Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

В истории России подготовка допризывной молодёжи к службе в армии всегда имела большую государственную значимость. К сожалению, в настоящее время допризывной подготовке в стране уделяется недостаточное внимание и в основном она сводится к учебному курсу ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). За последние 10-15 лет, кураторская работа проводимая войсковыми частями по подготовке допризывной молодёжи к службе в армии значительно снизилась. В настоящее время у молодёжи наблюдается резкое падение престижа службы в Вооружённых силах РФ. Так, проводимые социологические опросы показывают, что если в 2004 году 41% юношей идут служить с желанием, то в 2007 году такое желание высказал лишь каждый пятый призывник.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Развитие скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста (обзор литературы) ………………………………….. 6
1.1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………….. 6
1.2. Анатомо – физиологические и психические особенности юношей допризывного возраста (16-18 лет) ……………………………………………… 23
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ……………………………………………………………25
Глава II. Методы и организация исследования …………………………….. 42
2.1. Методы исследования ……………………………………………………….. 42
2.2. Организация исследования …………………………………………………. 43
Глава III. Методика повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста и результаты исследования её эффективности ……............................................................................................... 45
3.1. Разработка методики повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………… 45
3.2. Внедрение методики в педагогический эксперимент …………………….. 46
3.3. Проверка эффективности данной методики в педагогическом
эксперименте .......................................................................................................... 48
Выводы ……………………………………………………………………………. 49
Библиографический список ………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Другой вывод из практики подтверждает, что надо рассчитывать не столько на талант ученика, сколько  на правильную тренировку. И, прежде всего в ней надо предусмотреть такое увеличение силы, которое позволит повысить скорость и частоту движений, быстроту двигательной реакции.

В большинстве видов  спорта быстрота связана с взрывной силой, которая в определенной мере обусловлена специфическими внутримышечными изменениями, происходящими под влиянием тренировки в упражнениях на быстроту (Н.Н. Яковлев). Но в большей мере взрывная сила зависит от развития мускулатуры спортсмена и его способности проявлять большую силу с целью быстрых движений. Важно знать, что скорость движения будет определяться не только подвижностью и слаженностью нервных процессов, но и частотой нервных эффекторных импульсов, их концентрированной направленностью. В связи с этим весьма важную роль в быстроте движений, как и проявлении силы, играют волевые усилия спортсмена, и его психологическая настроенность. Хорошая эластичность мышц совершенно необходимо так же для того, чтобы мышцы–антагонисты меньше тормозили  выполнение движений, особенно с большой амплитудой. Следовательно, быстрота движений зависит и от подвижности суставов. К этому надо добавить важную исключительную роль расслабления мышц – антагонистов и свободного, без излишних напряжений выполнения движения. Без этого нет совершенной спортивной техники, нет и наибольшей быстроты.

Во многих видах спорта большое значение имеет быстрота двигательной реакции – способность  возможно быстрее реагировать действиями на звук, движения противника, оружия, мяча, ситуацию игры, изменяющиеся внешние  условия. Под влиянием тренировки в быстроте двигательной реакции время между сигналом и ответным действием уменьшается. Достигнув предела, оно стабилизируется, но в зависимости от состояния ЦНС и двигательного аппарата может незначительно изменяться. Все факторы, определяющие качества быстроты только условно рассматриваются в отдельности; фактически в целостном двигательном акте они связаны между собой и их деятельностью всех органов и систем организма, с процессами обмена веществ с ведущей и объединяющей ролью коры головного мозга с проявлением психической сферы спортсмена. Максимально быстрые движения становятся однотипными и выполняются в одном и том же темпе и ритме. В особенности это относится к циклическим движениям.

        Все двигательные  реакции, совершаемые человеком,  делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный), называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются  в видах спорта, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции  одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует  скоростные способности. Частота или темп движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10с.).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают  в различных сочетаниях и в  совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных  двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами  и др.

Способность как можно быстрее  набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой  скорости. В среднем это время  составляет 5-6с. Способность как  можно дольше удерживать достигнутую  максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют дистанционной скоростью.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации   необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависят от целого ряда факторов:

1. Состояние ЦНС и нервно-мышечного  аппарата человека;

2. Морфологических особенностей  мышечной ткани, ее композиции  (т.е. от соотношений быстрых и медленных волокон);

3. Силы мышц;

4. Способностей мышц быстро переходить  из напряженного состояния в  расслабленное;

5. Энергетических запасов в мышце  (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат – КТФ);

6. Амплитуды движений, т.е. от степени подвижности суставах;

7. Способности к координации   движений при скоростной работе; 

8. Биологического ритма жизнедеятельности  организма; 

9. Возраста и пола;

10. Скоростных природных способностей  человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих фаз:

1. Возникновения возбуждения в  рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном  и др.), участвующем в восприятии  сигнала;

2. Передачи возбуждения в ЦНС;

3. Перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

4. Проведение эфферентного сигнала  от центральной нервной системы  к мышце; 

5. Возбуждения мышцы и появления  в ней  механизма активности.       

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую  в целостных двигательных действиях, влияют: 

- частота нервно-мышечной импульсации,

- скорость перехода  мышц из фазы напряжения в  фазу расслабления,

- темп чередования  этих фаз, 

- степень включения  в процесс движения быстро  сокращающихся мышечных волокон  и их синхронная работа.

С биохимической точки  зрения быстрота движения зависит от содержания АТФ кислоты в мышцах, скорости ее расщеплении и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизма (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические  исследования (метод близнецов, составление  скоростных возможностей родителей  и детей, длительные наблюдения за изменениями  показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-80% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движения, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у девочек, так и у мальчиков считается возраст от 7 до 11 лет.

Несколько в меньшем  темпе рост различных показателей  быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К  этому возрасту фактически наступает  стабилизация результатов показателей  быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленное воздействие физических упражнений или занятие разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13 летнего возраста. Позже  мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

 

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие - СИЛА.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности проявляются  не сами по себе, а через какую-либо деятельность. При этом  влияние  на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад  которых  в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, виды силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:

        1. Собственно-мышечные;

        2. Центрально-нервные;

       3. Личностно-психические;

        4. Биомеханические;

        5. Биохимические;

         6. Физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качества межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие к проявлению максимальных либо интенсивных и длительных  мышечных напряжений.

Определенное влияние  на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и д.р.), биохимические  (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и д.р.), факторы.

Собственно силовые способности проявляются:

1.При относительно медленных  сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (при приседаниях со штангой большого веса);

2.при мышечных напряжениях изометрического  (статического) типа (без изменения  длины мышцы). В соответствии с  этим различают медленную и  статическую силу.

Собственно силовые способности  характеризуются большим  мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом  режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы  и функциональными возможностями  нервно-мышечного  аппарата.

        Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления (В.В. Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного  веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу  (пассивная статическая сила) [21].

 

         Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (н. отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое  спортсменом (например: при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет компонент, а при меньшем отягощении (например: в метание копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым  способностям  относят:

1. Быструю силу;

2. Взрывную силу. 

        Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей  предельной величины.

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м