НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
контрольная работа
по теории государства и права
Вариант № 2
Выполнил студент I-го курса:
Суранов Михаил Сергеевич
группа ЮФ-43
Проверил: Сапунов Анатолий Алексеевич
НОВОСИБИРСК
2014
Оглавление
1.Признаки (свойства) государства
…………………………………...3
2.Характеристика унитарного
и федеративного государства
……...6
3.Орган государства и
его классификация………………………......10
4.Характеристика и социальные
нормы первобытного общества ...14
5.Правовая система общества
и ее структурные элементы…………16
6.Определение понятие
правового обычая. Примеры……………...18
Перечень источников права
и литературы…………………………..20
«Признаки (свойства)
государства»
К основополагающим
признакам государства принято относить:
1. Наличие публичной
власти, опирающейся на аппарат
управления и принуждения.
Реализация публичной власти
с опорой на аппарат управления и принуждения
есть один из основополагающих признаков
государства, ведь только в рамках государства
публичная власть становится государственной.
Государство выступает своего
рода арбитром общественных отношений
между различными группами, социальными
слоями, национальными общностями.
Государство, при осуществлении
им публичной власти опирается на аппарат
управления и принуждения (структура органов
исполнительной власти), сформированный
на профессиональной и постоянной основе.
2. Наличие установленной
территориальной организации.
Определенная территориальная
организация и наличие государственной
границы неотъемлемый признак, отделяющий
общность людей от государства.
Государственная граница является
важным атрибутом власти, закрепляющим
господство, суверенитет и верховную власть
государства на очерченной территории.
Охрана государственной границы одна
из первостепенных задач вооруженных
сил любого государства.
3. Наличие государственного
суверенитета.
Суверенитет государства означает
независимость, полноту и верховенство
государственной власти, как внутри страны,
так и за ее пределами в процессе взаимоотношений
с другими странами.
Государственная власть не
безгранична, во внутренней политике она
ограничена правом и установленным порядком
осуществления власти, во внешней политике
она ограничена международными соглашениями.
4. Наличие системы
общеобязательных нормативных правовых
актов.
Государство обладает монопольным
правом на осуществление правотворчества
(правом принимать, изменять и отменять
нормативные правовые акты) путем формирования
законодательных (представительных) органов
государственной власти.
Законодательная власть от
лица государства формирует правовое
поле государства, принимает, изменяет
и отменяет юридические акты, действующие
на всей территории государства и обязательные
для всего населения.
5. Наличие единой
финансовой системы и государственной
казны.
Государственная казна и органы
управления финансовой системой являются
обязательным признаком существования
государства.
Понятие государственной казны
включается в себя систему налогов и сборов,
таможенных пошлин, бюджетного процесса,
кредита, внутренних и внешних займов,
золотого запаса.
Органы управления финансовой
системой входят в систему органов исполнительной
власти и, как правило, включают в себя
различные министерства, контролирующие
органы и центральный банк.
6. Наличие монополии
на социальное насилие.
Государство обладает исключительным
правом на осуществление социального
насилия в целях достижения государственных
интересов, реализуемое в соответствии
с правовыми нормами.
7. Наличие характерных
атрибутов власти и государственной
символики.
Государство имеет государственную
символику, отличающую его от других государств
и служащую основой национального самосознания
и единства. Наличие характерных атрибутов
государственной власти отличает государство
от простой общности людей.
8.Население.
Этот признак
характеризует принадлежность людей к
данному обществу и государству, состав,
гражданство, порядок его приобретения
и утраты и т. д. Именно "через население"
в рамках государства происходит объединение
людей и они выступают в качестве целостного
организма-общества
«Унитарное и федеративное
государство»
Унитарное государство -
простое, единое государство, которое
характеризуется отсутствием у административно-территориальных
единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки
унитарного государства:
Вся полнота государственной
власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные
части не имеют самостоятельности;
Органы государственной власти
строятся в виде единой иерархичной системы
с подчинением одному центру (законодательный
орган имеет однопалатную структуру);
Одноуровневая система законодательства
(существует единая конституция на уровне всей страны);
Наличие единого гражданства.
Виды унитарных государств:
Простое унитарное
государство — в составе нет автономных
образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления , либо состоит только из административно-территориальных единиц
.
Сложное унитарное
государство — имеет в составе одно или
несколько автономных
образований, которые различаются на:
Территориальная
автономия — определённая часть унитарного
государства в месте компактного
проживания какой-либо народности, сложившаяся
в силу исторических, географических или
иных особенностей, которой передано право
самостоятельно решать часть вопросов государственной важности.
Например, возможность формирования своих
высших органов власти, принимать свои
законодательные акты, вводить национальный
язык наравне с государственным .
Экстерриториальная
автономия — право самостоятельно решать
часть вопросов государственной важности
предоставлено этническим
меньшинствам.
Также в зависимости от степени подчинения
административно-территориальных единиц
унитарного государства центральным органам
власти выделяют:
Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов
местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).
Децентрализованное унитарное государство — органы
местного самоуправления самостоятельно формируются
и управляются населением, органам центральной власти они
прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).
Федеративное государство- сложное, союзное государство, части
которого являются государственными образованиями
с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций
управления между центром и субъектами федерации.
Отличительные признаки
федеративного государства:
Предметы ведения и полномочия
разделены между государством в целом (федерацией) и его составными
частями (субъектами федерации), существует
также совместная компетенция по отдельным
вопросам;
Двухуровневая система органов
государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют
федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент
на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя
палата представляет интересы субъектов
федерации, кроме того субъекты также
формируют свои местные парламенты);
Двухуровневая система законодательства
(конституция и законы существуют как на уровне федерации,
так и на уровне каждого субъекта);
Наряду с общефедеральным гражданством
у субъектов федерации, как правило, есть
возможность устанавливать собственное
гражданство.
Виды федераций:
По способу образования субъектов федерации выделяют:
Территориальная
федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие
его субъекты образованы по географическим, историческим,
экономическим и иным особенностям
Национальная федерация — федеративное государство,
составные части которого разделены по национально-лингвистическому
критерию на основе проживающих в них
различных народов.
Национально-территориальная
федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования
которого положен и территориальный, и национальный принципы
образования субъектов (Россия).
По способу образования самой федерации выделяют:
Конституционная
федерация — федерация, образованная
в результате децентрализации унитарного государства, в основе
которого лежит специально принятая конституция
(Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых
государств на основе союзного договора
(США, ОАЭ,СССР).
Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе
государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный
способы образования федерации (Россия).
В зависимости от соотношения объёма
полномочий федерации и её субъектов:
Централизованные — федерация обладает большим
объёмом полномочий, определённых достаточно
подробно, чем субъекты.
Децентрализованные — определён достаточно подробно
круг полномочий субъектов, все иные полномочия
по остаточному принципу являются федеральными.
В зависимости от характера связи федерации
и её субъектов:
Дуалистические — в конституциях определяются
только вопросы исключительного ведения отдельно
федерации и субъектов
Кооперативные — кроме вопросов исключительного
ведения федерации и субъектов, также
определяются вопросы их совместного
ведения.
«Орган государства
и его классификация»
1.Понятие органа
государства
Механизм государства,
как уже было сказано выше, состоит из
различных частей, имеющих специфическое
устройство и выполняющих свойственные
им функции. Основным элементом,
пожалуй, самым важным, этого
механизма является орган государства.
Государственный орган
— это звено (элемент) механизма
государства, участвующее в осуществлении
функций государства и наделенное
для этого властными полномочиями.
Государственные органы
так же можно определить, как структурные
звенья государственного аппарата, посредством
которых функционирует государство. Понятие
«государственный орган» можно рассматривать
с двух сторон. С одной стороны,
орган государства представляет собой
орган власти, с другой же, — это
орган, выполняющий определенные задачи
и функции.