Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени. Россия и страны ЕС являются ближайшими соседями, имеющими общие основополагающие ценности и цели, поэтому для отечественных политиков и ученых особый интерес представляют исследования в сфере европейской политики и государственного управления.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.95 Кб (Скачать)

Замещение должностей государственных  служащих происходит или путем назначения по усмотрению администрации, или в  результате конкурсов, на которых изучаются  документы кандидатов, проводятся собеседования  и нередко экзамены. Как и во многих других странах, в Италии ведомства  самостоятельно проводят набор своих  служащих. В министерствах, например, для каждого экзамена создаются  свои экзаменационные комиссии.

Конкурсные экзамены, приспособленные к программам соответствующих факультетов университета, проводятся письменно и уст-но. Письменные применяются большей частью к административному и исполнительскому составам, а устные - к специалистам. Почти по всем основным составам чиновников большая часть экзаменов падает на правовые науки.

В каждом министерстве функционирует так называемый Административный совет, состоящий из начальников управлений министерства и возглавляемый статс-секретарем или министром. Эта коллегия, созываемая не реже одного раза в месяц, решает вопросы о кадрах и структуре штатов по управлениям, принимает решения по конкурсному отбору на вакантные должности (обычно решается вопрос о выборе одного из трех первых, прошедших по конкурсу). Решения принимаются большинством голосов. И еще одна задача стоит перед Административными советами министерств - развитие инициативы сотрудников данного ведомства. С этой целью лицам, вносящим рационализаторские предложения, выдаются по постановлению совета так называемые стимулирующие премии.

В обязанности служащих входят: верность нации, осуществление своих функций исключительно в общих интересах, а не исходя из собственных интересов или интересов третьих лиц (данный принцип в итальянской доктрине выводится из закрепленного в Основном законе принципа беспристрастности администрации), соблюдение служебной тайны и подчиненности. К служащим, пренебрегающим своими обязанностями, могут применяться дисциплинарные санкции. В Законе-рамке специально оговаривается особая ответственность руководителей служб (ч. 2 ст. 22): применение санкций к служащим не исключает привлечения руководителей служб к дисциплинарной и административно-финансовой ответственности за причиненный ущерб своему подразделению в результате отсутствия с их стороны предусмотренного законом контроля за соблюдением служебных обязанностей подведомственным персоналом, в том числе установленной продолжительности рабочего дня и выполнения каждым работником своих служебных обязанностей.

Служащие имеют право  на сохранение своего рабочего места (перемещение  служащих одной и той же функциональной квалификации допускается только в рамках одного административного подразделения или в рамках административных подразделений одного и того же учреждения. Для определенных служащих предусмотрен запрет перемещения - обычные и административные магистраты, преподаватели университетов), осуществление полномочий в рамках собственной профессиональной квалификации, продвижение по службе (по результатам голосования с учетом качества работы и срока службы, на основании письменных и устных экзаменов, по усмотрению администрации), на определенное экономическое содержание (с учетом выслуги лет каждые два года увеличиваются дополнительные выплаты служащим, начиная с 8 %, а затем - на 2,5 %, максимальный размер увеличения -64 % в течение 16 лет).

Для определения зарплаты по должности в бюджетных учреждениях действует очень подробная тарификация, в связи с чем в системе государственного управления Италии насчитывается 60 тарифных разрядов (в частном секторе все тарифные колебания укладываются в пределах дюжины). В основе тарификации лежит совокупность целого ряда условий: потребность в специальных знаниях, необходимость длительного совершенствования на данной работе, государственная важность поста, степень его ответственности и т. д. С учетом выслуги лет служащим каждые два года увеличиваются дополнительные выплаты, начиная с 8%, а затем на 2,5% (в результате в течение 16 лет зарплата увеличивается на 64%). Пенсия за выслугу лет выплачивается после достижения 60-летнего возраста и не должна превышать 72% последнего заработка.

Государственный служащий не вправе получать другие доходы, кроме  зарплаты в данном учреждении. Это  не распространяется на акции, которые  в силу их безымянности крайне трудно контролировать. Совместительство, как  правило, не разрешается (исключение делается для преподавателей университетов, научных работников, врачей и представителей некоторых других специальностей).

При совете министров создан специальный департамент государственной деятельности, который ведет реестр служащих государственных и международных организаций, координирует управленческую деятельность и контролирует ее эффективность. Этот департамент также выявляет потребность в кадрах для государственной службы и планирует их подбор. Что касается местных органов власти, то большинство служащих низового звена попадает в них непосредствен-но после окончания средней школы, но уже с самого начала работы они проходят подготовку, ориентированную на практическую деятельность. Как правило, руководящие кадры выдвигаются из числа тех, кто начинал свою карьеру в местных органах управления.

Общепринятые нормы по подготовке управленческого аппарата в Италии только складываются. Большинство  высших функционеров готовят университеты, в особенности - юридические факультеты. Кадровое пополнение обеспечивают также  ведущие высшие учебные заведения  и научные институты, подчиненные  тем или иным министерствам. Вообще каждая ведомственная администрация, как уже указывалось, стремится  готовить собственные кадры: обычно те, кого специально готовят к работе в административном аппарате, получают статус стажеров государственной службы.

Хотя для занятия большинства  должностей обычно достаточно университетского диплома, после своего назначения чиновник должен пройти профессиональную подготовку. С этой целью в ряде вузов в последние годы возникли факультеты послеуниверситетской подготовки управленческого персонала. Кроме того, совершенствование кадров государственного аппарата, повышение их профессиональной квалификации осуществляется на курсах, организуемых Высшей школой государственного управления, созданной в 1962 г. Являясь главным центром подготовки и переподготовки кадров государственного управленческого аппарата, она координирует работу отраслевых школ и курсов, а также организует прикладные исследования в области управления. Обучение в Высшей школе государственного управления длится обычно 2-3 года. Главные предметы - политические и административные науки. В учебе чиновников, пришедших с практической работы, большое место занимает изучение зарубежного опыта, ознакомление с управленческими проблемами и методами их решения с помощью последних достижений научно-технического прогресса.

Часто чиновники экономических управленческих структур совершенствуют свои знания в общенациональных государственно-частных центрах переподготовки хозяйственных кадров. Таким цен-тром является, например, основанный в 1952 г. в Турине Институт послеуниверситетской подготовки организаторов производства - ИПСОА. Это крупный учебный и исследовательский комплекс по проблемам управления производством. Диплом ИПСОА или получае-мая после учебы ученая степень открывают широкую дорогу для заня-тия высоких постов в государственном аппарате.

Проводившиеся в Италии специальные  расследования обнару-жили дефекты в организации работы чиновников органов управления. Последовавшие санкции не могли, разумеется, кардинальным образом изменить положение. Поэтому в общественном мнении Италии утвердилось убеждение в необходимости перестройки всего государственного аппарата, придания ему большей эффективности и демократичности.

Существенные коррективы были внесены в систему государственной службы в 1992-1993 гг. В законодательном порядке было предусмотрено распространение на нее контрактной системы. В настоящее время статус служащих регламентируется на основании положений гражданского кодекса о коллективных договорах и индивидуальными контрактами. На законодательном уровне по-прежнему регулируются порядок набора на государственную службу и вопросы, касающиеся ответственности служащих и несовместимости должностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Государственная служба в Испании

Если на систему территориальной организации Испании повлияла итальянская традиция , то в государственной службе страна восприняла французскую модель. При данной модели государственные служащие действуют на основании закона, а не контракта, критерием для назначения являются профессиональные качества, определённые в ходе квалификационных экзаменов, а для продвижения по службе - выслуга лет.

Cущественных изменений в период перехода от правления генерала Франко к демократическому режиму государственная служба не претерпела. С принятием Конституции 1978 г. наиболее существенные изменения в сфере государственной службы были связаны с со-зданием автономных сообществ и с признанием права на создание профсоюзов.

Регламентация основ правового  положения государственных служб  и их служащих относится к исключительному ведению государства. Эти вопросы регулируются Конституцией Испании 1978 года, законами и королевскими декретами.

В конституции закрепляется возможность доступа граждан  на условиях равенства к общественным и государственным должностям, устанавливаются  пределы законодательного регулирования. На подобном уровне должны регламентироваться такие вопросы, как cтатус публичных служащих, условия доступа к публичной службе в соответствии с достоинствами и способностями, порядок пользования правом на профессиональные объединения, положение о несовместимости должностей и гарантии беспристрастности при осуществлении ими служебных функций. В Конституции также закрепляется принципы деятельности публичной администрации: беспристрастная служба общим интересам, эффективность, иерархия, децентрализация, деконцентрация, координация, подчинение закону и праву.

В настоящее время продолжают действовать отдельные положения Закона о гражданских служащих государства 1964 г., в соответствии с которыми к участию в конкурсе на замещение должностей государственных служащих допускаются лица, отвечающие следующим требованиям:

- имеющие гражданство Испании;

- достигшие совершеннолетия  и возраста, установленного для  каждого из корпусов служащих;

- располагающие необходимыми  документами и не имеющие физических  противопоказаний для занятия соответствующих должностей;

- лицо, подающее документы на конкурс, не должно быть уволено с государственной службе на основании дисциплинарной процедуры или лишено права находиться на государственной службе.

В 1984 г. был принят Закон  о мерах по реформе государственной службы. В соответствии с этим законом было уменьшено число служб и подразделений государственного аппарата; разрешён переход государственных служащих в рамках аппарата в другие департаменты; установлен возрастной ценз для выхода в отставку - 65 лет; унифицирована процедура подбора кадров; запрещены контакты административного характера на выполнение дополнительных или специальных работ государственными служащими, не являющимися кадровыми чиновниками. К ведению Правительства была отнесена регламентация деятельности органов, осуществляющих отбор служащих. В обязанности Национального института публичной администрации входит координация и контроль в отношении практики подбора кадров, а также сотрудничество с другими центрами, осуществляющими аналогичные полномочия. В качестве первейшей обязанности государственного служащего указывается верность Конституции при осуществлении своих полномочий.

Также в 1984 году был принят ещё один важный акт - Закон о несовместимости  должностей, распространяющийся на персонал, находящийся на службе в публичной администрации. В нём был установлен принцип занимать только одну должность в государственном секторе. Вторая должность в государственном секторе допускается только в двух сферах - педагогической деятельности и здравоохранении. Помимо этого совмещение должностей может быть допущено на основании решения Совета министров, оформленного в виде королевского декрета, либо решения органа управления регионального автономного образования.

В частном секторе государственный служащий не может заниматься бизнесом или работать в частных фирмах или у частных лиц, с которыми он имеет или имел контакты при выполнении своих служебных обязанностей в течение последних двух лет.

В январе 1990 года королевским декретом был утверждён Генеральный регламент замещения должностей и продвижения по службе гражданских чиновников государственной администрации. Этот акт регламентирует общий порядок отбора государственных служащих, однако его действие не распространяется на преподавательский и научно-исследовательский состав, здравоохранение, замещение должностей в Министерстве Обороны и Министерстве Внутренних Дел и за рубежом. Для этих категорий служащих издаются специальные нормы.

В Испании существует два  способа замещения должностей:

- конкурсный отбор для  замещения должностей кадровых чиновников;

- свободный отбор для  замещения высших должностей.

Объявление о замещении  должностей публикуется в Boletin Oficial de Estado («Государственный журнал»). Сведения об увольнении или приёме на службу в государственную администрацию должны быть внесены в центральный реестр персонала в течение трёх дней.

Государственная канцелярия публичной администрации по инициативе департаментов министерств определяет исходные позиции для объявления конкурса. В объявлении даётся перечень рабочих мест, требования, необходимые  для их замещения, указывается состав комиссии по оценке кандидатов. Каждое министерство принимает решение  о замещении должностей в своих  подразделениях или подчинённых  органах.

В состав комиссии по оценке кандидатов входят не менее пяти членов, определяемых тем подразделением, которое  объявляет конкурс, однако как минимум  один член комиссии определяется тем министерством, в подчинении которого находится персонал. Также в состав комиссии могут входить представители профсоюзных организаций и Государственной канцелярии публичной администрации. Члены комиссии должны занимать должности не ниже тех, которые подлежат замещению.

Участвовать в конкурсе могут  государственные служащие вне зависимости  от местонахождения их рабочего места  и подчинённости их службы. Однако необходимым условием является то, чтобы на занимаемой должности это лицо отработало не менее двух лет с тем, чтобы претендовать на занятие новой должности.

Свободный отбор кандидатов - прерогатива министров и государственных секретарей, в чьём подчинении находится тот или иной департамент. В данном порядке замещаются такие должности, как: заместитель генерального директора, территориальные или провинциальные представители или директора, уполномоченные департаментов министерств. При этом также даётся открытое объявление о замещении должности, в котором помимо обычных реквизитов указываются ещё и дополнительные требования. Заявления кандидатов в течение 15 дней после публикации объявления направляются в тот орган, который объявил конкурс. Чиновники, назначенные в таком порядке могут быть уволены по усмотрению администрации.

В Испании выделяют четыре уровня государственной службы:

- центральная администрация; 

- администрация региональных  автономных сообществ; 

- местная администрация; 

- и администрация полунезависимых  агентств и предприятий, находящихся  в государственной собственности. 

Информация о работе Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза