Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации".
Постановлением Правительства N 399 также утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда:
Минтруд Российской Федерации разрабатывает межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М);
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О);
Госгортехнадзор Российской Федерации, Госатомнадзор Российской Федерации (ныне Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) разрабатывают правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);
Госстандарт Российской Федерации, Госстрой Российской Федерации разрабатывают государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);
Госстрой Российской Федерации разрабатывает строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);
Минздрав Российской Федерации разрабатывает государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).
В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления Правительства N 399 государственные нормативные требовании по охране труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока.
Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда или решение об их досрочной отмене принимается не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:
при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
при внедрении новой техники и технологий;
по результатам анализа производственного травматизма;
по результатам анализа профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.
Пересмотр государственных нормативов по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для их разработки.
Органы власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов власти, принимают свои правовые акты, регулирующие вопросы в сфере охраны труда.
Более широкий спектр трудовых прав и гарантий по сравнению с федеральным законодательством обеспечивается за счет бюджетных средств субъекта Федерации.
Правила по охране труда обязательны как для работодателя, так и для работников.
Бывают случаи, когда в нормативных актах, принятых на федеральном уровне и на уровне субъекта Федерации отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве определенных работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда. Тогда работодателю, с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников, следует принять необходимые меры, в целях создания безопасных условий труда для своих работников, принимая во внимание конкретные обстоятельства.
Нельзя передавать в серийное производство образцы нового оборудования без соблюдения указанных правил.
Работодатель должен разрабатывать инструкции по охране труда на основании межотраслевых либо отраслевых типовых инструкций по охране труда, а в случае их отсутствия на основании технической и ремонтной документации к используемому оборудованию, разработанных организацией изготовителем, учитывая конкретные условия производства.
В инструкции по охране труда следует изложить требования по обеспечению безопасных условий труда конкретно к профессии работника либо к виду осуществляемой им деятельности.
Инструкции по охране труда для работников разрабатываются и утверждаются работодателем в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, указанных в межотраслевых или отраслевых инструкциях по охране труда, и должны быть согласованы с представительным органом работников.
Для работников, непосредственно занятых на взрывных работах, на работах с грузоподъемными машинами, с обслуживанием электрических установок и установок, работающих под давлением, инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются на основании межотраслевых, отраслевых инструкций по охране труда, утверждаемых федеральными надзорами Российской Федерации.
Проверка и пересмотр инструкций по охране труда проводятся работодателем один раз в 5 лет.
Исключение составляют случаи, рассмотренные выше - о пересмотре государственных нормативных требований по охране труда независимо от установленного срока их действия. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасными условиями труда своих работников, а работники согласно статье 214 ТК РФ обязаны соблюдать требования охраны труда.
1.3. Охрана труда. Условия труда
При осуществлении трудовой деятельности на работника могут оказывать отрицательное воздействие различные неблагоприятные факторы производственной среды.
Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что в процессе трудовой деятельности на здоровье работников могут оказывать влияние тысячи химических и биологических веществ, около 50 факторов производственной среды и другие. Уровень воздействия неблагоприятных факторов различается в зависимости от характера выполняемых работ и от занятости в определенной отрасли производства.
Согласно части 1 статьи 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
"обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей".
Согласно части 2 статьи 210 ТК РФ реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется в результате согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и других уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
1.3.1. Гигиенические нормативы условий труда.
Вредные условия труда
Перечень тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда для определенных категорий трудящихся установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 162 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" (далее - Постановление N 162), в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 163 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (далее - Постановление N 163), Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" (далее - Приказ Минздрава N 83).
Также действуют отраслевые перечни, введенные в действие Постановлениями Правительства Российской Федерации, Постановлениями Минтруда Российской Федерации, Постановлениями Кабинета Министров СССР и другими.
Руководством 2.2.2006-05 установлены гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности.
Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03 устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Эти Нормативы утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 76 "О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03" (вместе с Гигиеническими нормативами "Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ГН 2.2.5.1313-03" (далее - Гигиенические критерии)).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2003 года N 161 "О введении в действие ГН 2.2.5.1828-03" (вместе с Гигиеническими нормативами "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Дополнение N 1 к ГН 2.2.5.1314-03. ГН 2.2.5.1828-03") определены химические факторы производственной среды и ориентировочные безопасные уровни их воздействия в воздухе рабочей зоны.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны объектов хранения и уничтожения химического оружия установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 120 "О введении в действие ГН 2.2.5.1371-03".
1.3.1.1. Перечень вредных факторов
Вредные производственные факторы - это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Вредными производственными факторами могут быть:
химический фактор, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
биологические факторы (патогенные микроорганизмы, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты);
шум на рабочих местах, производственная вибрация, ультразвук, инфразвук на рабочих местах;
микроклимат производственных помещений (температура воздуха, температура поверхностей ограждающих конструкций, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения);
Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование