Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:28, контрольная работа
История существования государства свидетельствует о том, что во всех веках разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).
Введение
История существования государства
свидетельствует о том, что во
всех веках разные государства отличались
друг от друга внутренним строением
(структурой), т.е. способом территориального
деления (административно-
В различных странах
Четкого соотношения между
типом и формой государства нет.
Из-за этого, с одной стороны, в
пределах государства одного и того
же типа могут встречаться различные
формы организации и
Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями.
Для характеристики формы
государства имеет важное значение
политический режим как в узком
смысле слова (совокупность приемов
и способов государственного руководства),
так и в широком понимании (уровень
гарантированности
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем и других карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие или неучастие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.
Существуют множество видов политических режимов, поскольку на ту или иную их разновидность оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.
Политические режимы представляют большой интерес и имеют большое значение для теории государства и права, как при характеристике государства, так и при определении его формы.
1.Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти.
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки политического режима:
1.Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
2.В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно меняется.
2.Легитимность власти, как необходимая предпосылка оформления политического режима
Легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимность также означает законную власть, образованную в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.
Государственные органы приобретают
свойство легитимности по-разному. Представительные
органы становятся легитимными на основе
проведения предусмотренных и
Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.
Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация – это насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия.
Юридическим выражением легитимности
власти служит ее легальность, т.е. нормативность,
способность воплощаться в
3.Типология политических режимов
Политических режимов очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление их на демократические и недемократические политические режимы. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов — следующие четыре:
-демократический;
-авторитарный;
-тоталитарный;
-либеральный.
Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т. к. они представляют большое значение для теории государства и права.
Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим. Тоталитаризм — явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы в той или иной мере зависят друг от друга, т. к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.
Демократический политический режим
Демократия ("democratia") с греческого - народовластие. Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она - явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим.
Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.
Референдумы, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью, на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется совпадением объекта и субъекта управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
На новый уровень поднимается
система разграничения
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания, и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Разумеется, и демократический
режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, временами
своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства),
а в некоторых исторических условиях
этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию
к анархии, охлократии, порой создает
условие для существования
Демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала, и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.