Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:52, контрольная работа
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
-анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
-обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
-моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Предмет исследования – вопросы сущности и видов недемократических режимов.
Введение 3
1.Понятие и основные черты тоталитаризма 4
2.Признаки авторитарного режима 7
3.Общее и особенное тоталитарного и авторитарного режимов 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Содержание
Введение 3
1.Понятие
и основные черты тоталитаризма
2.Признаки авторитарного режима 7
3.Общее и
особенное тоталитарного и
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность
средств и методов
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
по тому, в чьих руках власть;
по тому, как эта власть используется.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
-анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
-обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
-моделирование на основе
полученных данных авторского
видения в раскрытии
Предмет исследования – вопросы сущности и видов недемократических режимов.
1.Понятие и основные черты тоталитаризма
Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке. В конце 20х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.
Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма- работы Ф.Хайека « Дорога к рабству» (1944) и Х.Аренд « Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского « Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.
Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого успеха.
Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.
Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую индокринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры- монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством.
Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: « Мы первыми заявили, что чело сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.
Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок - появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы- промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.
С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.
В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал «новый промежуточный» класс- многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами.
Рядовые члены национал - социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии.
Общие предпосылки тоталитаризма следующие:
Суть тоталитарного государства в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.
2.Признаки авторитарного режима
Авторитаризм характерен как для обществ, прощающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц ( военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.
4. Монополизация власти и политики , недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального
контроля над обществом,
6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии.
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это -монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
Если взять теперь наше отечество, то Россия, по мнению исследователей, во все времена в той или иной мере «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры - правление царя Ивана Грозного ( 1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский народ по своей природе нуждается в авторитарной власти и любит авторитарных вождей.
3.Общее и особенное тоталитарного и авторитарного режимов
Режим тоталитарной власти
в отличие от авторитаризма оказывается
неполитическим образованием - в эпоху
тоталитаризма политические отношения
и институты в обществе, по существу,
исчезают или становятся формально-декоративными.
Организация тоталитарной власти имеет
иерархический характер: вверху пирамиды
находится вождь, обладающий абсолютной,
ничем не ограниченной властью; внизу
- массы, столь же абсолютно ему
подвластные. Такая организация
власти формально сходна с авторитаризмом.
В действительности же тоталитарная
власть неделима на уровни: на любом
уровне социальной иерархии индивид, обладая
властью, обладал тем самым абсолютной
властью над вверенным ему "объектом".
Различие было именно в объекте приложения
власти, но не в ее характере. Например,
любой начальник районного
Тоталитарное и авторитарное государство не могло и не может стать правовым. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции, к устранению которой так стремится власть в рассматриваемых нами режимах.
И в тоталитарном и в авторитарном режимах гражданские свободы часто признавались, но с одним решающем условием: использовались они исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества. Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от судебной. Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха". В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого. При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др.) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось – нужно было лишь признание. Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье было не её содержание, а то, что ее, возможно, было истолковать "расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3:"способствование, каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату. Но главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной совестью. "