Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7, 9 Правил в течение 10 дней после получения дополнительных сведений комиссия простым большинством голосов принимает решение о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.
Это решение комиссии в письменной форме в течение 3 дней с даты принятия выдается на руки работнику под роспись, а работодателю в тот же срок направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
Согласно пункту 10 Правил несогласие работника с решением комиссии может быть обжаловано в суде.
Кроме вышеназванных необходимых видов медицинских осмотров законодателем предусмотрены предрейсовые медосмотры для следующих категорий работников:
- для водителей транспортных средств (приложение к письму Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств");
- для работников локомотивных бригад (указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 6 июля 1998 года N В-788у "О введении в действие инструкции о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад").
3.4. Обязанности работника в области охраны труда
В статье 214 ТК РФ регламентированы обязанности самого работника в области охраны труда. Работник обязан:
"соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами".
Все лица, участвующие в производственной деятельности организации, являются ее работниками, начиная от руководителя организации и заканчивая простым рабочим. Отсюда следует, что обязанности работника, регламентируемые нормами статьи 214 ТК РФ, распространяются на все названные категории работников.
Но для каждой категории работников объем обязанностей в сфере охраны труда различен и зависит от занимаемой должности.
Так, например, работники, выполняющие организационно-
Для работников, занятых производственной деятельностью, перечень обязанностей определен инструкциями по охране труда, которые разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых инструкций по охране труда.
Руководящие работники, специалисты и другие категории работников в случае осуществления работы в условиях с вредными и (или) опасными условиями труда также обязаны выполнять требования, содержащиеся в инструкциях по охране труда.
Все работники, начиная от руководителя и заканчивая любым простым работником, обязаны исполнять свои обязанности в сфере охраны труда, внося таким образом свой вклад в создание безопасных и благоприятных условий труда.
Работники, обязаны соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; проходить обязательные предварительные и периодические и внеочередные медосмотры; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
Выполнение указанных обязанностей позволит уменьшить риск возникновения ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью работников, количество несчастных случаев на производстве, а также даст возможность работодателю принять меры для профилактики подобных ситуаций.
На некоторые категории работников возложены законодательством дополнительные обязанности в области охраны труда. Так, например, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны:
"в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте".
Несоблюдение работником этих обязанностей в отдельных случаях является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой не только дисциплинарное взыскание, но и отстранение от работы.
Статьей 76 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя отстранить от работы или не допустить к ней работника, не прошедшего предварительный или периодический медосмотры, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не прошедшего обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Согласно части 2 статьи 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы или не допускает к работе работника на весь период времени до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
На весь период недопущения к работе (отстранения) работник и работодатель освобождаются от выполнения своих обязанностей по трудовому договору.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 121 ТК РФ время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются. Заработная плата за этот период согласно части 3 статьи 76 ТК РФ не начисляется за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.
Однако это не относится к работнику, который допустил вышеуказанные нарушения не по своей вине. Ему производится оплата за период отстранения как за вынужденный простой, а время отстранения включается в стаж работы, дающий право на отпуск.
Отстранение, согласно ТК РФ, - это недопущение работника к выполнению его основных трудовых обязанностей по основаниям, предусмотренным статьей 76 ТК РФ.
Работодатель в соответствии с нормами той же статьи также обязан отстранить от работы или не допустить к работе в этот день работника, появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
В том случае, когда нарушение работником правил охраны труда, установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда, повлекло тяжкие последствия, такие как: несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий, работодатель согласно подпункту "д" пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ имеет полное право уволить такого работника.
Работник обязан соблюдать требования охраны труда в интересах самого себя и находящихся с ним рядом людей, поскольку это является одной из основных гарантий того, что с ним и работающими рядом не произойдет несчастный случай на производстве.
Основные требования к работнику по соблюдению им требований охраны труда указываются в трудовом договоре.
3.5. Соответствие производственных объектов и продукции
требованиям охраны труда
Статья 215 ТК РФ содержит требования, которые должны учитываться работодателем при применении машин, механизмов и другого производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства. Они должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (либо) сертификат соответствия.
В соответствии с частью 2 статьи 215 ТК РФ проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации до ее утверждения проводится по объектам строительства независимо от источников финансирования и формы собственности этих объектов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" (далее - Постановление N 1008).
Законодателем запрещено осуществление строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части второй статьи 215 ТК РФ проектов государственным нормативным требованиям охраны труда.
Также государственная экспертиза проводится для оценки эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемое за счет бюджетных средств.
В соответствии с этим Положением на федеральном уровне государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится:
- Экспертным Советом при Правительстве Российской Федерации;
- Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое Российской Федерации с участием Минтруда Российской Федерации (Государственная экспертиза условий труда), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС Российской Федерации) (государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций), Госгортехнадзора Российской Федерации (экспертиза промышленной безопасности и рационального использования недр) и других органов специализированной экспертизы, указанных в Постановлении N 1008;
- федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 1008 государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации на уровне субъектов Федерации осуществляется организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов специализированной экспертизы, перечисленных в пункте 5 этого Постановления N 1008.
Согласно части 4 статьи 215 ТК РФ новые либо реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Роспотребнадзором и его территориальными органами по субъектам Федерации проводится также санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации на соответствие санитарным правилам. Она осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ N 776), принятым в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", по заявлению, поданному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем исполнителю экспертизы.
Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 64 "Об утверждения Правил проведения экспертизы промышленной безопасности" утверждены Правила, регламентирующие порядок проведения экспертизы проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов. Эту экспертизу правомочны проводить организации, имеющие лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно Постановлению N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
"органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
органом государственного горного надзора;
специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
органом государственного энергетического надзора;
Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование