Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени. Россия и страны ЕС являются ближайшими соседями, имеющими общие основополагающие ценности и цели, поэтому для отечественных политиков и ученых особый интерес представляют исследования в сфере европейской политики и государственного управления.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.95 Кб (Скачать)

Общая характеристика государственной  службы в странах Европейского Союза

 

В последние десятилетия  многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных  реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени. Россия и страны ЕС являются ближайшими соседями, имеющими общие  основополагающие ценности и цели, поэтому для отечественных политиков  и ученых особый интерес представляют исследования в сфере европейской  политики и государственного управления.

Сегодня Европейский Союз в обновленном виде – с единой валютой, коллективными вооруженными силами, конституционным договором  и в расширенном составе –  имеет гораздо больше оснований  претендовать на роль второго мирового лидера, чем 5-10 лет назад. На Европейский  Союз приходится около 50 % российской внешней  торговли, более 52 % прямых иностранных  инвестиций в Россию идут из ЕС. Именно поэтому будущее государств ЕС, новые  тенденции в административно-государственном  управлении европейских стран волнуют  не только самих европейцев, но и  российских политологов, которые с  интересом следят за тем, как европейцы  совершенствуют административно-государственный  ландшафт своих государств.

Реформирование административно-государственного управления, начавшееся в европейских  странах в 80-90-е годы ХХ века и  продолжающееся сегодня, имеет как  некоторые общие тенденции, так  и определенные различия. Глубокое осознание общего и особенного в  процессах административно-государственных  реформ в европейских странах  весьма полезно для российских политологов, имеющих возможность сопоставлять европейский опыт с развитием  российской административной реформы. Это даёт возможность учесть чужие ошибки и принять во внимание достижения других, чтобы избежать промахов при планировании дальнейших этапов реформ в собственной стране. Нельзя не согласиться с известным европейским специалистом У. Барчем: несмотря на то, что сегодня перед европейскими странами и Россией стоят сходные требования в сфере управления, «в то же время необходимо учитывать, что ответы на вызовы времени не могут быть одинаковыми».

Таким образом, исследование основных направлений административно-государственных  реформ в странах ЕС представляется актуальной научной, политической и  практической задачей

Цель курсовой работы состоит  в выявлении важнейших общих  направлений и особенностей государственной  службы в странах ЕС на примере Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии.

Поставленная цель определила основные задачи работы:

- выявить базисные теоретико-методологические подходы к государственной службе в странах ЕС, а также общие принципы и направления государственной службы;

- представить модели государственной службы в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, показать её особенности и специфику в каждой стране;

- осуществить сравнительный анализ государственной службы в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, выявить их позитивные и негативные последствия, а также наиболее значимые проблемные зоны;

 

 

1.Понятие государственной  службы

В специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое определение государственной службы. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что «в самом широком теоретическом понимании государственная служба – это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета … и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казенных) предприятий».

По мнению А.П. Алехина, «государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих  обязанностей (работы) в государственных  организациях: в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле – это выполнение служащими своих  обязанностей в государственных  органах».

Б.М. Лазарев определяет государственную  службу как «служение государству, т.е. выполнение по его поручению  и за плату от него деятельности по реализации задач и функций  государства в государственных  органах». С точки зрения А.В. Оболонского, государственная служба – это «вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд».

Наиболее четкое определение  понятия «государственная служба»  дает, на мой взгляд, Г.В. Атаманчук (Заведующий кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор): «Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах». Он считает, что в системе элементов, которые отражают взаимодействие государства и общества, власти и гражданина (государство – система государственных органов – государственный орган – государственная должность – государственный служащий – гражданин – общество), государственная служба включает прежде всего такие элементы, как государственная должность – государственный служащий – гражданин, и охватывает два вида правоотношений: между лицом, исполняющим государственную должность, и государством (через государственный орган или систему государственных органов); между лицом, исполняющим государственную должность (государственным служащим), и гражданами государства.

Среди других распространенных в литературе подходов к определению  сущности государственной службы можно  выделить следующие:

-    это публичный социально-правовой институт, связанный с обеспечением функционирования государства в соответствии с конституцией и законами; порядок осуществления государственной власти на основе и в целях реализации права свободной жизнедеятельности человека и общества;

-     неотделимый элемент современного демократического государства, одна из «несущих конструкций» государственного управления;

-   публично-правовое отношение между гражданином и государством и процесс реализации законов и политики государства, административный процесс;

-    единство правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и государственного управления, и социального института – сообщества, профессиональной корпорации лиц, практически исполняющих государственные функции в соответствии со своим правовым статусом;

-    система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;

-  особый вид управленческой деятельности – государственная административная (аппаратная) деятельность;

-    государственная организация, с обозначением специфичности индивидов, совместно работающих в устойчивой системе должностной иерархии и разделения труда, имеющих дело с общей регуляцией, координацией и контролем ресурсов, людей и отдельных подсистем.

Таким образом, во множестве  определений государственной службы можно выделить следующие наиболее существенные элементы: во-первых, предназначение государственной службы связано  с практическим осуществлением целей  и функций государства, с государственным  управлением и определяется характером государственной власти; во-вторых, государственная служба осуществляется на государственных должностях преимущественно  в государственных органах, хотя служебное законодательство некоторых  стран относит к государственным  служащим и работников государственных  учреждений и предприятий.

 

 

 

 

 

 

2. Государственная служба в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии

Современный облик института государственной службы в Великобритании во многом определили крупные административные реформы 70-80-х годов . Для их подготовки был создан комитет по реформе гражданской службы (Комитет Фултона), представивший правительству доклад, в котором предложил принципиально новую модель гражданской службы - менеджеральную. Идея заключалась в том, чтобы перенять рациональные и эффективные методы руководства, используемые в бизнесе. В основу реорганизации гражданской службы положена американская модель административно-государственного управления.

Гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом.

В соответствии с принципом  отделения государственного управления от политики, положенным в основу государственной  службы Великобритании, все государственные  должностные лица подразделены на две  основные категории: политиков, заменяемых в случае ухода правительства  в отставку, и администраторов-профессионалов, нанимаемых на постоянную работу независимой  от других административных органов  Комиссией гражданской службы.

К числу государственных  служащих-политиков относятся в  первую очередь высшие должностные лица: премьер-министр, все министры, государственные секретари и некоторые другие высокопоставленные чиновники. Безусловно, высший слой профессиональных служащих, относимых ко второй категории, самым непосредственным образом участвует в разработке политических решений, но, в отличие от министров, не несет никакой политической ответственности за их последствия.

Гражданскими служащими  не считаются судьи, военнослужащие, служащие полиции и органов местного самоуправления, учителя и работники национальной службы здравоохранения. Представители всех перечисленных категорий вместе с гражданскими служащими объединяются более широким понятием – «служащие общественного (публичного) сектора». Непосредственно на гражданской службе занято 10% служащих общественного сектора.

Гражданская служба подразделяется на внутреннюю и дипломатическую. Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества - дипломатическую.

Исторически гражданская  служба считается прерогативой короны (королевской власти) и поэтому  регулируется в основном не законами, а приказами короны в Совете, а  также распоряжениями министерства финансов и других министерств в рамках своей компетенции.

В настоящее время управление гражданской службой осуществляет премьер-министр.

По характеру своей  работы и должностному статусу все гражданские служащие разделены на категории, группы и разряды. По каждой из них существует строгое описание квалификационных требований и должностных обязанностей.

В состав высшей группы служащих входят ведущие политические и административные руководители: постоянные секретари министерств, их заместители и помощники заместителей. Для них существуют особые правила пребывания в должности. Все остальные служащие разделены на несколько категорий.

Первая, «общая», категория  включает группы:

административную (старшие  исполнители, ученики-администраторы, секретари-помощники, клерки и т.д.); экономистов; статистиков; сотрудников  служб информации и др.

Вторая категория - научные  работники.

Третья - технические специалисты (инженеры, архитекторы и т.д.).

Имеется также категория  юристов.

В низшую категорию входит вспомогательно-технический персонал: машинистки, стенографистки, делопроизводители, уборщики, посыльные.

Система набора гражданских  служащих предполагает проведение письменных экзаменов и обязательного собеседования по программам ведущих британских университетов. При наборе на высшие должности предпочтение отдается устным собеседованиям. Назначения высших должностных лиц проводятся министром гражданской службы, т.е. премьер-министром. Назначения на другие должности - руководителями соответствующих министерств, осуществляющими набор самостоятельно, но под контролем комиссии гражданской службы.

Гражданские служащие имеют ряд существенных льгот, гарантируемых государством. Прежде всего, гарантируется пожизненная занятость служащего, преждевременные увольнения возможны только в случае грубейших нарушений трудовой дисциплины. Кроме этого, служащие освобождены от оплаты взносов в пенсионный фонд, а право на пенсию в размере одной трети заработной платы возникает у них при стаже работы в 10 лет и достижении минимального возраста ухода в отставку.

В правах гражданских служащих существуют, однако, и некоторые ограничения. Высшим должностным лицам запрещено заниматься политикой на общенациональном уровне. Для участия в местной политической деятельности всем служащим необходимо разрешение руководства соответствующего ведомства, выдаваемое не во всех случаях и при обязательном условии лояльности к учреждениям, которые они представляют. Ограничения касаются участия в финансовых операциях и тех сделках с акциями и земельными участками, которые могут привести к столкновению частных и служебных интересов. Специальное разрешение на политическую деятельность требуется и после выхода в отставку.

С конца 40-х годов снят запрет на профсоюзную деятельность гражданских служащих, а в последние  годы профсоюзы получили право и  на проведение забастовок.

С начала 80-х в результате реформ, проведенных правительствами Тэтчер-Мэйджора, гражданская служба Великобритании претерпела ряд существенных изменений.

Последовательно осуществлялось сокращение числа государственных служащих. К моменту прихода к власти М.Тэтчер (1979 г.) в Великобритании было 732 000 гражданских служащих, когда она ушла в отставку (1990 г.) - 565 000, а в 1995 г. - уже 554 000. Это число и дальше уменьшается.

Информация о работе Общая характеристика государственной службы в странах Европейского Союза