Политические и правовые учения в России во второй половине XVII—XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Идеология просвещенного абсолютизма.Симеон Полоцкий. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича
Политические взгляды А. Л. Ордина-Нащокина. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого. Политико-правовое учение А. Н. Радищева.

Файлы: 1 файл

12 Политические учения в России в 17 18 веках.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

    В обязанности просвещенного монарха  вменяется забота о благополучии страны. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии промыслов и упорядочении торговли. Русское государство “широко и безмерно велико, однако оно со всех сторон закрыто для торговли”. В стране мало “торжищ”, а у торговцев мало привилегий, и они часто терпят убытки, состязаясь с иностранными купцами. Государству необходимо вмешаться и устранить эту несправедливость, так как не следует допускать невыгодную торговлю с другими странами. Например, для России невыгодным является вывоз “сырого материала”. Необходимо научиться самим обрабатывать сырье и “готовые вещи продавать за рубеж”. Некоторые наши товары являются национальным достоянием: “...мех, лосиные шкуры, икра, мед, лен и т.п. ..их надо так продавать чужеземцам, чтобы самим не лишиться, а чтобы было установлено какое-то определенное количество: сколько и какого товара можно каждый раз разрешить вывезти из страны...”.

    Государству также следует планировать распределение ремесел по городам с учетом природных условий: “...близости леса, льна, шерсти, железа и всяких материалов...” Необходимо проявлять всемерную заботу об использовании природных богатств. В сельском хозяйстве “землю использовать так, чтобы ...взять от нее плоды, какие она может только уродить”.

    Для обеспечения хозяйственного благополучия, торгово-промышленным сословиям следует  предоставить умеренные “слободины”, а для этого городам необходимо дать известную самостоятельность в управлении своими делами. В них полезно было бы учредить органы городского самоуправления, состоящие частично из должностных лиц, назначаемых Приказами, а частично выбранных городским населением. Ремесленникам следует предоставить право “соединяться в свои дружины”, а крестьянам — обеспечить свободу труда.

    Такие “свободы”, по мнению Крижанича, являются также гарантией против превращения монархии в тиранию и будут удерживать правителя “от худобных похотей”.

    Но  главной и основной гарантией против тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением. Если в государстве действуют хорошие законы, а сословия и чины знают свои права и обязанности, то “все подвластные довольны и чужеземцы хотят прийти в эту страну”, а где “законы жестокие, там свои подданные жаждут перемены правления и часто изменяют если могут... Каковы законы — таков и порядок вещей в государстве”. Грабительские законы всегда и везде порождают непорядки.

    О Законе.

    Справедливость  у Крижанича тождественна закону. Здесь он следует Аристотелю и византийским традициям, согласно которым “закон получил наименование от справедливости”. К деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьезные требования. Для составления новых законов недостаточно знать все законы и обычаи своей страны, а необходимо также изучить законы “долговременных государств” (например, законы Солона, Ликурга — в древности и современные законы французских королей) и позаимствовать их опыт.

    Все чиновники в своей деятельности должны строго следовать закону, иначе “будь король хоть архангелом, если слуги его не будут ограничены благими законами- нельзя помешать им чинить повсеместные и несчетные грабежи, обиды и всякое мародерство”. Но теоретически он ставит своего монарха-философа над законом. “Король не подвластен никаким людским законам и никто не может осудить его или наказать... Две узды связывают короля и напоминают об его долге: это правда или заповедь Божия (здесь в значении: “божественный” а не “позитивный” закон. —Н. 3.) и стыд перед людьми”. Король сам “живой закон” и “он не подвержен иным законам, кроме Божественного”. И наконец, прямо и недвусмысленно: “Король выше всех человеческих законов”.

    Русские законы Крижанич считает чрезвычайно  жестокими. “Из-за людодерских законов все европейские народы в один голос называют православное царство тиранским... И кроме того, говорят, что тиранство здесь наибольшее”. Поэтому он всячески намекает на необходимость смягчения санкций современного ему русского законодательства.

    Коснулся  Крижанич и вопросов, связанных с организацией правосудия. Интересно отметить, что при изложении этой темы он не избежал традиционных образцов, прибегнув к противопоставлению отрицательной практики в русском государстве с положительным примером, якобы существующим “в турецком царстве”. Так, в качестве назидательного примера Крижанич рассказал, как “вывел” “неправедный” суд турецкий султан Баязет, у которого было множество мздоимных судей, и он даже намеревался собрать их всех в одном доме и сжечь, но ему отсоветовали, обратив внимание на ценность их профессиональной подготовки; тогда султан решил в целях искоренения порочной судебной практики учредить всем судьям хорошее жалованье и тем положил конец мздоимству. “И с тех пор суды у турок судят лучше и праведнее, чем где-либо на свете”. Эти рассуждения почти идентичны мыслям И. С. Пересветова, у которого турецкий султан также “всех судей своих изоброчил ис казны своим царевым жалованьем для того, чтобы не искушалися неправо судити”.

    Крижанич  предлагает и некоторые меры по упорядочению судебной системы. Высшей судебной инстанцией должен быть Боярский суд, которому следует разрешать серьезные уголовные дела, а рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел доверить и какому-либо одному судье “из числа бояр”. Приказные судьи назначаются царем или правительством, а на местах судебные полномочия вручаются воеводам и городским судьям, выбранным горожанами.

    О внешней политике.

    В определении курса внешней политики Крижанич придерживался традиционной для русской политической мысли ориентации. Он неоднократно настаивал на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами. Правитель обязан “сохранять мир с мирными, никого не обижать, заключать союзы с себе подобными народами”. Для государства всегда “важнее сохранять свое, нежели приобретать чужое”. “Всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа”. Крижанич не исключает возможности ведения справедливых войн в целях защиты независимости страны, поэтому он считает, что в государстве должно быть большое и сильное войско с хорошим и “многообразным” оружием. Воины служат за плату и обеспечиваются государством всем необходимым, а в военачальники назначаются люди, сведущие в военном деле и начитанные в военной истории. Причем на высшие военные должности “путь не закрыт” и для простых людей, способных показать себя достойными такой чести. “Король сделает его сперва полководцем или воеводой, а затем и боярином...”.

    Крижанич  предлагает установить правила ведения  справедливых войн. Войну не следует  начинать без достаточных причин и “без объявления о ее причине через гонца”. Ни при каких обстоятельствах нельзя задерживать или убивать послов. При формировании армии следует оказывать предпочтение национальному, а не наемному войску.

    В его “проспект-проектах”, как отмечал В. О. Ключевский, уже “видны реформы Петра Великого”.

§ 3. Политические взгляды  А. Л. Ордина-Нащокина 

    Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605—1680), видный политический деятель  и дипломат при дворе Алексея  Михайловича.

    Будучи  сторонником усиления власти монарха, Ордин-Нащокин тем неменее отлично  понимал, что развитие экономики  возможно только при условии сохранения известной самостоятельности местных  торгово-промышленных центров. Он предлагал  предоставить городам самоуправление, возвращающее выборный авторитет земским избам и ущемляющее всевластие воевод. Нащокин полагал, что такая система обеспечит наибольшие возможности подъема экономики на местах и не причинит ущерба центральной власти.

    В своих предложениях А.Л. Ордин-Нащокин предпринял попытку объединить систему мероприятий, осуществляемых государством по руководству экономикой страны, с требованиями развития частной инициативы и всемерного поощрения предпринимательства. В организации промышленности и торговли он считал необходимым заимствование опыта передовых западноевропейских стран. “Не стыдно доброму навыкать со стороны”,— утверждал он. Предложенный Нащокиным проект Новоторгового устава (1667 г.) содержал правила, регламентирующие внешнюю торговлю. Городам предоставлялась определенная свобода в ведении торговых операций, русским купцам — равное юридическое положение с иностранными купцами, откупщиками, гостями и прочими владельцами иммунитетов. Государству рекомендовалось субсидировать развивающиеся отрасли промышленности.

    Высказал  он предложения и по военным вопросам. Он настаивал на замене конной дворянской армии ополчением из “даточных людей”, обученных “иноземному строю” и  вооруженных огнестрельным оружием. Нащокин полагал также, что необходимо начать строительство отечественного флота на Балтийском и Каспийском морях.

    Внешнеполитические  взгляды Нащокина ориентированы  на установление мирных добрососедских отношений с окружающими странами, из которых он особенно выделял славянские государства, настаивая на заключении более тесных экономических и военных союзов с ними под руководством России. Мыслитель полагал, что такой союз будет содействовать развитию славянских стран, а также поможет им сплотиться, опираясь на помощь России, в случаях, требующих совместной обороны от врагов.

    Будучи  искусным и удачливым дипломатом, сумевшим заключить для России ряд  выгодных дипломатических соглашений, Ордин-Нащокин придавал большое  значение деятельности дипломатической  службы, считая, что “от многих кровавых ратей посольскими трудами Господь Бог успокоит”. Беспокоился он и о правовой защите мирного населения во время войны.  

§ 4. Политические идеи Феофана  Прокоповича 

    К началу XVIII в. трансформация сословно-представительной монархии в абсолютную перешла в свою завершающую стадию. Организация государственной власти и система управления подверглись существенным изменениям: Боярская дума прекратила свое существование и ее заменил Правительствующий сенат; вместо Приказов образовались Коллегии, работающие по Регламентам, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Синод. В городах были созданы органы городского самоуправления — магистраты. Боярство и дворянство слились в единое сословие — шляхетство.

    В 1721 г. “Сенат обще с Синодом” просили императора, чтобы он “изволил принять по примеру других титло Отца Отечествия, Императора Всероссийского Петра Великого...”. Московское государство превратилось в Российскую империю.

    Преобразования  Петра 1 и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях его современников. Одни из них ставили задачу утверждения в общественном мнении уже проведенных реформ, другие предусматривали пути возможного дальнейшего государственного строительства.

    К числу сторонников реформ и активных деятелей петровской эпохи относился  целый ряд “птенцов гнезда Петрова”, среди которых значительная роль принадлежала архиепископу Феофану Прокоповичу (1681—1736).

    Феофан  Прокопович происходил из украинской купеческой семьи. В молодости он получил широкое и разностороннее образование: закончил Киево-Могилянскую духовную академию, затем обучался в учебных заведениях Польши, Рима и Германии. Вернувшись на родину, он обратился к преподавательской деятельности и читал в Киево-Могилянской академии курсы математики, физики, астрономии, логики, поэтики и риторики.

    Феофан  Прокопович принял монашеский постриг  и стал видным церковным деятелем: ректором Киево-Могилянской академии, епископом псковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода.

    Перу  архиепископа принадлежит ряд произведений, написанных на политические и религиозные  темы: “Слово о власти и чести царской”, “Духовный регламент”, Панегирики царствующим особам, трагикомедия “Владимир”, “Слово похвальное о преславной над свейскими войсками победе”, трактаты “Поэтика” и “Риторика” и ряд стихотворных поэм. Феофан был образованнейшим человеком своей эпохи, обладателем одной из обширнейших в стране библиотек. Он хорошо знал отечественную и зарубежную светскую и богословскую литературу. При построении своей политической концепции он обращался к трудам античных и современных западноевропейских мыслителей, а также широко пользовался отечественной литературной традицией.

    В своих рассуждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия, присовокупляя к доводам “от естественных законов и естественного разума” “непреложное Слово Божье”.

    О происхождении государства.

Информация о работе Политические и правовые учения в России во второй половине XVII—XVIII в