Мораль и право в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке выделяют три основных структурных элемента входящих в состав этики: нравственность – поведенческие установки отдельной личности; мораль – поведенческие установки человеческих сообществ; этика – наука о наиболее общих законах поведения как отдельного человека, так и человеческих сообществ.
Если нравственность связана с становлением личности, то мораль отражает сущность отношений между людьми. Первоначально она пользовалась механизмом запретов, позже обрела черты договора.
Мораль является одним из способов регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми.

Оглавление

1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
3. Влияние морали на современное российское право.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по этике.docx

— 93.51 Кб (Скачать)

 

 Правовая жизнь общества  не может развиваться вне моральных  категорий гуманизма и социальной  справедливости, совести и чести,  добра и человеческого достоинства,  свободы и ответственности. Органически  включенность этих нравственных  идеалов и принципов в реальные  правовые связи и отношения  – свидетельство повышения идеалов  и моральной ценности права.  «Нравственное измерение» права  – неотъемлемое условие его  дальнейшего развития и совершенствования,  усиление его личностной, гуманистической  ориентации.

 

 Правовые и нравственные  нормы имеют общее целевое  назначение – воздействие на  поведение людей. Вместе с тем,  различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает  своей спецификой.

 

 Общее в праве и  морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.

 

 Право и мораль как  социальные регуляторы неизменно  имеют дело с проблемами свободной  воли индивида и его ответственности  за действия. Они обращены к  разуму и воле человека, помогая  ему адаптироваться в сложном  и изменчивом мире общественных  отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях.

 

 Вместе с тем право  и мораль выступают как мерила  свободы индивида, определяют ее границы. Право является формально конкретно исторически обусловленной мерой свободы. Причем речь идет не об абстрактной свободе, а о тех ее масштабах, которые детерминированы конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества. «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода».

 

Взаимосвязь права и морали

 

 Мораль и право тесно  взаимосвязаны, более того, можно  говорить о глубоком взаимопроникновении  права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

 

 По мнению Ю.А. Агешина: «…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений». Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

 

 Мораль, как сложносоставное  явление включает в себя разнородные,  с точки зрения динамизма, элементы. Одни из них, как пример, общественные  права, обладая крайним консерватизмом характеризуется и наименьшей динамикой, другие же, как например, прогрессивный нравственный идеал, в целом опережая достигнутый уровень социально-экономического уровня развития, идут впереди права, стимулируя динамизм правового развития.

 

 Исследуя вопрос о  взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе, регулируется  морально, т.е. подлежит моральной  оценке.

 

 Правовая система государственно-организованного  общества закрепляет жизненно  важные для всего общества  требования морали, нравственную  культуру населения страны, исходит  из того:

 

- что нравственная основа  права, является важной составной  величиной общей регулятивной  потенции права;

 

- что право должно  быть нравственным, законы должны  быть справедливыми и гуманными.

 

 Величайшую нравственную  ценность представляют собой  основные права человека –  юридическое выражение его свободы  и достоинства. Фактическая реализация  этих прав является условием  обретения человеческого счастья,  ибо права человека по существу  есть его устремление к счастью,  признанное законом.

 

 В работе Гегеля  «Философия права» вопросы права  трактуются в органической связи  с вопросами морали и нравственности. Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Мораль, по мнению Гегеля, требует даже, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступали бы в действия моральные определения». Гегель отмечает что, чтобы поступок имел моральную ценность. Необходимо понимание того, справедлив он или несправедлив, является ли он хорошим или дурным.

 

 История развития цивилизации  свидетельствует, что право и  мораль как составные части  культуры общества органически  связаны друг с другом. На тесную  взаимосвязь права и морали  указывают исторические памятники  права Древнего мира, средних  веков и нового времени. Об  этом свидетельствует применение  морально-этических понятий в  оценке содержания законов, других  источников права. Изречение древних  «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали.

 

 Исторически можно  проследить, как моральное начало  уважения и любви к ближнему, влияя на законодательство, постепенно видоизменяло действующее право. Сочетая свое действие с действием других прогрессивных сил истории, оно способствовало усовершенствованию права в смысле приближения его к нравственному идеалу. Требуя, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобы личность уважалась всегда и во всем, оно содействовало ниспровержению вековых оков рабства и крепостничества, гуманизации карательной системы, установлению правосудия, равного для всех.

 

 С точки зрения Е.  А. Лукашевой исследование проблемы  взаимодействия права и морали  следует начинать с генезиса  и социальной сущности нормы.  Выявления ее места в системе общественных отношений, в социальной деятельности людей. Нормативная структура – один из важнейших признаков правовой и моральной системы, поэтому рассмотрение социальной природы нормативности будет способствовать раскрытию как общего присущего праву и морали, так и специфики социальных регуляторов».

 

 Нормативность, как  уже отмечалось, характерна и  для различных форм сознания  – политического, правового, морального, эстетического. Общественное сознание  на основе практической деятельности  вырабатывает общие принципы, ценности, оценки, суждения, которые вплетаются  в реальные общественные отношения,  выступая регулятором поведения  людей. Поэтому норма является  сплавом общественных отношений  и сознания, она органично проникает  и в отношения, и в сознание  и придает им энергию социального регулятора.

 

 «Право, - так учит современная  юриспруденция, - есть результат  борьбы различных общественных  сил – сложный продукт их  взаимодействия» . Отражая на себе следы этой борьбы и этого взаимодействия, оно никогда не может быть ни строго логическим, ни вполне совершенным. Стремясь к примирению различных общественных элементов, оно удовлетворяет их, насколько возможно, но никогда вполне. Отсюда вечное искание новой правды, которое не может прекратиться, как не могут исчезнуть общественные различия и разногласия. «Развиваясь из противоречий и столкновений, право стремится стать силой, господствующей над всеми другими силами. Его цель на месть хаоса сталкивающихся воль поставить закон одной верховной воли. Но это возможно только при помощи существующих факторов, и особенно самого могущественного из них. Затруднение увеличивается еще тем, что нельзя найти такого принципа, на искрением признании которого могли бы сойтись все партии. Человеческие интересы не гармонируют между собой. Немыслимо поэтому, чтобы право когда-либо одновременно воздало должное всем законным интересам. Столь же мало способно оно урезать одинаково все притязания, ибо для этого не существует никакого масштаба. Оно неизменно будет содержать в себе элементы партийности и несправедливости» .

 

 Воздействие морали  на право сказывается в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни. Правда и милость должны царствовать совместно.

 

 Право имеет чрезвычайно  важное значение для развития морали. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Только организация твердого правового порядка вносит в общество прочное и устойчивое замирение различных общественных элементов. Но когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается и лучшая почва для развития нравственных отношений. Под охранительной сенью закона, обеспечивающего общественный порядок, утверждаются и упрочиваются моральные связи.

 

 С другой стороны,  запрещая и карая злые проявления  человеческой воли, право имеет  известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный  произвол человеческих страстей  и в самом внутреннем мире  человека оставляет следы своего  воздействия.

 

 Вот почему так важно,  чтобы весь правовой склад  общественных отношений проникался нравственным духом и чтобы правовая жизнь народа протекала в здоровой атмосфере твердого порядка и законной справедливости.

 

 Право и мораль имеют  также общее функциональное назначение: они формируют эталоны и стандарты  поведения, составляющие, ценностно-нормативную  ориентацию общества.

 

 Наиболее характерной  чертой взаимодействия права  и морали является их сближение,  взаимопроникновение, усиление их  согласованного воздействия на  общество. В процессе совместного  регулирования общественных отношений  возникает качественно новое  явление - морально-правовое воздействие.

 

 Право и мораль как  составные части этого явления,  не растворяясь в нем и не  теряя своих индивидуальных качеств,  в совокупности образуют социальную  ценность, реально существующую  и активно влияющую на практику.

 

 Характерной чертой  права должна быть его моральная  обоснованность, ибо сохранение  нравственных отношений есть  не только право законодателя, но и его обязанность.

 

 На действие норм  морали оказывают влияние весь  уклад жизни общества, само социальное  общение индивидов. Учреждения  культуры воспитывают граждан  в духе правового и нравственного  сознания. Активную роль в воспитании  нравственной культуры личности  играет положительный пример  сограждан, способствующий тому, что требования общественной  морали становятся убеждением, составной  частью самосознания, жизненной  позиции человека. Вместе с ростом  сознательности граждан возрастает  эффективность правового регулирования  общественных отношений, выполнение  требований норм права воспринимается  гражданами как долг перед  обществом и государством, расширяется  и углубляется взаимодействие  права и морали.

 

 Таким образом, если  право и мораль, отделившись друг  от друга, избирают для себя  самостоятельные пути развития, то они все же не утрачивают  своего взаимодействия: там, где  право отказывается давать какие-либо  предписания, выступает со своими  велениями мораль; там, где мораль  бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения.

 

 С течением времени  взаимодействие права и нравственности  скорее крепнет, чем ослабляется,  и, быть может, отдаленное будущее готовит нам новое единение обеих областей, при котором юридические нормы вернее будут отражать требования нравственного сознания, и внутреннее чувство чаще и полнее будет одухотворять собой внешнее исполнение закона.

 

4.Противоречия между правом и моралью

 

 Между правом и нравственностью  могут быть и противоречия, отражающие  отсутствие их должной согласованности.  Вопрос о порождающих их причинах  решается по-разному. Одни объясняют  это изменениями в экономической  жизни, другие - влиянием иных  частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Противоречия эти устранимы.

 

 Эти противоречия преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

 

 И для права, и  для нравственности их тесная  связь оказывается с течением  времени неудобной; обе сферы  отношении стремятся к отдалению  друг от друга. Отделение права  от нравственности вызывается  развитием общественной жизни,  когда более сложные отношения  и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердых основ юридического оборота. Обособление нравственности от права обусловливается развитием личности, когда пробудившиеся сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.

 

 Право должно рано  или поздно выработать для  себя такие формы, которые ставит  его в известное противоречие  с началом нравственной свободы и способствуют его обособлению от нравственности. Первым шагом к этому обособлению является установление правил, точно и подробно определяющих отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу. И нравственность имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя нравственному чувству каждого отдельного человека определить подробности и избрать меру исполнения нравственных велений. Высказывая заповедь любви к ближним, нравственность не определяет точно способов и размеров проявления этой любви. Все это предоставляется нашей нравственной свободе. Отсюда постоянные и вполне допустимые колебания в исполнении нравственного закона, который у одних вызывает лишь слабую дань признания к его требованиям, у других - пожертвование всех своих сил и средств на служение нравственным целям.

Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества