Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа
В последние десятилетия многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени. Россия и страны ЕС являются ближайшими соседями, имеющими общие основополагающие ценности и цели, поэтому для отечественных политиков и ученых особый интерес представляют исследования в сфере европейской политики и государственного управления.
Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза
В последние десятилетия
многие страны Европейского Союза встали
на путь административно-
Сегодня Европейский Союз
в обновленном виде – с единой
валютой, коллективными вооруженными
силами, конституционным договором
и в расширенном составе –
имеет гораздо больше оснований
претендовать на роль второго мирового
лидера, чем 5-10 лет назад. На Европейский
Союз приходится около 50 % российской внешней
торговли, более 52 % прямых иностранных
инвестиций в Россию идут из ЕС. Именно
поэтому будущее государств ЕС, новые
тенденции в административно-
Реформирование
Таким образом, исследование
основных направлений административно-
Цель курсовой работы состоит в выявлении важнейших общих направлений и особенностей государственной службы в странах ЕС на примере Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии.
Поставленная цель определила основные задачи работы:
- выявить базисные теоретико-методологические подходы к государственной службе в странах ЕС, а также общие принципы и направления государственной службы;
- представить модели государственной службы в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, показать её особенности и специфику в каждой стране;
- осуществить сравнительный анализ государственной службы в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, выявить их позитивные и негативные последствия, а также наиболее значимые проблемные зоны;
1.Понятие государственной службы
В специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое определение государственной службы. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что «в самом широком теоретическом понимании государственная служба – это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета … и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казенных) предприятий».
По мнению А.П. Алехина, «государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле – это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах».
Б.М. Лазарев определяет государственную службу как «служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах». С точки зрения А.В. Оболонского, государственная служба – это «вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд».
Наиболее четкое определение понятия «государственная служба» дает, на мой взгляд, Г.В. Атаманчук (Заведующий кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор): «Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах». Он считает, что в системе элементов, которые отражают взаимодействие государства и общества, власти и гражданина (государство – система государственных органов – государственный орган – государственная должность – государственный служащий – гражданин – общество), государственная служба включает прежде всего такие элементы, как государственная должность – государственный служащий – гражданин, и охватывает два вида правоотношений: между лицом, исполняющим государственную должность, и государством (через государственный орган или систему государственных органов); между лицом, исполняющим государственную должность (государственным служащим), и гражданами государства.
Среди других распространенных в литературе подходов к определению сущности государственной службы можно выделить следующие:
- это публичный социально-правовой институт, связанный с обеспечением функционирования государства в соответствии с конституцией и законами; порядок осуществления государственной власти на основе и в целях реализации права свободной жизнедеятельности человека и общества;
- неотделимый элемент современного демократического государства, одна из «несущих конструкций» государственного управления;
- публично-правовое отношение между гражданином и государством и процесс реализации законов и политики государства, административный процесс;
- единство правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и государственного управления, и социального института – сообщества, профессиональной корпорации лиц, практически исполняющих государственные функции в соответствии со своим правовым статусом;
- система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;
- особый вид управленческой деятельности – государственная административная (аппаратная) деятельность;
- государственная организация, с обозначением специфичности индивидов, совместно работающих в устойчивой системе должностной иерархии и разделения труда, имеющих дело с общей регуляцией, координацией и контролем ресурсов, людей и отдельных подсистем.
Таким образом, во множестве
определений государственной
2. Государственная служба в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии
Современный облик института
государственной службы в Великобритании
во многом определили крупные административные
реформы 70-80-х годов . Для их подготовки
был создан комитет по реформе гражданской
службы (Комитет Фултона), представивший
правительству доклад, в котором предложил
принципиально новую модель гражданской
службы - менеджеральную. Идея заключалась
в том, чтобы перенять рациональные и эффективные
методы руководства, используемые в бизнесе.
В основу реорганизации гражданской службы
положена американская модель административно-
Гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом.
В соответствии с принципом
отделения государственного управления
от политики, положенным в основу государственной
службы Великобритании, все государственные
должностные лица подразделены на две
основные категории: политиков, заменяемых
в случае ухода правительства
в отставку, и администраторов-
К числу государственных
служащих-политиков относятся
Гражданскими служащими не считаются судьи, военнослужащие, служащие полиции и органов местного самоуправления, учителя и работники национальной службы здравоохранения. Представители всех перечисленных категорий вместе с гражданскими служащими объединяются более широким понятием – «служащие общественного (публичного) сектора». Непосредственно на гражданской службе занято 10% служащих общественного сектора.
Гражданская служба подразделяется на внутреннюю и дипломатическую. Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества - дипломатическую.
Исторически гражданская служба считается прерогативой короны (королевской власти) и поэтому регулируется в основном не законами, а приказами короны в Совете, а также распоряжениями министерства финансов и других министерств в рамках своей компетенции.
В настоящее время управление
гражданской службой
По характеру своей работы и должностному статусу все гражданские служащие разделены на категории, группы и разряды. По каждой из них существует строгое описание квалификационных требований и должностных обязанностей.
В состав высшей группы служащих входят ведущие политические и административные руководители: постоянные секретари министерств, их заместители и помощники заместителей. Для них существуют особые правила пребывания в должности. Все остальные служащие разделены на несколько категорий.
Первая, «общая», категория включает группы:
административную (старшие исполнители, ученики-администраторы, секретари-помощники, клерки и т.д.); экономистов; статистиков; сотрудников служб информации и др.
Вторая категория - научные работники.
Третья - технические специалисты (инженеры, архитекторы и т.д.).
Имеется также категория юристов.
В низшую категорию входит вспомогательно-технический персонал: машинистки, стенографистки, делопроизводители, уборщики, посыльные.
Система набора гражданских служащих предполагает проведение письменных экзаменов и обязательного собеседования по программам ведущих британских университетов. При наборе на высшие должности предпочтение отдается устным собеседованиям. Назначения высших должностных лиц проводятся министром гражданской службы, т.е. премьер-министром. Назначения на другие должности - руководителями соответствующих министерств, осуществляющими набор самостоятельно, но под контролем комиссии гражданской службы.
Гражданские служащие имеют ряд существенных льгот, гарантируемых государством. Прежде всего, гарантируется пожизненная занятость служащего, преждевременные увольнения возможны только в случае грубейших нарушений трудовой дисциплины. Кроме этого, служащие освобождены от оплаты взносов в пенсионный фонд, а право на пенсию в размере одной трети заработной платы возникает у них при стаже работы в 10 лет и достижении минимального возраста ухода в отставку.
В правах гражданских служащих существуют, однако, и некоторые ограничения. Высшим должностным лицам запрещено заниматься политикой на общенациональном уровне. Для участия в местной политической деятельности всем служащим необходимо разрешение руководства соответствующего ведомства, выдаваемое не во всех случаях и при обязательном условии лояльности к учреждениям, которые они представляют. Ограничения касаются участия в финансовых операциях и тех сделках с акциями и земельными участками, которые могут привести к столкновению частных и служебных интересов. Специальное разрешение на политическую деятельность требуется и после выхода в отставку.
С конца 40-х годов снят запрет на профсоюзную деятельность гражданских служащих, а в последние годы профсоюзы получили право и на проведение забастовок.
С начала 80-х в результате реформ, проведенных правительствами Тэтчер-Мэйджора, гражданская служба Великобритании претерпела ряд существенных изменений.
Последовательно осуществлялось сокращение числа государственных служащих. К моменту прихода к власти М.Тэтчер (1979 г.) в Великобритании было 732 000 гражданских служащих, когда она ушла в отставку (1990 г.) - 565 000, а в 1995 г. - уже 554 000. Это число и дальше уменьшается.
Информация о работе Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза