Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа
В истории России подготовка допризывной молодёжи к службе в армии всегда имела большую государственную значимость. К сожалению, в настоящее время допризывной подготовке в стране уделяется недостаточное внимание и в основном она сводится к учебному курсу ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). За последние 10-15 лет, кураторская работа проводимая войсковыми частями по подготовке допризывной молодёжи к службе в армии значительно снизилась. В настоящее время у молодёжи наблюдается резкое падение престижа службы в Вооружённых силах РФ. Так, проводимые социологические опросы показывают, что если в 2004 году 41% юношей идут служить с желанием, то в 2007 году такое желание высказал лишь каждый пятый призывник.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Развитие скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста (обзор литературы) ………………………………….. 6
1.1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………….. 6
1.2. Анатомо – физиологические и психические особенности юношей допризывного возраста (16-18 лет) ……………………………………………… 23
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ……………………………………………………………25
Глава II. Методы и организация исследования …………………………….. 42
2.1. Методы исследования ……………………………………………………….. 42
2.2. Организация исследования …………………………………………………. 43
Глава III. Методика повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста и результаты исследования её эффективности ……............................................................................................... 45
3.1. Разработка методики повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………… 45
3.2. Внедрение методики в педагогический эксперимент …………………….. 46
3.3. Проверка эффективности данной методики в педагогическом
эксперименте .......................................................................................................... 48
Выводы ……………………………………………………………………………. 49
Библиографический список ………………………………………
Это методика является одной из основных, особенно в тех видах деятельности, где большую роль играет относительная сила, т.е. прирост силы идет без увеличения мышечной массы. Однако в работе с начинающими спортсменами и детьми ее применять не рекомендуется.
Развитие собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в уступающем режиме работы мышц, предусматривает применение в работе с начинающими спортсменами отягощений весом 70-80% от максимума, показанного в преодолевающем режиме работы мышц. Постепенно вес доводится до 120-140%. Целесообразно применять 2-3 упражнения с 2-5 повторениями (например, приседание со штангой на плечах). Более подготовленные могут начинать работу в уступающем режиме с отягощением 100-115% от лучшего результата в преодолевающем режиме и доводить его до 140-160%. Количество повторений упражнения небольшое (до 3), выполняемых с медленной скоростью. Интервал отдыха не менее 2 минут.
Работу в уступающем режиме работы мышц рекомендуется сочетать как с преодолевающим, так и с изометрическим режимом.
Методы определения уровня развития силовых способностей
В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: а) с помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; б) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп, в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).
В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения (жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п). Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).
Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивание, отжимание на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант – только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх с взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.
По большинству из этих контрольных
испытаний проведены
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Анализ литературных
2. Беседа.
3. Метод контрольных упражнений.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод педагогического
6. Метод статистической
Анализ литературных источников - этот метод был использован для изучения состояния вопросов, исследуемых в дипломной работе, с целью чего было проанализировано большое количество литературных источников. Анализ был направлен на изучение и сопоставление материалов по исследуемым вопросам.
Беседа помогает общаться с занимающимися. С ее помощью устанавливаются отношения между занимающимися и тренером, помогает повысить активность, узнать тренеру своих учеников, оценить проделанную работу.
Метод контрольных упражнений использовался с целью определения влияния физических нагрузок и физических упражнений на развитие скоростно-силовых способностей.
Педагогический эксперимент
Метод педагогического наблюдения – основной метод, используется для анализа и оценки педагогического процесса без вмешательства исследователя в процесс.
Метод статистической обработки проводится в нескольких этапов:
1. Наблюдение – планомерный
сбор данных, необходимых для
характеристики интересующих
2. Сводка статистических данных,
их систематизация и
3. Анализ полученного материала.
2.2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В подготовке юношей допризывного возраста физические упражнения изобилуют различными по характеру движениями. Они бывают как собственно – силовыми, так и скоростно-силовыми.
Скоростно-силовые движения характерны, когда спортсмены стараются сочетать высокую скорость сокращения мышц с их большим напряжением. Особенно большие возможности для совершенствования специальных скоростно-силовых способностей имеются у юношей допризывного возраста.
Специально отобранные упражнения, имеющие положительное влияние одновременно на развитие скоростно-силовых качеств и на их техническую подготовленность, были включены в программу экспериментальной методики для апробации на юношеском контингенте. Эти упражнения и технические действия как основные средства обеспечивают существенную ступень взаимосвязи между развитием скоростно-силовых качеств и уровнем их технического мастерства.
Педагогические исследования проводились в три этапа.
На первом этапе проводился анализ всех имеющихся данных по интересующему нас вопросу. Теоретическое обоснование, изучение и анализ научно – методической литературы по теме работы.
На втором этапе исследования был разработан комплекс специальных упражнений и методика для развития скоростно – силовых способностей.
На третьем этапе с 1 сентября 2010 года по 30 мая 2011 года проводился педагогический эксперимент. Исследования проводились в МКОУ СОШ
п. Кулун Ужурского района.
Подобранны идентичные по
Кроме того, для развития скоростно-силовых способностей юношей, нами были подобранны примерные упражнения, которые мы включали в тренировку и в самостоятельную подготовку юношей, при выполнении которых можно проявить скоростно–силовые способности.
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ
ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
Разработка содержания экспериментальной программы велась в направлении подбора системы как общеразвивающих упражнений, так и упражнений на освоение техники выполнения.
Контрольная группа продолжала тренироваться, как и прежде, по традиционной методике три раза в неделю, с продолжительностью тренировочного занятия 90 минут, а экспериментальная при этом же тренировочном объеме в отличие от контрольной группы стала заниматься по экспериментальной специально разработанной программе.
Учебно-тренировочные занятия
1. В подготовительную часть занятия включились 4-6 упражнений.
2. В основной части занятия
при главной задаче по
3.2 ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
В целях проверки эффективности
разработанной
Мы решили, что отбираемые для контроля тесты должны быть, во-первых, достаточно информативными и надежными, во-вторых, несложными по процедуре измерения результата и его оценке, в-третьих, отражать специфику проявления различных физических качеств и, в-четвертых, учитывать особенности конкретного контингента.
Таким образом, в эксперименте были
применены следующие
1. прыжки в длину с места;
2. бег 60 метров;
3. упражнения для определения гибкости;
4. подтягивание на высокой
5. отжимание от пола за 15 сек.;
6. шестиминутный бег.
В начальной стадии эксперимента,
тестирование учащихся было проведено
с целью определения
Анализ их свидетельствует, что показатели в тесте «гибкость» равны в среднем 11,3±2,89см, в тесте «отжимание за 15 сек» 19,1±2,36 раз, в тесте бег 60 метров 9,5±1 с, тесте «подтягивание на высокой перекладине» 12,3±3,94 раз, в тесте «прыжки в длину с места 227,7±17,36 см, шестиминутный бег 1660±20м.
При тестировании участников контрольной группы в начале эксперимента получены фактические результаты, приведенные в таблице 2.
Из краткого анализа фоновых показателей видно, что уровень их для участников экспериментальной и контрольной групп на данном этапе исследования статистически примерно однороден. Наименьшая разница наблюдается в тестах: гибкость - 11,3±2,89 см в экспериментальной группе и 11,1±1,75 см в контрольной; подтягивание - 12,3±1,24 раз в экспериментальной и 12,0±2,4 раз в контрольной группе; бег на 60 м. – 9,5±0,8 сек. в экспериментальной группе и 9,2±0,8 сек в контрольной группе.
В ходе эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок произошли существенные позитивные изменения у спортсменов обеих групп по всем шести измеряемым показателям.
Анализируя более подробно динамику изучаемых данных экспериментальной группы (таблица 3) можно отметить, что в этой группе произошли значительные изменения. Такие значительные положительные изменения явились следствием целенаправленной тренировки участников экспериментальной группы на основе разработанной методики учебно-тренировочного процесса.
Анализ данных показывает: в контрольной группе тренировавшихся по обычной методике произошли изменения показателей в сторону их улучшения, однако они не так значительны, как в экспериментальной группе (таблица 4).
3.3. Проверка эффективности данной методики в педагогическом эксперименте
Подробный анализ данных свидетельствует о достоверном различии между группами. Результат выполнения шестиминутного бега: в экспериментальной группе равен 1740±11,82м., а в контрольной - 1700±11,5м; в тесте на гибкость - 14,1±0,83 см, в экспериментальной группе, а в контрольной - 12,8±1,82 см, результат в тесте «отжимание за 15 сек» в экспериментальной группе - 23,9±0,58, а в контрольной - 22,9±0,49 раз, в тесте бег на 60 метров результат в экспериментальной группе равен 9,0±0,74 сек, а в контрольной – 10,0±0,7 сек, в тесте «подтягивание» результат экспериментальной группы равен 14,9±1,33 раз, а в контрольной 14,0 ±1,16 раз. В тесте прыжки в длину с места результат экспериментальной группы равен 237±6,74 см, а в контрольной 232,1±6,41 см. Анализ данных свидетельствует, что в экспериментальной группе данные достоверны по всем показателям. Достоверность по гибкости составляет Р.<0,01, по остальным пяти показателям достоверность составляет Р.<0,05 (таблица 5).
В контрольной группе достоверный прирост только бег 60 метров на время Р<0,05 все остальные недостоверны Р>0,05 (таблица 6).
Выводы
Вся совокупность результатов эксперимента позволяет заключить: