Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа
В современной науке выделяют три основных структурных элемента входящих в состав этики: нравственность – поведенческие установки отдельной личности; мораль – поведенческие установки человеческих сообществ; этика – наука о наиболее общих законах поведения как отдельного человека, так и человеческих сообществ.
Если нравственность связана с становлением личности, то мораль отражает сущность отношений между людьми. Первоначально она пользовалась механизмом запретов, позже обрела черты договора.
Мораль является одним из способов регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми.
1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
3. Влияние морали на современное российское право.
- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
Регулятивная. Особенностью
регулирования поведения людей
является его оценочно-
Мораль регулирует
поведение, как отдельного
Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам.
Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сама предъявляю себе требования, и сама же их выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти - остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.
Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Моральное сознание
видит мир через особую призму
и фиксирует это видение в
понятиях добра и зла, долга
и ответственности. Это не
Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Воспитательная. Мораль,
как уже не раз повторялось,
делает человека человеком.
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
То, что сегодня обычно
называется "моралью", охватывает
лишь один из этих наборов
моральных кодексов, социально-биологический
кодекс. В субъектно-объектной
1. Есть моральные кодексы,
устанавливающие превосходство
биологической жизни над
2. Есть также моральные
кодексы, провозглашающие
3. Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство интеллектуального порядка над социальным: демократия, суд присяжных, свобода слова, свобода печати.
4. Есть динамическая мораль,
которая не является кодексом.
Её можно было бы назвать
"кодексом Искусства" или
чем-нибудь в этом роде, но искусство
обычно считается настолько
Получалось так, что
статичные структуры, которые
связывают и удерживают один
уровень организации, часто на
другом уровне организации
Из этой борьбы между
конфликтующими статическими
Глава 3. Право и мораль.
Так, например, нет
сомнения, что понятие права, которым
пользуется здравый рассудок, вполне
совпадает с тем, что может
развить из него самая
Право и мораль –
самостоятельные, суверенные
Единство права и морали
Право и мораль имеют
общие черты, свойства. Главные
их общие черты проявляются
в том, что они входят в
содержание культуры общества, являются
ценностными формами сознания, имеют
нормативное содержание и
Их единство, как и
единство всех социальных норм
цивилизованного общества, основывается
на общности социально-
Что же общего между правом и моралью?
1. И те, и другие являются
надстроечными явлениями над
экономическим базисом и
2. Имеют общую экономическую,
социально-политическую и
3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
4. Они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
5. Имеют нормативный характер,
и в тех, и в других
6. Представляют собой
средства активного
Исследуя сущность
морали, отмечают, что мораль возникает
из социальной потребности в
согласовании поведения
И право и мораль
обладают способностью
Ведь право возникает
и действует, прежде всего,
в таких сферах как отношения
собственности и политической
власти. Однако они не обособлены
от морали. В тоже время, действие
права также выходит далеко
за пределы указанных
Следовательно, право
и мораль не имеют
Известно, что в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни, в то время как система права всегда выражает интересы морали различных классов. Мораль господствующих классов поддерживает правовые нормы и принципы, а мораль угнетенных классов нейтральна к праву, она противоборствует закрепленным в праве социальным позициям господствующих классов, связанных, прежде всего с обладанием собственностью и политической властью.
Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняются общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, образуя «связный ряд общения», приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей. Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы. С одной стороны, Гегель определяет посредством понятия свободы нравственность: «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания ». С другой стороны, право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли
Следует подчеркнуть,
что все политические
Таким образом, и правовая и моральная системы политически насыщены, и это объединяет их.
Выдающийся судебный
деятель А. Ф. Кони большое
внимание уделял проблеме
Право во всех его
проявлениях – как нормативная
система, движение
Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества