобно Монтескье, полагал, что здесь следует различать два варианта: монархия ограниченная, функционирующая на основании законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России.

    Симпатии  Щербатова на стороне ограниченной монархии, причем он не делает различия между наследственной и выборной ее организацией. Ограниченная монархия должна иметь. основные законы и “хранить жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан” исключительно по законам. Для России такая форма, по мнению Щербатова, традиционна, так как русские великие князья никогда не были “самовластниками”, они всегда правили, опираясь на Совет, в состав которого входили “лутшие мужи” дружины, бояре, старцы градские и духовенство. Благодаря такому устройству верховной власти она всегда обладала большим политическим весом.

    Щербатов  полагал, что монарх неправомочен объявлять  войну, заключать мир, устанавливать налоги, издавать законы “без согласия народа”. В своей идеальной модели, описанной в “Путешествии в землю Офирскую шведского дворянина С.”, он перечисляет сословный состав “Высшего правительства”, в рядах представителей которого он желал бы видеть дворянских, купеческих и мещанских депутатов. Таким образом, здесь депутатский корпус у него значительно расширен по сравнению с предшествующими проектами ограничения верховной власти.

    Представительный  орган, моделируемый Щербатовым,—Высшее  правительство состоит из пяти департаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел), все вопросы в которых решаются коллегиально. В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и высшая судебная власть. Судьи выборны, и суд состоит из шести судей и председателя, избираемого составом суда сроком на один год.

    Местное управление представлено выборными  органами дворянского и купеческого  самоуправления с довольно широкими полномочиями.

    Монарх  возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. За нарушение законов монархом предусматриваются тяжкие последствия, вплоть до заключения его в темницу. Посмертно, приблизительно через тридцать лет, всенародно обсуждается деятельность каждого монарха и в соответствии с вынесенной оценкой решается вопрос об отношении к его памяти (посмертная честь, памятники или, напротив, осуждение).

    Таким образом, монарх в проектах Щербатова  представлен высшим чиновником государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели.

    О законах.

    Особое  внимание в своих проектах Щербатов уделил законодательной деятельности. Составление законов, по его планам, поручается комиссии, состоящей из компетентных людей; результаты их работы систематически обнародуются. Как и многие русские мыслители, Щербатов усматривал необходимость в составлении “Книги законов”, которая, по его мысли, должна была дважды проходить всенародное обсуждение: в первоначальном и усовершенствованном вариантах для того, чтобы “каждый гражданин не лишен был драгоценного дара вспомоществовать своими советами к тому законодательству, под коим он и чады его жить должны”. Причем за активное участие в этом важнейшем мероприятии граждан следует вознаграждать, особенно тех, которые принесли пользу своими советами.

    Законы  должны быть известны народу, и их необходимо изучать во всех учебных заведениях.

    Классификация законов дана у Щербатова в  духе традиций естественно-правовой школы. Все законы он делит на божественные, естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать первым двум. Так, он осуждал гражданский закон (положительный), предписывающий нарушать тайну исповеди священнослужителям (доносы священников властям), усматривая в его содержании нарушение божественного закона. В качестве примера несоблюдения естественного закона он приводил случаи торговли крепостными людьми (прикрытой видимостью законности) и требовал строжайшего запрета таких сделок.

    Социальные  взгляды Щербатова достаточно противоречивы. Он активно критиковал петровскую Табель о рангах как закон, ущемлявший привилегии дворян, был недоволен екатерининской “Грамотой на права вольности и преимущества благородного российского дворянства” (1785) за недостаточную, по его мнению, степень правовой и социальной защиты дворянства. В сословном устройстве общества Щербатов усматривал прочность общественных устоев, полагая, что “смешение состояний” приводит к “умствованию равенства, до крайности доведенного”, и в конечном итоге к гибели государства. Каждому сословию следует определить его правовой и социальный статус, а также подобающий ему круг занятий. Дворянам — правосудие, земледелие и военную службу; купечеству — торговлю и промыслы. Пожалование купцам дворянского звания он считал недопустимым: “Дед воровал, сын грабил, внук разбойничал, достоин ли он потомственного награждения?” Тем не менее каждое сословие должно иметь свой голос в решении важных государственных дел, поэтому в Высшем правительстве Офирского государства заседают и дворяне, и купцы, и мещане (о крестьянах упоминания отсутствуют).

Информация о работе Политические и правовые учения в России во второй половине XVII—XVIII в