Национальная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…….3
Глава I. Национальная безопасность: понятие и роль государственных органов в ее обеспечении………………………………….4
Глава II. Основные направления деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации……………………………14
Заключение………………………………………………………………24
Список использованных источников и литературы………………27

Файлы: 1 файл

ФСБ.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

Духовная безопасность представляет собой определенное состояние социокультурной среды, объединяющей общественное сознание, духовные ценности, культуру и обеспечивающей условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.

Таким образом, национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных  элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и  форм, позволяющих не допускать или  адекватно реагировать на возникающие  опасности и угрозы.

Основываясь на исследованиях современных  ученых Ловцова Д.А. и Дмитриева Ю.А. состояние готовности РФ к защите жизненно важных интересов страны достигается за счет создания системы национальной безопасности страны, основными задачами которой являются: 

1. В законодательной сфере: 

  1. осуществление законодательного регулирования деятельности всех государственных и общественных структур в области безопасности;
  2. рассмотрение и утверждение стратегии национальной безопасности РФ, финансового обеспечения деятельности государственных и общественных структур в области безопасности; 

2. В исполнительной сфере: 

  1. выявление и прогнозирование жизненно важных интересов страны; 
  2. оценка состояния безопасности РФ, прогнозирование ее динамики,
  3. разработка и реализация внутренней и внешней политики РФ в целях защиты жизненно важных интересов страны; 
  4. комплексное планирование и реализация программ деятельности исполнительных структур в целях обеспечения защиты национальных интересов РФ; 
  5. создание, подготовка и поддержание в достаточной степени готовности к действиям сил и средств системы обеспечения национальной безопасности РФ, в том числе для реализации правового режима чрезвычайного и военного положения; 
  6. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности СНГ в соответствии с договорны ми обязательствами; 
  7. выполнение соответствующих международ ных обязательств в сфере обеспечения международной безопасности. 

3. В судебной сфере: 

  1. надзор за соблюдением законности при осуществление правосудия по делам о преступлениях, посягающих на безопасность отдельных граждан, общества и государства, а также создающих угрозы природной среде и ресурсам, обеспечивающих жизнедеятельность общества. 

Законодательная и исполнительная системы национальной безопасности имеют иерархическую трехуровневую структуру, подразделяемую на федеральный, региональный и местный уровни. 

К федеральному уровню системы безопасности относятся Президент РФ, Федеральное Cобрание РФ, Конституционный суд, Совет Безопасности, а также Правительство РФ с подчиненны ми ему министерствами и ведомствами, Верховный суд, Арбитражный суд и Прокуратура РФ. 

На региональном уровне к органам  системы безопасности относятся  президенты, региональные органы исполнительной и судебной власти.12 

На местном уровне к органам  системы национальной безопасности относятся главы администраций, местные органы исполнительной власти. Их задачи в пределах их компетенции аналогичны задачам соответствующих органов системы безопасности регионального уровня. 

Таким образом, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов. Такая деятельность направлена также на упреждение и ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности, материальным и духовным ценностям общества, конституционно му строю, суверенитету и территориальной целостности страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные направления деятельности Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации

 

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения  безопасности Российской Федерации.Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации  по отдельным регионам и субъектам  Российской Федерации (территориальные  органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации  в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах  управления (органы безопасности в  войсках).

Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ) возглавляет  директор ФСБ на правах федерального министра. Директор ФСБ назначается  на должность и освобождается  от должности Президентом Российской Федерации. Должности директора  ФСБ соответствует воинское звание генерала армии.13

Правовую основу деятельности органов  ФСБ и руководства (управления) ими  составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О федеральной службе безопасности Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806.

Деятельность органов ФСБ осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в органах ФСБ предусматривается военная служба.

Задачами органов безопасности в войсках являются:

выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций  иностранных государств, а также  отдельных лиц, направленной на нанесение  ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и  органов;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным  законодательством к подследственности органов Федеральной службы безопасности;

предотвращение в пределах своих  полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную  тайну, в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и  органах;

организация и осуществление в  Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах  во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства  Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной  власти, а также органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных  Сил, других войск, воинских формирований и органов;

участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной  границы Российской Федерации.

При решении указанных задач  органы безопасности в войсках оказывают  содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных  Сил, других войск, воинских формирований и органов в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных  Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Таким образом, органы ФСБ выполняют  отдельные задачи и осуществляют полномочия в области обороны  и обеспечения национальной безопасности.

Следует отметить определенные направления  деятельности определены Федеральным законом "О федеральной службе безопасности Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ :

Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных  мероприятий являются:

а) наличие данных о признаках  разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций  иностранных государств, а также  отдельных лиц, направленной на нанесение  ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

д) необходимость обеспечения собственной безопасности;

е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных  государств, международных организаций  в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий  является исчерпывающим и может  быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В процессе контрразведывательной  деятельности проводятся гласные и  негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями  этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий  устанавливается нормативными правовыми  актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Проведение контрразведывательных  мероприятий, ограничивающих права  граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых по сетям  электрической и почтовой связи, допускается только на основании  постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

Проведение контрразведывательных  мероприятий, ограничивающих право  граждан на неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных  федеральным законом, или на основании  постановления судьи.

При необходимости проведения контрразведывательных  мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, руководитель органа контрразведки или его заместитель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в проведении соответствующих мероприятий, а также приводятся данные, подтверждающие обоснованность ходатайства .Перечень категорий руководителей органов контрразведки и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Рассмотрение ходатайства о  проведении контрразведывательных  мероприятий, ограничивающих указанные  в настоящей статье конституционные  права граждан, должно осуществляться судьей единолично и незамедлительно  по месту проведения таких мероприятий  или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

Рассмотрев ходатайство, судья  выносит одно из следующих постановлений:

а) о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;

б) об отказе в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Информация о работе Национальная безопасность