Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени. Россия и страны ЕС являются ближайшими соседями, имеющими общие основополагающие ценности и цели, поэтому для отечественных политиков и ученых особый интерес представляют исследования в сфере европейской политики и государственного управления.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.95 Кб (Скачать)

Пенсии выплачиваются  частью за счет отчислений из оклада работающего чиновника (7%), частью за счет государства. Размер пенсии зависит от величины последнего оклада и количества ежегодных выплат. Пенсия не должна превышать 75% размера последнего общего оклада или максимального общего оклада.

Общий устав государственной  службы формулирует права и обязанности  чиновников. К правам относятся: свобода убеждений и совести; свобода выражения мнений (только для чиновников, выступающих кандидатами на выборные должности или исполняющих представительские функции); право на забастовку (но не политическую); право на профсоюзную деятельность; право на участие в об-суждении решений, касающихся государственных служащих; право на отпуск; право на постоянную профессиональную переподготовку; право на гигиену и безопасность труда. Что касается обязанностей, то они делятся на две группы:

- служебные обязанности, которые чиновник обязан добросовестно выполнять, и

- так называемые обязанности по статусу: проявлять сдержанность, лояльность, соблюдать достоинство, беспристрастность, умеренность.

За проступки и правонарушения чиновники могут быть привлечены к ответственности. Ответственность может быть уголовной (в случаях коррупции и злоупотребления служебным положением в корыстных целях); финансовой - если чиновник наносит материальный ущерб учреждению, в котором работает; дисциплинарной. В последнем случае дело разбирают паритетные административные комиссии, которые представляют рекомендации вышестоящему органу. Если тот выносит дисциплинарное взыскание, его следует обосновать.

Местная государственная  служба была создана во Франции в 1983-1984 гг. с принятием законов  о государственной службе, некоторые положения которых модифицировались или отменялись в после-дующие годы. Если до начала 80-х годов служащие местных коллективов работали в условиях системы найма, то после введения упомянутых законов на них была распространена система должностного продвижения. Главная особенность системы местной государственной службы, отличающая ее от центральной, заключается в предоставлении местным правительственным учреждениям и исполнительным органам власти определенных прав, касающихся создания и упразднения должностей, назначения на должности, организации профессиональной подготовки служащих, решения вопросов о повышении по службе, присвоении рангов, взысканий и увольнений служащих.

Как и в центральной  государственной службе, функционирование местной госслужбы регулируется рядом консультативных и административных органов.

Систему консультативных  органов возглавляет Высший совет  местной государственной службы. Половина мест в нем (20) предоставляется представителям коммун, департаментов и округов, другая половина - представителям профсоюзных организаций местных государственных служащих. Одно место принадлежит представителю премьер министра или министра по делам местных коллективов. Таким образом, общая численность Совета составляет 41 человек (кроме того, каждый представитель имеет двух заместителей). Председателем совета избирается представитель местных коллективов. Полномочия совета действуют в течение 6 лет.

Высший совет местной  государственной службы высказывает  свои соображения по всем вопросам, касающимся местной госслужбы (в  том числе и относительно законопроектов или проектов декретов правительства), либо по просьбе министра по делам местных коллективов, либо по собственной инициативе. Он может вносить предложения касательно подготовки нормативных документов. Он ведет также исследовательскую работу и осуществляет сбор статистических данных.

В системе местной государственной  службы существуют также Паритетные административные комиссии. Паритетные технические комитеты и Комитеты по гигиене и безопасности. Они  создаются сроком на 6 лет из представителей администрации и персонала. Их функции  аналогичны соответствующим учреждениям  в системе центральной госслужбы.

Ведущая роль в обеспечении  функционирования системы местной  государственной службы принадлежит  Национальному центру государственной  территориальной службы. Во главе  центра стоит Административный совет. Он состоит на паритетных началах из представителей местных коллективов (коммун, департаментов и округов), избираемых в соответствии с численным составом местного персонала госслужбы, и представителей профсоюзных организаций местных служащих. Совет избирает из своего состава президента и двух вице-президентов. Свои заседания совет проводит не реже трех раз в год.

Национальный центр государственной  территориальной службы определяет основные направления профессионального  образования местных государственных  служащих; утверждает образовательные  программы, усвоение которых необходимо для занятия должностей в системе  государственной службы; организует конкурсы на замещение должностей; организует профессиональное обучение и экзамены для продвижения по службе, получения нового ранга или новой должности; распространяет информацию о вакансиях и вновь учреждаемых должностях; принимает участие во всех исследованиях, касающихся проблем образования. Главным источником средств Национального центра являются обязательные взносы, уплачиваемые местными коллективами и учреждениями (до 1% совокупной заработной платы служащих). В вопросах, касающихся профессионального образования, Административному совету Национального центра оказывает помощь Совет по ориентации. В соответствии с директивами Административного совета. Совет по ориентации разрабатывает ежегодно проект программы образования, включая конкретные планы обучения.

Национальный Центр располагает 28 междепартаментскими и региональными филиалами («делегациями»), которые осуществляют образовательные программы на департаментском уровне. Им помогают в этом региональные советы по ориентации.

Советы по ориентации (центральный и местные) формируются из представителей служащих местных коллективов. В их формировании участвуют Административный совет, профсоюзы и центры управления.

Центры управления существуют в каждом департаменте и представляют собой государственные административные учреждения. Они координируют работу паритетных административных комиссий и дисциплинарных советов, разрабатывают необходимые документы, оказывают социальную помощь государственным служащим, участвуют в организации конкурсов и пр.

На местных государственных служащих в общем распространяются все положения о правах и обязанностях, предусмотренные Общим уставом служащих государства и местных коллективов. Но в их правовом положении есть и некоторая специфика. Так, служащие местных коллективов (именуемые должностными кадрами или должностными лицами) подразделяются на два корпуса: местных администраторов и местных атташе.

Система обучения государственных служащих в Франции отличается стройностью и продуманностью. В нее входит ряд специальных учебных заведений.

Важнейшее из них - известная Национальная школа администрации (ЭНА), основанная в 1945 г. Она готовит государственных служащих высшей категории. Окончание ЭНА открывает путь к самым высоким административным должностям. Ежегодно в школу принимают 100 человек (одна треть из них - иностранцы). Проводится три конкурса:

1) для выпускников университетов или институтов политических наук; для этой категории нет специальных подготовительных занятий;

2) для государственных  служащих, имеющих стаж работы 10- 12 лет;

3) для лиц свободных  профессий.

Для последних двух категорий организуются курсы подготовки продолжительностью до двух лет. Обычно в конкурсах участвуют в общей сложности около 1000 кандидатов. Отбор иностранцев проводится во французских посольствах. Учебный процесс (включая стажировку) продолжается более двух лет и рассчитан на активные методы обучения (работа с документами, семинары, контакты со специалистами, отчеты и пр.). Обучение платное. Изучаются дисциплины по следующим направлениям: юриспруденция, административное право, бюджет и налоги, экономика, государственное управление (в том числе международные и европейские аспекты), иностранные языки. Выпускникам школы предоставляются места в администрации с учетом результатов учебы.

Во главе ЭНА стоит  административный совет, председателем  которого является вице-президент Государственного совета. В него входят представители министерств, государственные служащие высшей квалификации, представители учащихся, персонала и профсоюзов. Директор ЭНА назначается декретом Совета министров и может быть снят только по представлению административного совета.

В пяти городах (Бастиа, Лилль, Лион, Мец, Нант) работают региональные институты администрации (ИРА), готовящие кадры для центральной государственной службы. Каждый из них набирает ежегодно по конкурсу 100-120 человек. Отдельные конкурсы организуются для тех, кто имеет университетское образование, для служащих администраций со стажем 4 года и для тех, кто имеет общий трудовой стаж не менее 5 лет. Обычно конкурс очень высокий. Письменные экзамены, призванные проверить общую культуру претендента (проблемы современного французского общества и международных отношений) и его знания в области правоведения и экономики, проводятся одновременно в разных городах, устный экзамен - в Париже. Экзамены принимают независимые комиссии. Те, кто сдал вступительные экзамены с лучшими результатами, имеют право первоочередного выбора института, в котором хотели бы обучаться. Обучение (вместе со стажировками) продолжается год. Успешно сдавшим все экзамены и прошедшим стажировки предоставляются на выбор должности в административных органах. Тот, кто не выдержал экзамена, должен либо начать все сначала (пересдача не допускается), либо, если он уже работает, возвратиться на свое место, не получив желаемого повышения. ИРА готовят кадры для всех министерств, но некоторые из них имеют и собственные специализированные школы.

Обучением кадров для местных коллективов ведает, как говорилось выше, Национальный центр местной государственной службы.

 

 

4. Государственная служба в Германии

В Германии, как и в  ряде других стран, государственная  служба называется в буквальном переводе на русский язык «общественной» (или  «публичной»). Это понятие охватывает всех работников государственных учреждений. К ним относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, а также полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д.

Государственная служба на всех трех уровнях (Федерации, земель и общин) регулируется федеральными законами по единой системе. Для всех трех уровней установлена единая система званий, чинов, рангов, единые правила прохождения службы, права и обязанности, ограничения и гарантии, система пенсионного обеспечения и оплаты труда.

Лица, находящиеся на государственной  службе, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Различия в их статусе определяются, прежде всего, характером их взаимоотношений с государством и выражаются в порядке приема на работу, прохождения и прекращения службы, вознаграждения за нее, в предъявляемых к ним требованиях, в содержании их прав и обязанностей.

Согласно Основному закону, при допуске к государственной  службе отсутствует какая-либо дискриминация в отношении вероисповедания или мировоззрения гражданина ФРГ.

Существование и функционирование профессионального чиновничества опирается на исторические традиции, закреплено Основным законом и регламентировано рядом специальных законов и правительственных постановлений (всего насчитывается более 20 нормативных актов о чиновничестве, включая Дисциплинарный кодекс). Общие положения, касающиеся правового статуса чиновников, сформулированы в Федеральном законе о чиновниках, принятом в 1953 г. (в настоящее время он действует в редакции 1985 г.). Статус чиновников, работающих в землях, регулируется специальным федеральным законом и земельными законами.

Чиновником считается  тот, кто:

- состоит с государством в публично-правовом «отношении службы и верности»;

- осуществляет важные государственные функции, обеспечиваю-щие безопасность государства и общества;

- публичное служебное отношение которого фиксируется в адми-нистративном акте о назначении на должность, который вручается чиновнику.

Назначают чиновника на должность  Федерация, земли, союзы общин, общины, а также другие публично-правовые образования, учреждения и организации. Прекращение служебных отношений между чиновником и государством возможно лишь на основаниях, указанных в законе, после чего чиновник уходит в отставку (если он не уволен по дискредитирующим его обстоятельствам).

Законы различают следующие категории чиновников по правовому статусу:

1) чиновники, назначаемые  на должность пожизненно;

2) чиновники, назначаемые  на должность на определенное  время на основе особых правовых  предписаний;

3) чиновники, назначаемые  на неопределенное время. Эта группа является наиболее социально незащищенной. К ней относятся те, кто закончил подготовительную службу и является претендентом на занятие пожизненной должности;

4) чиновники, назначенные  на должность с испытательным  сроком. Испытательный срок устанавливается  чиновнику по окончании им  высшего образовательного учреждения. Как правило, такой чиновник первоначально назначается на неопределенное время, а затем - на испытательный срок. После успешного окончания испытательного срока он получает должность пожизненно (если для этого имеются все необходимые правовые предпосылки). Продолжительность испытательного срока зависит от ранга чиновника и составляет от одного до четырех лет;

Информация о работе Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза