Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа
В современной науке выделяют три основных структурных элемента входящих в состав этики: нравственность – поведенческие установки отдельной личности; мораль – поведенческие установки человеческих сообществ; этика – наука о наиболее общих законах поведения как отдельного человека, так и человеческих сообществ.
Если нравственность связана с становлением личности, то мораль отражает сущность отношений между людьми. Первоначально она пользовалась механизмом запретов, позже обрела черты договора.
Мораль является одним из способов регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми.
1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
3. Влияние морали на современное российское право.
Результатом правотворческой
деятельности является
Главным нормативным
юридическим актом является
В ходе правового
развития происходит изменение
удельного веса в той или
иной национальной юридической
системе форм позитивного
В современных условиях
происходит известное
Глава 2. Понятие морали.
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.
Содержание и само
понимание терминов "мораль" и
"нравственность" в огромной
степени зависят от историко-
В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии” . Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.
Мораль возникает и
развивается на основе
Можно с полной уверенностью
сказать, что мораль является
как бы прародительницей и
государства и права, и что
отвечать народным чаяниям
1.Термин мораль
Мораль такая же
динамическая регулятивная
Существует несколько научных определений морали:
Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений
В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение” .
Мораль и нравственность
– одно и то же. В научной
литературе и в практическом
обиходе они употребляются как
идентичные. Впрочем, некоторые аналитики
пытаются установить здесь
Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.
Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д. ».
В современной философской
литературе под моралью
В то же время, и моральные установки внутри одной культурной традиции могут существенно различаться в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких примеров такого варианта является библейская притча о человеке, готовом принести в жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному повелению. Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не соответствующим нормам христианской морали. Однако в случае, если этого хочет Бог, такой поступок для христианина перестает быть антиморальным (хотя остается личной трагедией), поскольку источником установлений, составляющих систему морали для христианина, является Бог, а значит, ни одно его повеление по определению не может быть не моральным.
Еще более изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным действующим фактором становятся также особенности психики и личный опыт каждого отдельного человека.
Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Современная наука
о морали приходит к убеждению,
Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории "добра" и "зла", «нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей ».
Задача науки о морали
может заключаться только в
том, чтобы отделить каждую
из этих нитей от других
и показать, каким образом они
сплетаются в живую ткань
Совокупность моральных
идей и чувств может быть
сведена, таким образом,
Наоборот, каждый из
них в качестве моральной
2. Функции морали.
Мораль не имеет
объективной реальности. Можно смотреть
в микроскоп, телескоп или
С точки зрения субъектно-
Роли морали в жизни
общества и отдельной личности
многочисленны. Трудно
Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали.
Коль скоро она есть,
мы движемся по ней
- регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));
- воспитательной, (содержит
в себе отчасти оценочно-
- познавательной, (содержит
ориентирующую и
- оценочно-императивной,
- ориентирующей,
- мотивационной,
- коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Поскольку функция
регуляции поведения
Элементами морального регулирования являются:
- идеал, выражающий
- система норм, соблюдение
которых является необходимым
условием функционирования
Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества