Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени. Россия и страны ЕС являются ближайшими соседями, имеющими общие основополагающие ценности и цели, поэтому для отечественных политиков и ученых особый интерес представляют исследования в сфере европейской политики и государственного управления.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.95 Кб (Скачать)

Статус центральной администрации  определяется в Законе об организации  центральной администрации 1983 г.

Статус администрации  региональных автономных образований  и местной администрации будет  рассмотрен ниже, однако остановимся  на наиболее важных аспектах. Как нам  известно, Правительство направляет в область своего представителя, статус которого определяется Законом  от 16 ноября 1983 года. Представитель  назначается на должность королевским  декретом по предложению председателя Правительства. Он руководит деятельностью  гражданских губернаторов и всей администрации государства, расположенной  на территории автономии, а также  координирует её деятельность с деятельностью  администрации области.

В связи с образованием региональных сообществ были осуществлены определённые преобразования в администрации государства. Эти вопросы регламентировались в Законе об автономном процессе 1984 года. Административная реформа осуществлялась на основании следующих критериев:

- реорганизация служб  департаментов министерств с  учётом процесса автономизации; 

- упразднение лишних структур  или преобразование их в органы  координации, планирования, инспектирования и документации;

- изменение структуры  периферийной администрации государства.

Была осуществлена передача областям периферийных служб государства  по вопросам, переданным в компетенцию  региональных сообществ, а также  перевод в их подчинение чиновников, стоящих на службе в данных органах. Передаваемые государственные служащие сохраняли своё экономическое положение, а также возможности продвижения по службе и осуществления профессиональной деятельности.

Для Испании характерен самый  низкий в Европе удельный вес государственных  служащих местного уровня, что объясняется  высокой степенью административной централизации.

Институционная администрация представлена полунезависимыми агентствами и государственными предприятиями. Они обладают определённой самостоятельностью, хотя зависят прямо или косвенно от департаментов Правительства и создаются полностью или частично на средства государственного бюджета. Деятельность таких агентств регулируется публичным правом, они являются частью государственной администрации, хотя и не относятся к центральному аппарату. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, - субъекты частного права, являются одной из разновидностей частных кампаний, однако их капитал, полностью или частично является государственной собственностью.

Лица, занятые на государственной  службе подразделяются на кадровых чиновников и обычных служащих. Государственные служащие подразделяются по корпусам. Корпус- это группа государственных служащих, которые отбираются в соответствии с единообразной процедурой, имеют одинаковую профессиональную подготовку и занимают должности с похожими полномочиями. Только в рамках центральной администрации существует около 200 корпусов.

Кадровые чиновники классифицируются по разрядам с учётом двух критериев - уровня образования и степени сложности выполняемых задач, места в иерархии должностей государственной администрации. Всего существует 30 разрядов. Для получения 4 разряда необходим аттестат средней школы, 8 - диплом технической школы, 10 - диплом университета. Разряд также зависит от класса или группы, к которой принадлежат служащие. Служащие, принадлежащие к группе А, получают разряды с 20 по 30. На этих служащих возложена функция выработки управленческих установок. Они обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой Правительства, готовить правительственные законопроекты и решения, разрабатывать инструкции, необходимые для их осуществления. Служащие группы В получают разряды с 16 по 26; на них возложена задача реализации управленческих установок. Они ведут текущую работу, а также выполняют некоторые специальные обязанности, требующие административных знаний и опыта. Группа С включает специалистов, которые получают с 11 по 22 разряды, а группы D и E - вспомогательный персонал, который получает разряды с 9 по 18 и с 7 по 14 соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Государственная служба в Северной Европе

Лица, занятые на службе в государственном секторе Финляндской республики, могут быть разделены на две больших группы: тех, кто работает в государственной администрации, министерствах, агентствах (145 тыс. чел.) и тех, кто работает на государственных предприятиях и в государственных учреждениях - почтах, телекоммуникациях, железных дорогах и т. д. (60 тыс. чел.). В первой группе около 100 тыс. человек - государственные служащие (чиновники) и 45 тыс. работают по контракту (трудовому соглашению). Муниципальные служащие составляют 250 тыс. человек и, кроме того, 195 тыс. человек работают в местных органах власти по контрактам.

Права и обязанности государственных  служащих (чиновников) определены Актом  о государственных служащих (чиновниках) 1986 г. Этот закон зафиксировал правовой статус и основные условия работы чиновников, приблизив их к обычным служащим. Особые черты статуса чиновников касаются вопросов гарантий стабильности рабочего места, привлечения к уголовной и дисциплинарной ответственности, процедур. Чиновники имеют также ряд особых обязанностей. Чинов-ник на постоянной работе может быть направлен на работу в другую службу или подразделение. Он может быть направлен на работу в другой город или регион страны, если туда перемещается служба, в которой он работает (это связано с проводимыми в северных странах реформами децентрализации). Чиновники не могут участвовать в забастовках. Высшие государственные служащие могут назначаться толь-ко Государственным советом.

Подготовка государственных служащих производится в университетах: в Хельсинки (юридический факультет, политехнический факультет) и в Тампере (факультет экономики и государственного управления). В последнее время проблемами подготовки государственных служащих стали заниматься и другие университеты страны.

Полномочия Совета министров  Дании в области организации  государственного аппарата весьма значительны. Он может производить различные реорганизации, создавать новые ведомства и упразднять старые, руководить министерствами и другими центральными ведомствами. Правда, правила, касающиеся назначения, перемещения и увольнения должностных лиц, определяются законом.

Высшие должностные лица назначаются королем по представлению правительства и могут быть перемещаемы без их согласия лишь в случае, если при этом не снижается их вознаграждение по занимаемой должности. Установленные законом правила обеспечивают стабильность состава государственного аппарата. Этим в значительной степени объясняется и преемственность политики правительств, вне зависимости от того, какая партия или блок партий стоят у власти.

Совет министров назначает  (формально это право короля) чиновников в округах, должностных лиц в Гренландии, наместника на Фарерских островах, полицмейстеров и др.

Государственные служащие работают на железных дорогах, в государственных  больницах, являются преподавателями  высших учебных заведений и т.д. Существует и местная государственная  администрация: к ней относятся  таможенная и налоговая службы, служба технической консультации, служба занятости, социального и пенсионного обеспечения.

Полиция, как и судебная система, целиком относится к  ведению государства. Это отличает Данию от ряда стран Северной Европы, в которых есть муниципальная  полиция.

Согласно действующему конституционному законодательству Швеции, право устанавливать  систему органов государственного управления, статус государственной  службы, условия ее прохождения предоставлено  риксдагу. Правительство осуществляет руководство административным аппаратом в центре и на местах.

Некоторые должностные лица высшего и среднего звена администрации назначаются правительством. При этом в одних случаях правительство вправе смещать назначаемых им лиц, в других - такого права не имеет. К первой группе относятся “политические чиновники” - министры и их заместители, руководители правительственных ведомств, прокуроры, губернаторы ленов и начальники полиции, лица высшего и среднего офицерского состава, дипломатические и консульские представители Швеции за границей, должностные лица и служащие МИД Швеции. Они могут быть уволены в отставку по решению правительства. Основной же состав высшего и среднего административного персонала является несменяемым и не зависит от политической ориентации правительства. Таких лиц можно повышать в должности, но перемещать против их желания и увольнять в отставку до достижения установленного возраста нельзя.

Что касается коммун и ландстингов, то они независимы от центральной власти и самостоятельны в вопросах определения финансового статуса и кадрового персонала. Их сотрудники не относятся к государственным служащим.

Всего в общественной администрации занято около 100 000 работников, из них 20 000 работают в коммунах, около 6 000 - в ландстингах. Все остальные - то есть более 70 000 человек - считаются государственными служащими. Категорий государственных служащих не существует.

Подготовка чиновников государственного аппарата осуществляется в университетах. Большинство из них являются по образованию юристами или экономистами

 

 

Заключение

В европейских языках термины  описания государственной службы (управления) – civil, public, publique, offentlich («гражданская», «публичная», «общественная») – подчеркивают публичный характер деятельности государственной администрации и ее взаимодействий с институтами гражданского общества. В российской традиции акцент делается на государственном характере службы (т.е. службы «государевой»).

В отношении понятия «государственный служащий» существуют такие же различия. Например, в англосаксонских странах  используется термин civil servant, в буквальном смысле означающий «гражданский служащий», т.е. чиновник, который служит обществу, а не узкой касте бюрократов. В русском переводе, в соответствии с политическими реалиями, оно обозначает не «гражданского служащего», а «государственного служащего», который подчинен не народу, а только своему начальству.

К тому же следует учитывать, что в некоторых странах Запада, имеющих стабильную систему служебного законодательства, отсутствует строгое  нормативное определение государственной  службы. Однако в этом случае законодатель указывает специфические признаки государственного служащего, которые  отличают его от других категорий  работников. Так, во Франции к числу  признаков, характеризующих государственного служащего, относятся:  1) назначение на постоянную должность, оплачиваемую из государственного бюджета; 2) присвоение определенного чина в соответствии с табелем о рангах центральной, территориальной или больничной государственной службы. На государственной службе в этой стране состоят лица, работающие в государственных учреждениях различного профиля и уровня (около половины государственных служащих работают в учреждениях образования и здравоохранения). Статус государственных служащих во Франции распространяется на гражданских и военных служащих государства; служащих органов самоуправления регионов, областей, населенных пунктов; служащих государственных учреждений здравоохранения, судей и др. Государственные служащие во Франции делятся на две большие группы:  1) служащие, работающие в государственных учреждениях по найму (на основе контракта и на условиях почасовой оплаты); 2) чиновники, которые включены на постоянной основе в штат государственных органов и назначены на должности, соответствующие их рангу в административной иерархии.

В Германии понятие «государственная служба» также охватывает всех работников государственных учреждений, к которым  относятся не только сотрудники органов  управления, но и учителя, работники  дошкольных учреждений, профессора и  преподаватели государственных  университетов, судьи, полицейские, военнослужащие и т.д. Лица, находящиеся на государственной  службе ФРГ, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Чиновником является лицо, которое состоит с  государством в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе. Чиновники и служащие (рабочие) отличаются друг от друга прежде всего тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключается трудовое соглашение, которое может быть расторгнуто.

В Великобритании гражданскими служащими являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств (за исключением занимающих судебные или политические должности), получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом. В широком смысле к  государственным служащим Великобритании относятся все служащие публичного сектора, включая как гражданских  служащих, так и военнослужащих, судей, служащих полиции и органов  местного самоуправления, учителей и  работников национальной службы здравоохранения  и т.д.

Несмотря на некоторые  отличия в определении понятия  государственной службы в странах  Запада, можно выделить следующие  общие ее признаки:  1) государственная  служба (в широком смысле) функционирует  не только в государственных органах (как в России), но и в государственных  учреждениях, предприятиях и организациях; 2) государственная служба осуществляется двумя различными категориями служащих: служащими (чиновниками), занимающими  должности на постоянной основе (исходя из принципа пожизненного найма), составляющими  костяк государственной службы, и  служащими, работающими в государственных  учреждениях по контракту. В России же в соответствии с п.6 ст.2  Закона об основах государственной службы «гражданин поступает на государственную  службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет». Таким  образом, принцип пожизненности  государственной службы в России не установлен. Кроме того, в нашей  стране, в отличие от стран Запада, учителя, врачи и преподаватели  государственных вузов – то есть граждане, владеющие, на наш взгляд, самыми главными для общества специальностями, – не являются государственными служащими  и наделены каким-то непонятным и  даже в определенной мере ущербным статусом «бюджетников».

Информация о работе Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза