Недемократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
-анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
-обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
-моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Предмет исследования – вопросы сущности и видов недемократических режимов.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие и основные черты тоталитаризма 4
2.Признаки авторитарного режима 7
3.Общее и особенное тоталитарного и авторитарного режимов 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.28 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

1.Понятие  и основные черты тоталитаризма 4

2.Признаки  авторитарного режима 7

3.Общее и  особенное тоталитарного и авторитарного  режимов 9

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной  власти в обществе, характеризует  степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и  определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления  экономической и политической власти господствующего класса.

В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно  провести классификацию:

по тому, в чьих руках  власть;

по тому, как эта власть используется.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

-анализ существующей  источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

-обобщение и синтез  точек зрения, представленных в  источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

-моделирование на основе  полученных данных авторского  видения в раскрытии поставленной  проблематики (метод моделирования).

Предмет исследования –  вопросы сущности и видов недемократических  режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и основные  черты тоталитаризма

 

Тоталитаризм как тип  политической системы возник  в ХХ веке.  В конце 20х годов  английская газета «Таймс» писала  о тоталитаризме  как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

   Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг. и получила развитие  в последующие десятилетия. Она широко использовалась  Западом в целях идеологической борьбы  против коммунистических стран.  Первые классические теоретические исследования  по проблемам тоталитаризма- работы Ф.Хайека  « Дорога  к рабству» (1944) и Х.Аренд « Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского  « Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

   Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма  не имели особого успеха.

   Общими отличительными признаками тоталитаризма  являются стремление  к всеобъемлющей организованности общества  и полному контролю  за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии  с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной  свободы и социальных противоречий.

     Главной общей предпосылкой  тоталитаризма является индустриальная стадия  развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую    индокринацию (насильственное  внедрение идеологии,  доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран  появились мощные  организационные монстры-  монополии, регулирующие  целые отрасли промышленности  и наладившие тесное  взаимодействие с государством.

   Тоталитаризм представляет собой  специфическую попытку разрешения обострившегося  в ходе общественного развития  реального противоречия  между усложнением социальной организации  и индивидуальной свободой.               Отец итальянского  фашизма Муссолини отмечал: « Мы первыми заявили,  что чело сложнее  становится цивилизация, тем более ограничивается   свобода личности».

   Одной из важнейших субъективных  предпосылок тоталитаризма  является психологическая неудовлетворенность человека  атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных  коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.

   Психологическая неудовлетворенность существующим  строем, а также привлекательность  тоталитаризма  резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов,  вливающих  свежую кровь  и новую энергию  в тоталитарные движения.  Кризис резко усиливает  бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых  для тоталитаризма  социальных предпосылок - появления значительных по численности  и влиянию  социальных слоев,  непосредственно участвующих  в тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию  и люмпенизацию общества. Наиболее  решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы- промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

   С помощью социальной демагогии тоталитарные движения   могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло  в основном из социальных и этнических маргиналов,  мастерски использовали  требования крестьян  о безвозмездной раздаче  помещичьих земель,  чтобы впоследствии отнять у них  всю землю,  а также массовое недовольство солдат  и всего населения разрушительной войной.

   В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма  стал «новый промежуточный» класс- многочисленные конторские  служащие, машинистки, учителя,  торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением  промышленных рабочих,  защищенных сильными  профсоюзами и государственными законами.

Рядовые члены  национал - социалистического движения в первые годы  его существования были   значительно беднее тред-юнионистов или членов  социал-демократической  партии.

   Общие предпосылки тоталитаризма  следующие:

  1. индустриальная стадия развития;
  2. нарастание  рациональности и организованности в жизни общества;
  3. появление монополий  и  их срастание с государством;                                                                                                                           
  4. этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;
  5. массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;
  6. эмоциональная уверенность   в возможности быстро  улучшить жизнь  с помощью рациональных  общественных преобразований;
  7. психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество;
  8. острый социально-экономический кризис, резко  усиливающий беды и недовольство населения;
  9. появление многочисленных  маргинальных слоев.    

  Суть тоталитарного  государства в том, что власть  правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.

2.Признаки авторитарного  режима

 

Авторитаризм характерен как для обществ, прощающихся  с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит  автократический, не ограниченный законами  характер власти,  с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством  общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц ( военная хунта,  олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность  власти, ее неподконтрольность  гражданам. При этом власть может править с помощью законов,   но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная  или  потенциальная) на силу.

4. Монополизация власти  и политики , недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме   возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального  контроля над обществом, невмешательство   или ограниченное вмешательство   во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая  при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

   Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную  власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую  автономию личности и общества во внеполитических сферах.

   Авторитаризм вполне совместим  с уважением всех других, кроме политических,  прав личности.  В то же время в условиях авторитаризма  граждане не имеют каких-либо  институциональных гарантий своей  безопасности и автономии.

   Авторитарные политические системы очень разнообразны.  Это -монархии,  деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр.  Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой,  с помощью массового истребления  и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии,  Африке и Латинской Америке оправдывали  свое существование  необходимостью  национального освобождения и возрождения.

   Если взять теперь наше отечество, то Россия, по мнению исследователей, во все времена в той или иной мере  «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры - правление царя Ивана  Грозного ( 1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский  народ по своей природе нуждается в авторитарной власти  и любит авторитарных вождей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Общее и особенное  тоталитарного и авторитарного  режимов

 

Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается  неполитическим образованием - в эпоху  тоталитаризма политические отношения  и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-декоративными. Организация тоталитарной власти имеет  иерархический характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не ограниченной властью; внизу - массы, столь же абсолютно ему  подвластные. Такая организация  власти формально сходна с авторитаризмом. В действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом  уровне социальной иерархии индивид, обладая  властью, обладал тем самым абсолютной властью над вверенным ему "объектом". Различие было именно в объекте приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник районного масштаба обладал всеми атрибутами власти - партийной, хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для  функционирования тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего  сверху вниз: тоталитарный индивид  добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти "на своем месте". Можно сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей существование этой системы

Тоталитарное и авторитарное государство не могло и не может  стать правовым. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно  открывали путь появлению оппозиции, к устранению которой так стремится  власть в рассматриваемых нами режимах.

И в тоталитарном и в авторитарном режимах гражданские свободы часто признавались, но с одним решающем условием: использовались они исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества. Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от судебной. Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха". В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого. При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др.) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось – нужно было лишь признание. Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье было не её содержание, а то, что ее, возможно, было истолковать "расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3:"способствование, каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату. Но главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной совестью. "

Информация о работе Недемократический политический режим