Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

История существования государства свидетельствует о том, что во всех веках разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 60.81 Кб (Скачать)

 

Введение

 

История существования государства  свидетельствует о том, что во всех веках разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные  единицы, автономные политические образования, обладающие суверенитетом), а также  степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

Четкого соотношения между  типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны, в  пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные  формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства  любого исторического периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед  собой то или иное государство. Другими  словами, категория формы государства  непосредственно зависит от его  содержания и определяется им.

Кроме того, серьезное влияние  на форму государства оказывает  культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями.

Для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком  смысле слова (совокупность приемов  и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы  государства отражаются внеправовые  или правовые способы осуществления  власти, методы использования тюрем  и других карательных учреждений, диктаторские или демократические  приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие или неучастие  народа в политической жизни, мера экономической  свободы, отношение к тем или  иным формам собственности и т. д.

Существуют множество  видов политических режимов, поскольку на ту или иную их разновидность оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.

Политические режимы представляют большой интерес и имеют большое значение для теории государства и права, как при характеристике государства, так и при определении его формы.

 

 

 

 

1.Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти.

 

Политический режим –  это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение  позволяет выделить следующие признаки политического режима:

1.Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2.В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно меняется.

2.Легитимность власти, как необходимая предпосылка оформления политического режима

 

Легитимность – это  принятие власти населением страны, признание  ее права управлять социальными  процессами, готовность ей подчиняться. Легитимность также означает законную власть, образованную в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Государственные органы приобретают  свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно  от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем  конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном  законом.

Легитимными должны быть и  осуществляемые органами государства  властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация – это  насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать  в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например, мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

 

3.Типология политических режимов

 

Политических режимов  очень много, поскольку на ту или  иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление их на демократические и недемократические политические режимы. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов — следующие четыре:

-демократический;

-авторитарный;

-тоталитарный;

-либеральный.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные  группы, т. к. они представляют большое  значение для теории государства  и права.

Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть  его как отдельный политический режим. Тоталитаризм — явление особенное  и важное, а поэтому и рассматривать  его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы в той или иной мере зависят  друг от друга, т. к. в всегда возможны трансформации одних режимов  в другие.

Демократический политический режим

Демократия ("democratia") с греческого - народовластие. Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Упрощенное понимание  демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что  прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она - явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим.

Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве  народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием  избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется  развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный  и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным  интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

Референдумы, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью, на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений.

На новый уровень поднимается  система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование  общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом  сообществе, предотвращение конфликтов и т. д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого  снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости  ее нейтрализации.

Нормативное регулирование  приобретает качественно новый  характер. В идеале, поскольку демократическое  общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания, и, кроме  того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в  выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает  условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых  негативных конкретно-исторических форм.

Демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала, и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Информация о работе Политический режим