Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций федерального органа исполнительной власти, принятых Постановлением Минтруда Российской Федерации от 8 февраля 2000 года N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации".
Деятельность комитета (комиссии) по охране труда регламентирована Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" (далее - Приказ N 413). Однако ТК РФ не ставит обязательным условием для создания комитета (комиссии) наличие в организации определенного количества работников. Комитет (комиссия) по охране труда могут быть созданы в любой организации.
Этот орган по охране труда может быть создан как по инициативе работодателя, так и по инициативе работников (их представительного органа). Комитет (комиссия) по охране труда также может быть организована совместными усилиями работодателя и работников (их представительного органа).
Комитет (комиссия) по охране труда организуют совместные действия руководителя и работников в сфере охраны труда, организует проверку условий и охраны труда на рабочих местах, доводит результаты проверок до сведения работающих, осуществляет сбор предложений к созданию коллективного договора (соглашения) по охране труда. Действия комитета способствуют профилактике травматизма и профессиональных заболеваний.
Количество работников комитета (комиссии) по охране труда может зависеть от численности работников в организации, специфики ее работы, иных особенностей организации, а также определяться в результате взаимной договоренности работодателя и работников (их представителей).
Выдвижение в комитет представителей работников происходит на общем собрании коллектива. Приказом директора (начальника) организации назначается на свою должность представитель работодателя.
Условия создания, деятельности, период работы определяются по взаимной договоренности сторон.
Из числа работников, выбранных в комиссию по охране труда, могут быть избраны председатель комиссии, а также с каждой из сторон трудового договора заместитель председателя и лицо, исполняющее обязанности секретаря.
Комитет осуществляет свою работу в соответствии с планом работы, который принимается на его заседании и утверждается председателем комитета. Работа комитета осуществляется на общественных началах, как правило, без освобождения от основных обязанностей, если иное не оговорено в коллективном договоре. В соответствии с пунктом 4 Приказа N 413 в своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Службами охраны труда организаций проводится проверка состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдения работниками требований инструкций охраны труда, а также информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, СИЗ и другое.
В соответствии с пунктом 9 Приказа N 413 для осуществления возложенных на него функций комитету предоставляются следующие права:
"9.1. Получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья.
9.2. Заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда.
9.3. Заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.4. Участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета.
9.5. Вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
9.6. Содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций".
Комитеты и комиссии по охране, действующие в организации, правомочны, предлагать работодателю привлечение к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.
В целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях могут быть организованы кабинеты или уголки по охране труда в соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 января 2001 года N 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
3.3. Обязанности работодателя
по обеспечению безопасных условий труда
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда. Эта обязанность является основой для разработки таких нормативных актов, как коллективные договора и соглашения, правила внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее.
Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат перечень основных обязанностей работодателя в сфере охраны труда, которые дополняются как статьями 213, 221, 222 ТК РФ, так и иными законами и правовыми актами.
Работодатель, согласно статье 212 ТК РФ, обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Проекты по реконструкции производственных объектов и проекты строительства должны соответствовать требованиям охраны труда. Это же требование должно исполняться в отношении машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов;
- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
При занятости на работе с вредными и (или) опасными условиями труда работники должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также уметь их применять. Более подробно об этом будет сказано в разделе 3.6 книги. Правила сертификации СИЗ установлены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года N 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты";
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Эта обязанность работодателя распространяется только на рабочее место работника. Работодатель не обязан обеспечивать безопасные условия труда работника, который выполняет работу на дому или в других местах. Он также обязан осуществлять контроль за условиями труда работника в тех местах, куда последний направляется в связи с выполнением работы в данной организации. На работодателе лежит обязанность проинформировать работника, направляемого, к примеру, в командировку на атомную станцию, насколько безопасны условия труда на данном объекте, о наличии вредных и опасных производственных факторов. Если работодатель не сделал этого, то он, получается, не выполнил свои обязанности по обеспечению условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 92 и 109 ТК РФ на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных оплачиваемых перерывов для отдыха и обогрева и сокращенный рабочий день. Более подробно об этом будет сказано в разделе 3.9.
Статья 108 ТК РФ предусматривает предоставление работникам в течение рабочего дня перерыва для питания и отдыха продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который не включается в рабочее время;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций установлен в приложении к Постановлению N 1/29 и статье 225 ТК РФ;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с приложением к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 12 "О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Положение Минтруда N 12). Сертификация работ по охране труда в организации должна проводиться в соответствии с правилами сертификации работ по охране труда, установленными в приложении N 2 к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (далее - Постановление Минтруда N 28). Более подробно об этом будет сказано в разделе 3.3.1;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
Более подробно об этом сказано в разделе 3.3.2;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и СИЗ;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Более подробно об этом будет сказано в разделах 4.4 - 4.7.3;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
Более подробно о лечебно-профилактическом обслуживании будет сказано в разделе 3.8;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование