Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:06, курсовая работа
В работе рассматриваются различные определения термина "политический режим", его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства. А также уделяется внимание основному вопросу, а именно классификации политических режимов.
Цель данной работы – обобщить и систематизировать знания по данной теме, раскрыть признаки, обозначить отрицательные и положительные черты каждого политического режима.
Введение……………………………………………….………3
1. Понятие политического режима………………….............5
2. Демократический политический режим …………………10
3. Недемократические политические режимы...…………… 15
3.1. Авторитаризм ……………………………15
3.2. Тоталитаризм……………………………..21
Заключение…………………………………………………...28
Список использованных источников……………………….30
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами.
Центральная государственная власть
берет на себя только те вопросы, от
решения которых зависит
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
При демократии государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д. Можно сделать вывод, что демократический режим обладает следующими чертами:
Исходя из вышеназванных
характерных черт, можно заключить,
что демократия не может
Недемократические режимы делятся на два типа:
Одним из наиболее распространённых в истории типов политических режимов является авторитаризм.
"Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц"9.
В зависимости от сочетания методов
правления может варьироваться
от умеренно-авторитарного режима с
формальным сохранением атрибутов
демократии до классической фашистской
диктатуры. Крайняя форма авторитаризма
– тоталитаризм. По своим характерным
чертам он занимает как бы промежуточное
положение между тоталитаризмом
и демократией. С тоталитаризмом
его роднит обычно автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией — наличие
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы.
Личность в авторитарном государстве
фактически не может пользоваться конституционными
правами и свободами, даже если они
и провозглашаются формально, так
как отсутствует механизм их реализации,
гарантии. Она лишена также гарантий
своей безопасности в ее взаимоотношениях
с властью, поскольку власть не стесняет
себя в применении принуждения. Провозглашается
полный приоритет интересов
В период до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий10.
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
Авторитаризм иногда определяют как
способ правления с ограниченным
плюрализмом. Он вполне совместим с
экономическим, социальным, культурным,
религиозным, а частично и с идеологическим
плюрализмом. Его воздействие на
общественное развитие имеет как
слабые, так и сильные стороны.
К числу слабых относится полная
зависимость политики от позиции
главы государства или группы
высших руководителей, отсутствие у
граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола,
ограниченность институтов артикуляции,
политического выражения
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия. Исходя из вышесказанного, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно:
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
Авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных общественных реформ.
К слабым относят:
Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политичесих режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод11.
"Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко "второму эшелону индустриального развития". Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия.
Формирование политических тоталитарных
режимов стало возможным на индустриальной
стадии развития человечества, когда
технически стали возможными не только
всеобъемлющий контроль над личностью,
но и тотальное управление ее сознанием,
особенно в периоды социально-
Нынешняя интерпретация