Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

История существования государства свидетельствует о том, что во всех веках разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 60.81 Кб (Скачать)

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в  организации политической и экономической жизни, которые ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных  кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система "сдержек  и противовесов" способствует уменьшению возможностей для злоупотребления  властью. Государственные решения  принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная  власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может  решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать  либеральный режим, так как и  он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т. п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Другие режимы

Кроме 4-х перечисленных  выше политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует много других режимов, которые  являются их разновидностями.

Например, с древности  известны деспотические и тиранические режимы. Их относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим  представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный  характер.

Деспотический режим

Despotia — в переводе с  греч. "неограниченная власть". Этот режим характерен для  монархической формы правления,  а именно для абсолютистской  монархии, когда власть осуществляется  исключительно одним лицом, становящимся  деспотом. Деспотии возникли в  древности и характеризовались  крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас  болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением  деспоту со стороны его подданных,  отсутствием правовых и моральных  начал в управлении. Для многих  государств азиатского способа  производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением  к труду, жесткой регламентацией  труда, распределением его результатов,  завоевательными, имперскими тенденциями  деспотический режим становился  типичной формой осуществления  власти. В деспотическом государстве  доминируют карательная, жесткая  налоговая политика по отношению  к народу.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые  при этом, потрясают воображение  своей суровостью. Жесткое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает  все поры в государстве. Деспотия держится на страхе.

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах  Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа  производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тиранический режим

Тиранический режим также  основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением  законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена  на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие "тирания" имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании  как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную  власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни  не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение  для того, чтобы посеять страх  среди населения. Овладение территорией  и населением другой страны обычно связано не только с физическим и  моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно  наблюдать в полисах Древней  Греции, в некоторых средневековых  городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в  деспотии произвол и самовластие  обрушиваются, прежде всего, на высших должностных лиц, то при тирании  им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашизм

Фашистский режим представляет собой одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной  идеологии. Целью фашистского государства  объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная  посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности  зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом  сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации  или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим  — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в  итоге к страданиям, прежде всего, своего народа. Но фашистские режимы возникают  в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат  определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические  интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к  развязыванию войн и, наконец, военная  экспансия определенным образом  отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги  крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический  централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей, и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на "великой", "исторической" национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право — это право неравенства людей, прежде всего, по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде  не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке  шовинистических, люмпенизированных  слоев населения активно борются  за овладение государственным аппаратом  либо, по крайней мере, за участие в его работе.

Переходные режимы

Переходные режимы формируются  в результате победы радикальных  оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые  в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы

Устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они  могут распространяться как на всю  территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного  положения связано с запрещением  митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств  массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и.т. д.

Решение о введении особого  режима принимается высшими представительными  органами государственной власти либо высшими должностными лицами в немедленным  уведомлением представительных органов.

 

4.Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.

 

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни  общества, выражающееся в достигнутом  уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания  и в целом в уровне правового  развития субъекта (человека, различных  групп, всего населения), а также  степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Таким образом, правовая культура – определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих подсистем, частей или элементов.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний. Это первый элемент правовой культуры.

Вторым элементом структуры  правовой культуры является уровень  развития правовой деятельности. Она  состоит из теоретической – деятельность ученых-юристов, образовательной –  деятельность студентов и слушателей юридических школ и вузов и  т.д. и практической -  правотворческой  и правореализующей деятельности. Правовая культура общества во многом зависит  от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных  органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений  на основе закона с целью его реализации.

Третьим элементом правовой культуры является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет  система законодательства. Важен в целом и уровень  развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов  органов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала  выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремится законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Информация о работе Политический режим