Охрана труда в РФ. Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Охрана труда в Российской Федерации Правовое регулирование (1).doc

— 1.42 Мб (Скачать)

Минтрудом в Постановлении N 28 установлены правила сертификации работ по охране труда.

Правила устанавливают порядок и процедуры проведения работ по сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Минтрудом Российской Федерации. Объектами сертификации являются работы по охране труда, проводимые в организациях вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Приложения к Постановлению Минтруда Российской Федерации N 28:

приложение N 1 "Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях";

приложение N 2 "Правила сертификации работ по охране труда в организациях";

приложение N 3 "Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях".

В соответствии с пунктом 5 Положения о Системе сертификации работ по охране труда в организациях Постановления Минтруда N 28 сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации. Сертификация работ по охране труда осуществляется путем проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом учитывается аттестация рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по охране труда в отраслях экономики.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:

- степени вредности и опасности;

- степени травмобезопасности;

- обеспеченности работников СИЗ, а также эффективности этих средств.

Согласно пункту 27 Положения о Системе сертификации работ по охране труда в организациях Постановления Минтруда N 28 анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда позволяет принять решение о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия работ по охране труда - сертификата безопасности.

В том случае, если фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превосходит имеющиеся санитарные нормативы по этим трем критериям, то условия труда на данном рабочем месте считаются вредными и (или) опасными. Рабочее место, отнесенное к 3 классу по условиям труда, считается условно аттестованным. Аттестационная комиссия вносит свои предложения, направленные на приведение этого рабочего места в соответствие с нормами по охране труда.

В случае отнесения рабочего места к 4 классу по условиям труда рабочее место будет считаться не аттестованным и подлежит немедленному переоснащению либо ликвидации.

Ознакомление работников с инструкциями по охране труда - обязанность работодателя, которую он должен выполнить при заключении трудового договора (статья 68 ТК РФ).

 

3.3.2. Необходимые медицинские осмотры

 

В статье 213 ТК РФ законодатель предусматривает для некоторых категорий работников необходимые медицинские осмотры. Их обязаны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности, в целях определения профпригодности этих работников и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций обязаны проходить указанные медицинские осмотры (обследования) в целях обеспечения охраны здоровья населения, а также предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Работники, обеспечивающие движение поездов, также обязаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 года N 1020 "Об утверждении Перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам" проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минздрава N 83.

Перечень приложений к Приказу Минздрава N 83:

приложение N 1 "Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)";

приложение N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)";

приложение N 3 "Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

Работникам после прохождения предварительного и периодического медосмотров выдается на руки соответствующее заключение, скрепленное печатью медицинского учреждения. Если медицинским осмотром будет установлено, что работнику противопоказана работа с вредными и (или) опасными условиями труда, то копия этого заключения должна быть выслана работодателю, который его направил.

Предварительными медицинскими осмотрами выявляется соответствие состояния здоровья работника поручаемой работе. Периодические медицинские осмотры согласно пункту 3 приложения N 3 Приказа Минздрава N 83 проводятся с целью:

"3.1. Динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска.

3.2. Выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов.

3.3. Своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников".

Кроме того, Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными и опасными веществами, производственными факторами установлен в приложении N 4 к Приказу Минздравмедпрома Российской Федерации от 14 марта 1996 года N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".

Периодичность проведения периодических медицинских осмотров (обследований) устанавливается территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Однако периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года, а для работников в возрасте до 21 года - ежегодно.

В соответствии с медицинскими рекомендациями или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вышеназванные работники могут проходить периодические медосмотры (обследования) досрочно. Необходимость прохождения внеочередного медицинского осмотра (обследования) должна быть обоснована в направлении.

Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, проходят периодические медицинские осмотры (обследования) в центрах профессиональной патологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Из приложения N 3 Приказа Минздрава N 83 следует, что:

"Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.

В случае если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.

Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

Центр профпатологии субъекта Российской Федерации обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта Российской Федерации (в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (редакция от 02.02.2006)), и представляет ежегодный отчет в установленном порядке в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, который в установленном порядке представляет отчет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, и копию - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

Согласно части 6 статьи 213 ТК РФ медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Вопрос оплаты расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров рассмотрен в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2003 года N 207/30-3/и "Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров".

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, предусмотрено законодателем прохождение обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - Правила).

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).

Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в этом Перечне работ являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.

Освидетельствование работника может проводиться только на добровольной основе с учетом норм Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон "О психиатрической помощи").

Согласно пунктам 3, 4 указанных Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, которая создается органом управления здравоохранения для определения его пригодности по состоянию психического здоровья к выполнению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.

Из содержания пункта 7 Правил следует, что освидетельствование проводится в срок не более 20 дней с даты обращения в комиссию. Комиссия имеет право делать запрос в медицинские учреждения, выясняя необходимые дополнительные сведения в целях освидетельствования, о чем работник должен быть поставлен в известность.

Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование