Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

В истории России подготовка допризывной молодёжи к службе в армии всегда имела большую государственную значимость. К сожалению, в настоящее время допризывной подготовке в стране уделяется недостаточное внимание и в основном она сводится к учебному курсу ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). За последние 10-15 лет, кураторская работа проводимая войсковыми частями по подготовке допризывной молодёжи к службе в армии значительно снизилась. В настоящее время у молодёжи наблюдается резкое падение престижа службы в Вооружённых силах РФ. Так, проводимые социологические опросы показывают, что если в 2004 году 41% юношей идут служить с желанием, то в 2007 году такое желание высказал лишь каждый пятый призывник.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Развитие скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста (обзор литературы) ………………………………….. 6
1.1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………….. 6
1.2. Анатомо – физиологические и психические особенности юношей допризывного возраста (16-18 лет) ……………………………………………… 23
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ……………………………………………………………25
Глава II. Методы и организация исследования …………………………….. 42
2.1. Методы исследования ……………………………………………………….. 42
2.2. Организация исследования …………………………………………………. 43
Глава III. Методика повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста и результаты исследования её эффективности ……............................................................................................... 45
3.1. Разработка методики повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………… 45
3.2. Внедрение методики в педагогический эксперимент …………………….. 46
3.3. Проверка эффективности данной методики в педагогическом
эксперименте .......................................................................................................... 48
Выводы ……………………………………………………………………………. 49
Библиографический список ………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

  •         Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия  достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например: при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т. д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым   индексом  I  в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:

  • I = F max / t max,

    где F max – уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении; t max – максимальное время к моменту достижения F max.

    Взрывная  сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой  и ускоряющей силой (Ю.В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [9].

    К специфическим  видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

             Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержания руки при стрельбе из пистолета, проявляется статическая силовая выносливость. При многократном отжимании в упоре лёжа, приседание со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

  •         Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить, как «способность точно дифференцировать мышечные  усилия различной величины в условиях непредвиденных  ситуаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К.Холодов , 1981).

  • В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.

    Абсолютная сила -  это максимальная сила, проявляемая человеком, в каком – либо движении, независимо от массы его тела.

             Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение.

     В  движениях,  где есть небольшое внешнее   сопротивление, абсолютная сила  не имеет значения, если сопротивление  значительно  она приобретает   существенную роль и связана   с максимумом взрывного усилия.

     Результаты исследований  позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен  факторами среды  (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа.                                                                                    Скоростные – силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большой мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит  от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды (В.И. Лях, 1997).

               Показатели абсолютной и относительной силы играют важную роль в контроле над ходом  приобретения спортивной подготовленности.

    По мнению В.Н.Дьячкова  для развития силы различные упражнения могут выполняться в трех режимах работы: преодолевающем,  уступающем и удерживающем [15].

    Преодолевающий  режим работы обычно принято называть динамическим или изотоническим. При использовании таких динамических упражнений мышечные окончания в результате сгибаний или разгибаний частей тела сближаются, а мышцы в это время утолщаются. Динамические упражнения можно выполнять с различной скоростью: медленно, с умеренной скоростью, быстро, с максимальной  быстротой.

    Рекомендуется выполнять  упражнения с максимальной быстротой, позволяющей в некоторых фазах  подъема снаряда уменьшать или  увеличивать скорость. Упражнения, выполняемые с оптимальной быстротой, воспитывают рациональную координацию  усилий, необходимую для подъема предельных весов.

    При уступающем  режиме работы мышцы не преодолевают сопротивление веса,  а лишь удерживают его от быстрого падения. При постоянном весе, чем медленнее опускание веса, тем сильнее величина мышечного напряжения. Упражнения уступающего характера целесообразно преодолевать с весами выше предельных показателей в динамических упражнениях. Упражнения с уступающим режимом работы можно выполнять после подъема снаряда вверх на прямые руки или на грудь. Наиболее удобно проделывать подобные упражнения, снимая вес со стоек соответствующей высоты или прибегая к помощи партнеров для принятия нужного исходного положения с весом.

    Удерживающий  режим работы называют еще методы изометрических или статических напряжений. При использовании этого метода длина мышцы не меняется и объект, к которому приложены усилия, также остается неподвижным.   Простейшими примерами этого метода являются различные упоры руками вверх, вниз, в стороны, вперед, вниз, как бы стремясь сдвинуть предмет.

    При выполнении изометрических упражнений рекомендуется постепенно повышать усилие так, чтобы довести его до максимального на четвертой секунде. Каждое упражнение надо выполнять в течение 6-8 секунд. Чем больше усилие, тем меньше время его  выполнения. В одном занятии можно использовать 3-4 упражнения по 2-3 попытки на каждое из них. Сама тренировка с помощью изометрического метода продолжается не более 30-40 сек.

    На взгляд Б.А.Ашмарина, силовые способности выражаются мышечными напряжениями, которые проявляются в динамическом и статическом режиме работы [4].

    Первый режим характеризуется  изменением длины мышц и присущ преимущественно  скоростно-силовым способностям, а  второй- постоянством длины мышц при  напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы работы мышц обозначаются терминами «динамическая сила» и «статическая сила».

    Преодолевающий  режим характеризуется сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению тела и звеньев, а также по перемещению внешних объектов. В условиях, когда величина отягощения на мышцу меньше ее напряжения (биометрический режим напряжения), движения происходят с ускорением (например, выполнение метания гранаты), а когда величина отягощения соответствует напряжению мышцы (изокинетический режим), движение имеет относительно постоянную скорость (например, выполнения жима штанги с предельным весом). В обоих режимах мышца выполняет положительную работу.

    Уступающий  режим характеризуется напряжением мышц при противодействии внешнему сопротивлению, когда внешнее отягощение на мышцу больше, чем ее напряжение. Несмотря на развитие напряжения к сокращению, мышца удлиняется. Движение в суставах происходит с замедлением, мышца выполняет отрицательную внешнюю работу.

    Растягивание мышцы  обуславливает развитие в ней  напряжения (плиометрическое напряжение). Чем больше ее растяжение, тем большее  напряжение она развивает (например, замах, предшествующий сокращению мышц при метании). Если работа в момент растяжения равна нулю , то при сокращении мощность ее резко возрастает.

    Удерживающий  режим характеризуется полным соответствием величины отягощений мышечному напряжению (изометрический  режим). Мышца способна проявить максимальное напряжение, не изменяя своей длины. В  результате выполняемая работа окажется, равна нулю.

    В.И.Родионов считает для развития силы в тренировке можно использовать три режима работы: преодолевающий, удерживающий и уступающий [29].

    Преодолевающий режим называют также динамическим, или изотоническим. Он является основным в тренировке представителей всех видов спорта. При преодолевающем режиме работы мышечные окончания в результате сгибаний или разгибаний частей тела сближаются, а мышца в этот момент утолщается. Преодолевающий режим работы в тренировке выполняется с различной скоростью: медленно, с умеренной и с относительной скоростью, с максимальной быстротой.

    Уступающий  режим  работы имеет место во время опускания штанги вниз. В таких случаях, чем медленнее опускание, тем сильнее величина мышечного напряжения. По данным Г. Семенова и В Чудинова, величина мышечного напряжения в уступающем режиме работы значительно больше чем в преодолевающем (на 1,2-1,6 раза). Поэтому вес штанги при уступающем режиме работы может быть большим, чем при преодолевающем режиме. Этот метод развития силы не нашел пока распространение в тренировке, хотя в практике отдельные тренеры рекомендуют атлетам не бросать штангу на помост, а медленнее опускать ее не только с целью сохранения инвентаря, но и для развития силы. Нет никакого сомнения, что сочетание подъема штанги вверх с медленным опусканием ее в принципе положительно сказывается на развитии силы. Но на практике такое сочетание не всегда является положительным.

    В связи с этим на тренировках целесообразнее специально уделять время для упражнений уступающего режима работы. Такой метод развития силы лучше применять задолго до соревнований: в подготовительном периоде и в этапе общей подготовки соревновательного периода, т. е в то время, когда нет острой необходимости уделять особое внимание развитию скоростно-силовых качеств. Для удобства штангу рекомендуется устанавливать на стойке, высота которых будет зависеть от содержания выполняемого упражнения. При использовании этого режима работы, будут наиболее эффективным рывковая и толчковая тяги, приседания со штангой на плечах, опускание штанги на грудь из положения фиксации ее для жима.

    Удерживающий  режим работы называют также методом изометрическим или статическим напряжениями. При этом режиме длина мышцы не меняется и объект, к которому приложены усилия, остается неподвижным в стороны, вперед, вниз со стремлением сдвинуть неподвижный объект.

    По мнению Е.Н.Захарова, один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц.

    В процессе выполнения спортивных приемов и действий человек может  поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных  режимах.

    Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая работа называется преодолевающей. Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении  удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их  работа называется уступающей. Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического. 

    Выполняя  движения, человек  очень часто проявляет силу и  без изменения длины мышц. Такой  режим их работы называется изометрическим, или статическим, при котором  мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает.

    Самыми благоприятными периодами развития силы  у мальчиков  и юношей  считается возраст  от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и  девушек от 11-12 до 15-16 лет. Чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы  к общей массе  тела (к 10 -11 годам она составляет примерно 23% , к 14-15 годам -33% , а к 17-18 годам -45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной  силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

     

     

    1.2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА (16-18 лет)

     

    Юноши 16 - 18 лет (старшие школьники) приближаются по функциональным характеристике систем организма к взрослым людям. Это относится, прежде всего, к функциям вегетативных систем, все совершеннее обеспечивающих двигательную деятельность. Юноши в физическом развитии не только догоняют опередивших их в подростковом возрасте девушек, но и уходят вперед.

    К семнадцати годам заканчивается формирование костной и мышечной систем. Если в подростковом периоде особенно быстро развивались мышцы сгибатели, то в 15 - 17 лет их догоняют в развитии разгибатели. Значительно увеличивается общая мышечная масса, достигая 40% от общей массы тела. Костная система приобретает достаточную прочность, что позволяет выдерживать высокие нагрузки. В химическом составе костей возрастает содержание солей кальция, фосфора и магния. Системы кровообращения и дыхания в юношеском возрасте достигают своего оптимального развития, что позволяет с успехом развивать такие физические качества как сила и скорость.

    Важно знать, что юношеский  возраст характеризуется завершением  процессов полового созревания (вплоть до 18 - 20 лет). Эти процессы идут не синхронно возрасту. На сроки и ход полового созревания очень влияют, прежде всего, наследственные факторы, а также общее состояние здоровья, бытовые условия, характер питания. Все это обуславливает широкий (до 3-4 лет) диапазон различий в уровне биологического развития детей одного возраста, учет которых тренером имеет принципиальное значение.

    В юношеском возрасте усиливается развитие коры больших  полушарий головного мозга, а  также связи между подкорными центрами и другими участками  мозга. Нервные процессы протекают  так же, как и у взрослых, улучшается корковый контроль, увеличивается приспособляемость к внешней среде. Условные рефлексы формируются быстро, корковые связи стабильны, повышается координация между первой и второй сигнальными системами.

    Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м