Национальная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…….3
Глава I. Национальная безопасность: понятие и роль государственных органов в ее обеспечении………………………………….4
Глава II. Основные направления деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации……………………………14
Заключение………………………………………………………………24
Список использованных источников и литературы………………27

Файлы: 1 файл

ФСБ.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

Ходатайство руководителя органа контрразведки  или его заместителя о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей  статье конституционные права граждан, постановление судьи и материалы, послужившие основанием для его  принятия, представляются в органы прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим  о нарушении органами контрразведки  законодательства Российской Федерации.

Результаты контрразведывательных  мероприятий могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в  порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования  результатов оперативно-розыскной  деятельности.

Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

а) необходимость пресечения террористического  акта;

б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих  угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями  борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается  нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности.

Результаты мероприятий по борьбе с терроризмом могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в  порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования  результатов оперативно-розыскной  деятельности.

Представление материалов в органы прокуратуры для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами по борьбе с терроризмом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляется в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности».14

Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации  могут использоваться против находящихся  за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации.

Борьба с преступностью

Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством  Российской Федерации проводят оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и  наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие  по которым отнесены законом к  их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию  деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов  государственной власти могут возлагаться  и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной  службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством  об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным  законом.

Разведывательная деятельность

Осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования  специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной  границы Российской Федерации в  целях недопущения противоправного  изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защита и охрана экономических  и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами  исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках  Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

при формировании и реализации государственной  и научно-технической политики в  области обеспечения информационной безопасности, в том числе с  использованием инженерно-технических  и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной  связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Таким образом рассмотренные выше направления деятельности ФСБ России формируют всесторонний подход к разрешению проблемы обеспечения безопасности государства. Однако, данный подход следует рассматривать более детально, с последующей разработкой возникающих проблем в процессе реализации направлений деятельности Федеральной службы безопасности России. Что в свою очередь, предопределяет актуальность вопросов, касаемых данной сферы деятельности органов Федеральной службы безопасности России.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение рассматриваемой темы следует сказать, что национальная безопасность как сложное явление  представляет собой систему взаимосвязанных  элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и  форм, позволяющих не допускать или  адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы, которые приведены в следующей классификации:

- военной безопасности, мобилизационной  подготовке и мобилизации;

- конституционной безопасности;

- экономической безопасности;

- оборонно-промышленной безопасности;

- общественной безопасности, борьбе  с преступностью и коррупцией;

- информационной безопасности;

- международной безопасности;

- экологической безопасности и  охране здоровья населения.

Под угрозами национальной безопасности понимают потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим  и иным, в том числе, духовным и  интеллектуальным ценностям Нации  и Государства. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с  национальными интересами страны, в  том числе, и за пределами ее территории.

 

Видами национальной безопасности являются внешнеполитические угрозы безопасности страны, экономическая безопасность, безопасность внешнеэкономической  деятельности, военная безопасность, информационная безопасность, экологическая  и демографическая безопасность. Доктрина национальной безопасности —  это исходная концептуальная модель постановки и решения единого  взаимосвязанного комплекса упорядоченных  задач и проблем, связанных с обеспечением защищенности национальных интересов.

Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых - высокие требования к достоверности знания, выбору средств  научного анализа, методик и процедур научного исследования.

Национальная безопасность вбирает  в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических  странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

Государство является главным субъектом  обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей  и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению  безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность  сил и средств, гуманность, своевременность  и адекватность мер обеспечения  безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.

  Конечно, такая тема как “функции и задач Федеральной службы безопасности” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я попытался раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробная проработка каждой из приведенных в классификации функций,  анализ  различных теорий классификации функций и задач Федеральной службы безопасности, обработка и анализ материалов последних лет относительно данной темы   и многие другие.  Я думаю, что данная тема еще не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута всестороннему анализу в различных рефератах и научных работах.

Отечественная система обеспечения  национальной безопасности остро нуждается  в разработке научно методических основ  своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения  национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов  и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 г., М., 1993 г. Изменения 30.12.2008г.
  2. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности"(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля)
  3. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе нац. безопасности. М., 2007. – 74 с.
  4. Ващекин Н.П., Дезлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 2008. – 125 с.
  5. Волков В.Я. Геополитика и безопасность в современном мире. М., 2000.- 198 с.
  6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2008. – 364 с.
  7. Дмитриев Ю.А., Петров С.М., Идрисов Р.Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России // Право и политика. 2001. № 11. – 75 с.
  8. Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. М., 2008. – 156 с.
  9. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 2007. – 211 с.
  10. Концепция национальной безопасности РФ // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
  11. Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Проблема обеспечения «организационной безопасности» России // Обозреватель - Observer. 2008. № 11. – 83 с.
  12. Ловцов Д.А. Проблема обеспечения информационной безопасности России // Обозреватель - Observer. 2009. № 2. – 142 с.
  13. Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Проблема обеспечения социально-экономической безопасности России // Обозреватель - Observer. 1999. № 5.

1 Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе нац. безопасности. М., 2007. – 74 с.

2 Цисар Л.А. Проблемы определения понятия "национальная безопасность" в России и ее виды. "Безопасность бизнеса", 2005, № 1. С. 28

3 Золотарев В.А. Национальная безопасность страны. М., 2008. С. 28.

4 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2008. С. 293 - 294.

Информация о работе Национальная безопасность