Мораль и право в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке выделяют три основных структурных элемента входящих в состав этики: нравственность – поведенческие установки отдельной личности; мораль – поведенческие установки человеческих сообществ; этика – наука о наиболее общих законах поведения как отдельного человека, так и человеческих сообществ.
Если нравственность связана с становлением личности, то мораль отражает сущность отношений между людьми. Первоначально она пользовалась механизмом запретов, позже обрела черты договора.
Мораль является одним из способов регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми.

Оглавление

1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
3. Влияние морали на современное российское право.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по этике.docx

— 93.51 Кб (Скачать)

Тема 1. Мораль и  право в жизни человека и общества

1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и  реального (сущего) в поведении  человека.

2. Мораль и  право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.

3. Влияние морали  на современное российское право.

В современной науке выделяют три основных структурных элемента входящих в состав этики: нравственность – поведенческие установки отдельной  личности; мораль – поведенческие  установки человеческих сообществ; этика – наука о наиболее общих  законах поведения как отдельного человека, так и человеческих сообществ.

Если нравственность связана  с становлением личности, то мораль отражает сущность отношений между людьми. Первоначально она пользовалась механизмом запретов, позже обрела черты договора.

Мораль является одним  из способов регулирования поведения  человека, особой формой общественного  сознания и видом общественных отношений. Она представляет собой систему  принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение  и сознание людей во всех сферах жизни. Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения. Моральные принципы имеют  всеобщее значение, закрепляют основы культуры  из взаимоотношений, создаваемых  в длительном процессе исторического  развития общества.

Ответственность в морали имеет духовный идеальный характер, выступает в форме моральных  оценок, которые человек должен принять  и сообразно им корректировать свое поведение.

В то же время мораль зависит  от условий человеческого бытия, потребностей человека, но определяется уровнем общественного сознания.

Выделяют следующие  функции  морали: регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную и некоторые другие.

Поскольку функция регуляции  поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических  правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

В моральных отношениях человек  выступает и как субъект и  как объект моральной деятельности.

Нравственная деятельность представляет собой объективную  сторону морали. Нравственная деятельность подразумевает под собой оценку поведения, того или иного поступка с позиций разграничения добра  и зла, достойного и недостойного и т.д. В свою очередь поведение  представляет собой совокупность поступков  человека, имеющих нравственное значение. 

Также в структуре морали принято выделять  образующие ее элементы: моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии.

 Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставлении добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми – соответствующими добру, либо злыми – исходящими из зла и к нему ведущими. Поэтому добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

 Добро и зло –  понятия высокой степени обобщения,  это предельные полярные характеристики  человеческого мира, выражающие  фундаментальные установки морального  сознания.

 

 Добро есть то, что  оценивается положительно, рассматривается  как важное и значимое для  жизни человека и общества. Добро  есть то, что позволяет человеку  и обществу жить, развиваться,  благоденствовать, достигать гармонии  и совершенства. Добро, таким образом,  уже в первом приближении ассоциируется  с жизнью, процветанием, полнотой  бытия, гармоническим взаимодействием  с окружающей действительностью.  Добро – это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

 Если в безрелигиозном  сознании добро (благо) рассматривается  только как результат нашей  оценки, то есть некой субъективной  позиции, то в религии добро  выступает характеристикой самого  мира. Оно естественно, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо с большой буквы, высшее из всех возможных благ, он – источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предпослан человеку. Люди должны не формировать свои представления о добре самостоятельно, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

 Понятие добра соотносится  с двумя другими понятиями  – доброты и добродетели, Добрым  мы называем человека, который  несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта – качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности.

 В морали конкретных  культур несомненно добром, которое не может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны, напротив, все усилия индивида предпринимаются ради их достижения. В религиозной морали это единение с Богом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшей моральной ценностью являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармоническое взаимодействие с миром, творчество, благо родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспевания. Напротив, ради них люди жертвуют многим другим. Ради родной страны не щадят жизни, во имя любви отказываются от богатства, из гуманности не соглашаются на выгодные предложения, способные утес­нить других. Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей (а в пределе – для всех живых существ), то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, от животворящих истоков бытия, к гибели.

 К моральным ценностям  вполне приемлем закон "противоотносительности". Подобно тому как металл считается драгоценным лишь благодаря своей редкости и исключительным качествам, так и выше оценивается достоинство того или иного поступка, чем реже он совершается. Ценностное сознание перевернуло отношение причин и следствий: люди считают самым возвышенным то, что исключительно. Многие поколения моралистов-проповедников мечтали о победе добра над злом. Но если бы нечто подобное и произошло, и зло бы полностью было бы устранено, то и добро бы "исчезло".

В силу договорного характера  морали в ней должны преобладать  рациональные моменты над чувственными и инстинктивными. Мораль же формулирует единые моральные принципы. Представляется, что имеется только одна общечеловеческая мораль, альтернативной морали не существует, так как в действительности никто не исповедует принципов противоположных основным принципам морали, например, «золотому правилу этики»: «не делай другому то, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»

В то же время, и моральные  установки внутри одной культурной традиции могут существенно различаться  в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких примеров такого варианта является библейская притча о человеке, готовом принести в жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному повелению. Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не соответствующим нормам христианской морали. Однако в случае, если этого хочет Бог, такой поступок для христианина перестает быть антиморальным (хотя остается личной трагедией), поскольку источником установлений, составляющих систему морали для христианина, является Бог, а значит, ни одно его повеление по определению не может быть не моральным.

 Еще более изменчивыми  являются моральные нормы и  приоритеты, разделяемые различными  субъектами, поскольку в этом  случае дополнительным действующим  фактором становятся также особенности  психики и личный опыт каждого отдельного человека.

Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории  добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных  принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой  все они вытекали бы, как выводы из логической посылки.

 Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории "добра" и "зла", «нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей ».

Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей  от других и показать, каким образом  они сплетаются в живую ткань моральной жизни.

Совокупность моральных  идей и чувств может быть сведена  только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из последних служит внутренней основой  целой массы явлений морали и  дает начало особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого.

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

 

2. Мораль и  право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Понятие права.

 

1.1. Термин право.

 

1.2. Позитивное право.

 

1.3. Формы позитивного  права.

 

2. Понятие морали.

 

2.1. Термин мораль.

 

2.2. Функции морали

 

3. Право и мораль.

 

3.1. Единство права и  морали.

 

3.2. Взаимосвязь права  и морали.

 

3.3. Противоречия между  правом и моралью.

 

3.4. Отличительные особенности..

 

 Заключение.

 

 Литература.

 

Введение.

 

 Особое место в формировании  духовного мира личности. Её сознания  и культуры, активной жизненной  позиции, принадлежит праву и  морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

 

История

 

 По вопросу о праве  и морали в литературе содержится  изложение различных учений, школ, концепций и т.п. Хотелось бы  несколько из них отметить. Взаимосвязь  морали с правом являются одними  из тех ключевых вопросов, которые  продолжают оставаться актуальными,  интересными и важными уже  на протяжении многих веков.

 

 С одной стороны, это связано с тем огромным значением, которое сыграли все эти понятия в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права и созданных на основе права институтов управляли жизнедеятельностью человека в течение большей части его истории, тогда как моральные нормы, в свою очередь, обеспечивали мотивацию действий, как индивидуумов, так и общества, формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства.

 

 В то же время,  взаимосвязь права, морали является, одним из тех вопросов, на которые  абсолютно невозможно дать какой-либо  единый ответ, как потому что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.

 

 Следствием этого является  ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы взаимосвязи морали  и права освещаются в трудах  многих крупнейших историков,  философов и юристов, каждая  из предложенных теорий страдает  как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени)  недоказуемостью.

 

 На протяжении многих  веков этот вопрос волновал  лучшие умы человечества. И сейчас  он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются  важнейшими факторами общественной  эволюции, непременными спутниками  современного общества. От их  взаимодействия зависит не только  развитие, но и само выживание  человечества. Право как социальный  институт существовало не всегда. Если «естественное общество»  возникает вместе с появлением  древнего человека (homo habelis - “человек умелый”) около 2 млн. лет назад, а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад, то впервые право возникло в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без права, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Так, на смену примитивным формам регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные и сложные. Им стало право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность человека можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:

Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества