Недемократические политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются различные определения термина "политический режим", его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства. А также уделяется внимание основному вопросу, а именно классификации политических режимов.
Цель данной работы – обобщить и систематизировать знания по данной теме, раскрыть признаки, обозначить отрицательные и положительные черты каждого политического режима.

Оглавление

Введение……………………………………………….………3
1. Понятие политического режима………………….............5
2. Демократический политический режим …………………10
3. Недемократические политические режимы...…………… 15
3.1. Авторитаризм ……………………………15
3.2. Тоталитаризм……………………………..21
Заключение…………………………………………………...28
Список использованных источников……………………….30

Файлы: 1 файл

Оригинал.docx

— 57.17 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………….………3

1. Понятие политического  режима………………….............5

2. Демократический политический режим …………………10

3. Недемократические политические режимы...…………… 15

3.1. Авторитаризм ……………………………15

3.2. Тоталитаризм……………………………..21

Заключение…………………………………………………...28

Список использованных источников……………………….30

 

Введение

Для характеристики формы государства  имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так  и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  государственной и общественной жизни).

В характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных  учреждений, диктаторские или демократические  приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или  не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Существуют разные виды политических режимов. Их много, поскольку на ту или  иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов. Каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.

Политические режимы, а также  их классификация представляет большой  интерес и имеют большое значение для теории государства и права.

 Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев В.В., Алексеев С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

 

В работе рассматриваются различные  определения термина "политический режим", его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства. А также уделяется внимание основному вопросу, а именно классификации политических режимов.

Цель данной работы – обобщить и систематизировать знания по данной теме, раскрыть признаки, обозначить отрицательные и положительные черты каждого политического режима.

 

  1. Понятие политического режима

 Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. "Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима". В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства. Понимая форму государства, он дает определение её трех элементов:

Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе"1.

Термин "политический режим"появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина "политический режим". "Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства".

 Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. "Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле –только форма правления". Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права.

Необходимо заметить, что при  характеристике формы того, или иного  государства, полный ответ можно  дать лишь тогда, и только тогда, когда  мы рассматриваем форму государства  учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию  верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов  власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной  власти, соотношение государства  как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы  осуществления государственной  власти). Из этого следует то, что  без рассмотрения политического  режима, нельзя до конца понять, форму  того или иного государственного образования.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием".

По определению юридического словаря политическим режимом называют "в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании"2.

Исторические типы государств, как  правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и  того же типа государства и одной  и той же формы правления могли  существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. "В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев".

Платон создал целое учение о  динамике государственной жизни  и смене, в силу "испорченности человеческой натуры", её форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму. По учению Платона, появление частной собственности ведёт к демократии, т.е. к господству сильных воинов. Демократия представляет собой крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Именно демократию Платон считал одной из "испорченных"форм государства. "Демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в "неразбавленном виде"может вырождаться в свою противоположность – тиранию". Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как "ставленник народа"3.

Античный философ Аристотель –  ученик Платона, имел свои взгляды. Он делил государства по двум критериям:

  • По числу правящих лиц (один, немногие, большинство)
  • По целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан), и неправильные – личные выгоды (по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется)4.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

    • Способы и порядок формирования органов государственной власти;
    • Порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
    • Степень гарантированности прав и свобод граждан;
    • Роль права в жизни общества и решении государственных дел;
    • Место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки; разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
    • Основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов5.

 Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

В большом разнообразии политических режимов выделяют 3 основных:

      1. Демократический политический режим
      2. Тоталитарный политический режим
      3. Авторитарный политический режим.

Признаки данных режимов  будут рассмотрены в данной работе.

 

  1. Демократический политический режим

 Демократия (от древнегреческого DEMOS – народ и CRUTOS – власть) – народовластие. "Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов"6. Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): "Демократия – правление народа, избранное народом и для народа"7.

 Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

 Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существуют: институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

 Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местном уровне создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Информация о работе Недемократические политические режимы