Недемократические политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются различные определения термина "политический режим", его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства. А также уделяется внимание основному вопросу, а именно классификации политических режимов.
Цель данной работы – обобщить и систематизировать знания по данной теме, раскрыть признаки, обозначить отрицательные и положительные черты каждого политического режима.

Оглавление

Введение……………………………………………….………3
1. Понятие политического режима………………….............5
2. Демократический политический режим …………………10
3. Недемократические политические режимы...…………… 15
3.1. Авторитаризм ……………………………15
3.2. Тоталитаризм……………………………..21
Заключение…………………………………………………...28
Список использованных источников……………………….30

Файлы: 1 файл

Оригинал.docx

— 57.17 Кб (Скачать)

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление  тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

 Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм"для характеристики итало-фашистского режима.

"Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы"13. Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

 Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Наиболее важными являются следующие признаки:

    • Всеобщая государственная идеология,
    • Монополия государства на средства массовой информации,
    • Монополия государства на все средства вооружения,
    • Жестко централизованный контроль над экономикой,
    • Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
    • Особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе,
    • "государство не учитывает особенностей религиозных убеждений населения";14

 Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

 Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий "сверхинтерес"населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

 Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. "Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития"15. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

    • Глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
    • Господство репрессивных аппаратов;
    • Упразднение представительных органов власти;
    • Монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

 Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет политическая партия вождя. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет"блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Она захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

 Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его "великой идеей", например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан. Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

 Жесткий централизованный контроль над экономикой преследует две цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

 Милитаризация также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об "осажденной крепости"становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

 Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется "культ личности", культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров. Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов. Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен приходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

 

 

Заключение

Как уже говорилось, политический режим – это совокупность методов правления.

Политический режим относится  к важнейшим характеристикам формы государства.

Итак, в заключение данной работы можно сделать следующие выводы:

1. Категории политического  режима и формы государства  тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние  настолько велико, что форму государства  необходимо рассматривать только  в соотношении с политическим  режимом. Политический режим влияет  на форму государства, причем  влияет определяющим образом.  Определяющее влияние политического  режима на форму государства  выражается в том, что: 

1) конкретные формы государства  взаимосвязаны с определенными  политическими режимами (демократическое  государство не может быть  абсолютной монархией, в авторитарном  режиме нет парламентаризма);

2) политический режим  показывает действительное содержание  той или иной формы государства  (с точки зрения государственного  устройства и СССР, и США относятся  к федерациям, но СССР как федерация  мало чем отличается от жесткого  централизованного государства);

3) Политический режим  как элемент формы государства  обусловливает и остальные характеристики  государственного устройства, в  первую очередь влияя на форму  правления. 

2. Исходя из особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

3. Всякий реально существующий  политический режим представляет  определенное сочетание двух  противоположных принципов организации  социальных отношений – авторитарности (стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур) и демократизма (предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни.).

4. Научный подход к анализу политического режима предполагает выделение критериев, позволяющих дать исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

  • социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;
  • методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;
  • характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;
  • соблюдение принципа законности и защиты прав личности;
  • идеологическое оформление властных отношений.

Написав работу, хотелось бы отметить, что процесс становления и развития политического режима труден и тернист, что связано с отсутствием идеального политического режима. Каждый из них имеет не только отрицательные, но и положительные черты, соединив которые, мир бы избежал столкновений и противоречий.

Список использованных источников:

      1. "Теория государства и права", учебное пособие, под ред. Р. А. Ромашова, СПб., изд. "Сентябрь", 2002 г.
      2. "Теория государства и права". Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько, М., 2000 г.
      3. Аристотель. Политика. – Аристотель. Сочинения в 4-х тт. – Т.4. – М.:1984г.
      4. Б. А. Стародубский "Общая политология. Основы теории политической жизни общества", Екатеринбург, 2000 г.
      5. Большой Юридический Словарь, -М.; 1998 г.
      6. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.
      7. Заболотная Г. М., Криницкий А. Я. "Федеральный фонд учебных курсов. Раздел III: "Политические системы и политические режимы".
      8. Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2000.
      9. М. И. Абдулаев "Теория государства и права", изд. "Питер", 2003 г.
      10. М. Н. Марченко "Теория государства и права", М., изд. "Зерцало-М",2002 г.
      11. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. - з-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ,2000.
      12. Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства» Л. 1971. С-112.
      13. Платон. Соч. в 3 т. М. 1971г., т. I, III…
      14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.
      15. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.

1 Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства» Л. 1971. С-112.

2 Большой Юридический Словарь, -М.; 1998 г.

3 Платон. Соч. в 3 т. М. 1971, т. I, III. .. .

4 Аристотель. Политика. — Аристотель. Сочинения в 4-х тт. - Т. 4. - М.: 1984.

5 М. Н. Марченко "Теория государства и права", М., изд. "Зерцало-М",2002 г. с. 309

Информация о работе Недемократические политические режимы