Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

В истории России подготовка допризывной молодёжи к службе в армии всегда имела большую государственную значимость. К сожалению, в настоящее время допризывной подготовке в стране уделяется недостаточное внимание и в основном она сводится к учебному курсу ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). За последние 10-15 лет, кураторская работа проводимая войсковыми частями по подготовке допризывной молодёжи к службе в армии значительно снизилась. В настоящее время у молодёжи наблюдается резкое падение престижа службы в Вооружённых силах РФ. Так, проводимые социологические опросы показывают, что если в 2004 году 41% юношей идут служить с желанием, то в 2007 году такое желание высказал лишь каждый пятый призывник.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Развитие скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста (обзор литературы) ………………………………….. 6
1.1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………….. 6
1.2. Анатомо – физиологические и психические особенности юношей допризывного возраста (16-18 лет) ……………………………………………… 23
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ……………………………………………………………25
Глава II. Методы и организация исследования …………………………….. 42
2.1. Методы исследования ……………………………………………………….. 42
2.2. Организация исследования …………………………………………………. 43
Глава III. Методика повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста и результаты исследования её эффективности ……............................................................................................... 45
3.1. Разработка методики повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………… 45
3.2. Внедрение методики в педагогический эксперимент …………………….. 46
3.3. Проверка эффективности данной методики в педагогическом
эксперименте .......................................................................................................... 48
Выводы ……………………………………………………………………………. 49
Библиографический список ………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Это методика является одной из основных, особенно в тех видах деятельности, где большую роль играет относительная сила, т.е. прирост силы идет без увеличения мышечной массы. Однако в работе с начинающими спортсменами и детьми ее применять не рекомендуется.

Развитие собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в уступающем режиме работы мышц, предусматривает применение в работе с начинающими спортсменами отягощений весом 70-80% от максимума, показанного в преодолевающем режиме работы мышц. Постепенно вес доводится до 120-140%. Целесообразно применять 2-3 упражнения с 2-5 повторениями (например, приседание со штангой на плечах). Более подготовленные могут начинать работу в уступающем режиме с отягощением 100-115% от лучшего результата в преодолевающем режиме и доводить его до 140-160%. Количество повторений упражнения небольшое (до 3), выполняемых  с медленной скоростью. Интервал отдыха не менее 2 минут.

Работу в уступающем режиме работы мышц рекомендуется сочетать как  с преодолевающим, так и с изометрическим режимом.

 

Методы определения  уровня развития силовых способностей

         В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: а) с помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; б) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически  всех мышечных групп, в стандартных  заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные  контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения (жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п). Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых  способностей и силовой выносливости используются  следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивание, отжимание на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант – только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых  ног до ограничителя, прыжок вверх с взмахом  и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

По большинству из этих контрольных  испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны  уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие  разные силовые возможности. Подробнее  о критерии оценки силовых способностей и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учебниках и пособиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

1. Анализ литературных источников.

2. Беседа.

3. Метод контрольных упражнений.

4. Педагогический эксперимент.

5. Метод педагогического наблюдения.

6. Метод статистической обработки.

 

Анализ литературных источников - этот метод был использован для изучения состояния вопросов, исследуемых в дипломной работе,  с целью чего было проанализировано большое количество литературных источников. Анализ был направлен на изучение и сопоставление материалов по исследуемым вопросам.

Беседа помогает общаться с занимающимися. С ее помощью устанавливаются отношения между занимающимися и тренером, помогает повысить активность, узнать тренеру своих учеников, оценить проделанную работу.

Метод контрольных упражнений использовался с целью определения влияния физических нагрузок и физических упражнений на развитие скоростно-силовых способностей.

Педагогический эксперимент был  направлен на развитие скоростно-силовых  качеств.

Метод педагогического  наблюдения – основной метод, используется для анализа и оценки педагогического процесса без вмешательства исследователя в процесс.

Метод статистической обработки проводится в нескольких этапов:

1. Наблюдение – планомерный  сбор данных, необходимых для  характеристики интересующих нас  качеств;

2. Сводка статистических данных, их систематизация и организация  на базе статистических таблиц.

3. Анализ полученного материала.

 

2.2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

В подготовке юношей допризывного возраста физические упражнения изобилуют различными по характеру движениями. Они бывают как собственно – силовыми, так  и скоростно-силовыми.

Скоростно-силовые движения характерны, когда спортсмены стараются сочетать высокую скорость сокращения мышц с их большим напряжением. Особенно большие возможности для совершенствования специальных скоростно-силовых способностей имеются у юношей  допризывного возраста.

Специально отобранные упражнения, имеющие положительное влияние одновременно на развитие скоростно-силовых качеств и на их техническую подготовленность, были включены в программу экспериментальной методики для апробации на юношеском контингенте. Эти упражнения и технические действия как основные средства обеспечивают существенную ступень взаимосвязи между развитием скоростно-силовых качеств и уровнем их технического мастерства.

Педагогические исследования проводились в три этапа.

        На первом этапе проводился анализ всех имеющихся данных по интересующему нас вопросу. Теоретическое обоснование, изучение и анализ научно – методической литературы по теме работы.

        На втором этапе исследования был разработан комплекс специальных упражнений и методика для развития скоростно – силовых способностей.

       На третьем этапе с 1 сентября 2010 года по 30 мая 2011 года проводился педагогический  эксперимент. Исследования  проводились в МКОУ СОШ

 п. Кулун Ужурского района. Подобранны идентичные по своему  составу, физическому развитию, две группы юношей (контрольная и экспериментальная) по 12 человек в каждой, в возрасте 15-17 лет. Тренировочные занятия проводились по два академических часа три раза в неделю. Участники экспериментальной группы занимались по специально разработанной методике. Они в начале тренировочного занятия выполняли специально разработанные упражнения, а занимающиеся в контрольной группе таких упражнений не выполняли.

Кроме того, для развития скоростно-силовых способностей юношей, нами были подобранны примерные упражнения, которые мы включали в тренировку и в самостоятельную подготовку юношей, при выполнении которых можно проявить скоростно–силовые способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

 

3.1 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ  ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  У ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

 

Разработка содержания экспериментальной  программы велась в направлении  подбора системы как общеразвивающих упражнений, так и упражнений на освоение техники выполнения. 

Контрольная группа продолжала тренироваться, как и прежде, по традиционной методике три раза в неделю, с продолжительностью тренировочного занятия 90 минут, а экспериментальная при этом же тренировочном объеме в отличие от контрольной группы стала заниматься по экспериментальной специально разработанной программе.

Учебно-тренировочные занятия в  экспериментальной группе проводились  по такой схеме:

1. В подготовительную часть занятия включились 4-6 упражнений.

2. В основной части занятия  при главной задаче по совершенствованию  скоростно-силовой подготовленности, проводимой так же, как и в  контрольной группе, по традиционной  учебной программе, юношам через  одинаковые промежутки времени давались специально разработанные задания, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. Все задания включали в себя элементы основных тренировочных и соревновательных упражнений и выполнялись с оптимальной скоростью и быстротой (см. Приложение лист 1).        

 

 

3.2 ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ  В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

В целях проверки эффективности  разработанной экспериментальной  программы были отобраны контрольные  тесты, позволяющие оценивать динамику показателей физических качеств юношей допризывного возраста.

Мы решили, что отбираемые для  контроля тесты должны быть, во-первых, достаточно информативными и надежными, во-вторых, несложными по процедуре  измерения результата и его оценке, в-третьих, отражать специфику проявления различных физических качеств и, в-четвертых, учитывать особенности конкретного контингента.

Таким образом, в эксперименте были применены следующие контрольные  упражнения:

1. прыжки в длину с места;

2. бег 60 метров;

3. упражнения для определения  гибкости;

4. подтягивание на высокой перекладине;

5. отжимание от пола за 15 сек.;

6. шестиминутный бег.

В начальной стадии эксперимента, тестирование учащихся было проведено  с целью определения фактических  величин показателей и сравнение  их по экспериментальной и контрольной группам. Данные для участников экспериментальной группы представлены в таблице 1.

Анализ их свидетельствует, что  показатели в тесте «гибкость» равны  в  среднем 11,3±2,89см, в тесте «отжимание за 15 сек» 19,1±2,36 раз, в тесте бег 60 метров 9,5±1 с, тесте «подтягивание на высокой перекладине» 12,3±3,94 раз, в тесте «прыжки в длину с места 227,7±17,36 см, шестиминутный бег 1660±20м.

При тестировании участников контрольной  группы в начале эксперимента получены фактические результаты, приведенные в таблице 2.

 

 

Из краткого анализа фоновых  показателей видно, что уровень  их для участников экспериментальной  и контрольной групп на данном этапе исследования статистически  примерно однороден. Наименьшая разница  наблюдается в тестах: гибкость - 11,3±2,89 см в экспериментальной группе и 11,1±1,75 см в контрольной; подтягивание -  12,3±1,24 раз в экспериментальной и 12,0±2,4  раз в контрольной группе; бег на 60 м. – 9,5±0,8 сек. в экспериментальной группе и 9,2±0,8 сек в контрольной группе.

В ходе эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок произошли существенные позитивные изменения у спортсменов обеих групп по всем шести измеряемым показателям.

Анализируя более подробно динамику изучаемых данных экспериментальной  группы (таблица 3) можно отметить, что в этой группе произошли значительные изменения. Такие значительные положительные изменения явились следствием целенаправленной тренировки участников экспериментальной группы на основе разработанной методики учебно-тренировочного процесса.

Анализ данных показывает: в контрольной группе тренировавшихся по обычной методике произошли изменения показателей в сторону их улучшения, однако они не так значительны, как в экспериментальной группе (таблица 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Проверка эффективности  данной методики в педагогическом эксперименте

         Подробный анализ данных свидетельствует о достоверном различии между группами. Результат выполнения шестиминутного бега: в экспериментальной группе равен 1740±11,82м., а в контрольной - 1700±11,5м;  в тесте на гибкость - 14,1±0,83 см, в экспериментальной группе, а в контрольной - 12,8±1,82 см, результат в тесте «отжимание за 15 сек» в экспериментальной группе - 23,9±0,58, а в контрольной -  22,9±0,49 раз, в тесте бег на 60 метров результат в экспериментальной группе равен 9,0±0,74 сек, а в контрольной – 10,0±0,7 сек, в тесте «подтягивание» результат экспериментальной группы равен 14,9±1,33 раз, а в контрольной 14,0 ±1,16 раз. В тесте прыжки в длину с места результат экспериментальной группы равен 237±6,74 см, а в контрольной 232,1±6,41 см.   Анализ данных свидетельствует, что в экспериментальной группе данные достоверны по всем показателям. Достоверность по гибкости составляет Р.<0,01, по остальным пяти показателям достоверность составляет Р.<0,05 (таблица 5).

В контрольной группе достоверный  прирост только бег 60 метров на время  Р<0,05 все остальные недостоверны Р>0,05 (таблица 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Вся совокупность результатов эксперимента позволяет заключить:

  1. Анализ литературных источников свидетельствует о низком уровне физической подготовленности юношей допризывного возраста, что определило актуальность нашего исследования.
  2. Повышение уровня физической подготовленности юношей допризывного возраста (старшеклассников) возможно при условии целенаправленного воздействия специальными физическими упражнениями на развитие скоростно-силовых качеств.
  3. В ходе эксперимента выявлено, что показатели участников экспериментальной группы, занимавшихся по разработанной методике повышения скоростно-силовых качеств, достоверно повысились (р<0,05).
  4. Выявлено, что важнейшим условием повышения скоростно-силовых качеств является обязательное включение в подготовительную часть тренировочного урока общеразвивающих и специальных упражнений, ориентированных на развитие скоростно-силовых качеств.
  5. Эффективность примененной в педагогическом эксперименте методики определилась высокими показателями в экспериментальной группе. 

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м