Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

В истории России подготовка допризывной молодёжи к службе в армии всегда имела большую государственную значимость. К сожалению, в настоящее время допризывной подготовке в стране уделяется недостаточное внимание и в основном она сводится к учебному курсу ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). За последние 10-15 лет, кураторская работа проводимая войсковыми частями по подготовке допризывной молодёжи к службе в армии значительно снизилась. В настоящее время у молодёжи наблюдается резкое падение престижа службы в Вооружённых силах РФ. Так, проводимые социологические опросы показывают, что если в 2004 году 41% юношей идут служить с желанием, то в 2007 году такое желание высказал лишь каждый пятый призывник.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Развитие скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста (обзор литературы) ………………………………….. 6
1.1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………….. 6
1.2. Анатомо – физиологические и психические особенности юношей допризывного возраста (16-18 лет) ……………………………………………… 23
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ……………………………………………………………25
Глава II. Методы и организация исследования …………………………….. 42
2.1. Методы исследования ……………………………………………………….. 42
2.2. Организация исследования …………………………………………………. 43
Глава III. Методика повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста и результаты исследования её эффективности ……............................................................................................... 45
3.1. Разработка методики повышения скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста ………………………………………………… 45
3.2. Внедрение методики в педагогический эксперимент …………………….. 46
3.3. Проверка эффективности данной методики в педагогическом
эксперименте .......................................................................................................... 48
Выводы ……………………………………………………………………………. 49
Библиографический список ………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

В психологическом отношении юноши более уравновешены, чем подростки, они с пониманием относятся к требованиям тренера, однако строго оценивают его специальные знания и педагогическое мастерство.

Юноша занимает промежуточное  положение между ребенком и взрослым. Ему постоянно, с одной стороны, напоминают, что он взрослый, старший, а с другой - требуют от него послушания. Неопределенность положения и предъявляемых требований по-своему преломляются в юношеской психике. Подобная двойственность приводит к возникновению желания освободиться от всякой опеки, самоутвердиться, показать себя самостоятельным, взрослым человеком. В этом кроются корни многих конфликтов и ссор с родителями, учителями, просто старшими по возрасту и, даже со своими сверстниками.

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что юность — завершающий этап психического и физиологического формирования личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность (уже не ребенок, но еще и не взрослый), усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение, все это вместе взятое, резко активизирует ценностно-ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Говорим ли мы о познании юношей собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношениях со старшими или сверстниками — он особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных и усвоенных критериях и нормах.

 

 

 

 

 

 

 

          1.3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

 

Развитие скоростных способностей

1. Задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движения, скорость одиночного движения, быстрота целостность действия) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

2. Задача - максимальное развитие скоростных способностей при специлиализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

3. Задача - совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функции оператора в  промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах  весьма ограниченна. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействиями на собственные скоростные способности, но и иным путем через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движения и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного  переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движения; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямо положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей, поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

 

Средства развития скоростных способностей

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В.И.Лях, 1997).

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

а) быстроту  реакции;

б) скорость выполнения отдельных движений;

в) улучшение  частоты движений;

г) улучшение  стартовой скорости;

д) скоростную выносливость;

е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

 

 

3. Упражнения сопряженного воздействия:

         а) на  скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

         б) на  скоростные способности и совершенствование  двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений  применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которые не снижают скорости движений. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа  движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые  движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнения: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 метров); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.           

 

Методы развития скоростных способностей

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1. Методы строго регламентированного  упражнения;

2. Соревновательный метод;

3. Игровой метод.

 

Методы строго регламентированного  упражнения включают в себя:

а) Методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

б) Методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой  интенсивностью в течение 4-5 секунд и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальные соревнования. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам с различной подготовленностью предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

         Специфические  закономерности развития скоростных  способностей обязывают особенно  тщательно сочетать указанные  выше методы в целесообразных  соотношениях. Дело в том, что  относительно стандартное повторение  движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнения.

 

Развитие  силовых способностей

1.Задача. Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования

избирательных силовых  упражнений. Здесь значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному. ( Н.И. Аринчин, 1980).

2.Задача.  Разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предлагает развитие силовых способностей всех основных видов.

3.Задача. Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может  осуществляться в процессе общей  физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствование  форм телосложения, развитие силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

Упражнений для развития силы много и все они характерны большим напряжением мышц. Многие упражнения отличаются многократным повторением. Вместе с тем лучше всего применять упражнения, которые по своему характеру и структуре будут сходными с движениями.

Анализируя множество  литературных источников можно прийти к выводу, что большинство авторов  рассматривает силу одинаково.

Так Е.Н.Захаров с соавторами под силой понимает способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  за счет мышечных усилий.

На взгляд О.В. Колодии  с соавторами сила – это способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Х. Унгер определял  силу человека как его способность  преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

С точки зрения А.А. Карпинского  сила- это способность спортсмена напряжением мышц производить действия и движения или препятствовать им.  Сила – одно из важных качеств, она не только определяет быстроту, выносливость и ловкость, но является главной в овладении техникой и тактикой в избранном виде спорта.

В.П. Филин отводил  значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и юношей воспитанию мышечной силы – способности человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения.

По мнению И.П. Залетаева  и В.П. Шеянова сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление (тяжести поднимаемых предметов и пр.) или противодействовать этому сопротивлению посредством напряжения мышц.  

Для В.Н. Родионова физическая сила – двигательная  способность  человека. Возникает она при сокращении мышц под влиянием внутреннего сигнала или какого–либо внешнего раздражения [29].

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. По мнению В.А Романенко и В.А. Максимовича понятие трактуются еще и как способность проявлять мышечные усилия определенной величины. Физиологи под силой мышц подразумевают их способность к максимальному напряжению.

В.А. Головин силой  или силовыми способностями называет способность человека преодолевать внешнее  сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц.

Б.Н. Минаев и Б.М. Шиян представляют силу как способность  человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. По их мнению, физическая подготовка должна начинаться с силовой подготовки по двум причинам. Во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения. Во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств.

                                 

Средства  развития силовых способностей

        Средствами развития силы являются  физические упражнения с  повышенным  отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей у юношей допризывного возраста на занятиях по общей физической подготовке в сельской м