Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:45, контрольная работа
Работа содежрит задания по дисциплине "Теория государства и права" и ответы на них
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования»
«Уральская
государственная юридическая
Кафедра теории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Теория государства и права»
Вариант 3
Выполнил: Забелина М.В.
Екатеринбург
2011
Задание 1.
Дайте характеристику принципа разделения властей. Как этот принцип (ст.10 Конституции РФ) реализуется в механизме Российского государства? Обратите внимание на практику реализации механизма сдержек и противовесов.
Государственная власть по своей сути едина. Это значит, что в государстве не может быть двух и более государственных властей, неодинаковых по своей природе, принципиально отличных по задачам, целям и средствам государственного принуждения. Эти признаки относятся и к федеративным государствам: государственная власть субъекта федерации однотипна с федеральной и образует содержательное единство с ней. У государственной власти единый первоисточник- общность, класс, народ. Организуется и осуществляется власть по-разному. Исторически первая организация верховной власти была, когда вся власть сосредоточена в руках одного органа, обычно монарха. Такая государственная власть имела отчетливый характер персонализма и нередко обожествлялась. Сосредоточение всей власти в одном органе имело недостатки и пороки. Властные органы становились бесконтрольными. При такой организации высшей государственной власти открывается простор для возникновения и функционирования деспотических, тиранических и диктаторских политических режимов. Власть портит людей, бесконтрольная власть портит вдвойне. Поэтому встал вопрос, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, не ущемив их статуса и престижа. В противном случаи они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.1
Принцип был
выработан мировой практикой
развития демократических
Сущность принципа разделения властей заключается, в разделении власти на три ветви: законодательную (избранный народом парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (независимые судьи), при этом между ветвями власти осуществляется постоянный гибкий взаимоконтроль, при котором функционирует система взаимных сдержек и противовесов, а так же важность уравновесить, сбалансировать их властных полномочиях. Особенно между законодательными и исполнительными органами, сделать судебную ветвь власти реально независимой. Так как высшие органы, действующие по принципу разделения властей, обладают самостоятельностью (не абсолютной, а относительной, так как власть – едина), но один из органов должен стать лидирующим, чтобы не было борьбы за лидерство, которая может привезти к ослаблению каждой из ветвей власти и государственную власть в целом.1
Таким образом, определение принципа разделения властей, можно считать следующим, принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Данный принцип
обладает огромным
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10).3
В данной статье закрепляется
фундаментальный принцип
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. При этом они взаимодействуют и ограничивают друг друга (системой сдержек и противовесов). Согласно Конституции РФ, система сдержек и противовесов выглядит следующим образом:
Законодательная власть - постоянно действующий высший и единственный законодательный орган субъекта РФ.
Законодательная власть представлена - Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (статья 94).3
Федеральное Собрание является представительным органом государственной власти РФ. Представительный характер выражается, прежде всего, в том, что он формируется (избирается) российским народом (избирателями). Члена российского парламента должны быть наиболее авторитетные, высокоэрудированные, компетентные представители самых различных социальных слоев российского общества, его политических спектров и воззрений.4
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статья 95)3.
Полномочия законодательной власти РФ регулируются статьями 102, 103 Конституции Р.Ф.( Статья 102 – функции Совета Федерации, а статья 103 – функции Государственной Думы).3
Основными функциями законодательной власти являются принимать федеральные законы (Государственная Дума, никакие другие федеральные органы государственной власти не обладают такой функцией), определять нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влиять парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния – возможность постановки вопроса о недоверии Правительству Российской Федерации - статья 117, пункт 3, Конституция РФ), назначают выборы президента РФ, назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов, утверждает изменение границ между субъектами РФ.
Общими положениями
является возможность
Закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении законодательной государственной власти: довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок законодательства. Законодатель в своих действиях ограничивается самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами. В системе противовесов важную роль призван играть глава государства, имеющий право применить отлагательное вето, а при необходимости назначить досрочные выборы.
Исполнительная власть – глава государства и правительство, она должна быть подзаконной. Ее главные функции – организация исполнения законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для перехода лидирующей роли именно к органам исполнительной власти. Исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для единого функционирования, они связаны определенной субординацией, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру. Вышестоящие органы имеют право давать указания нижестоящим и проверять их исполнение.
В соответствии со статьей 11 Конституции РФ Правительство РФ, наряду с другими федеральными органами, осуществляет государственную власть в РФ – исполнительную власть и является высшим федеральным органом исполнительной власти.
Правительство – «совет» или «кабинет министров». Правительством традиционной считается создаваемый парламентом и президентом (чаще всего только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Правительство руководит работой всех федеральных органов исполнительной власти (федеральных министров, государственных комитетов и т.п.), в том числе и теми из них, которые непосредственно обеспечивают исполнение Президентом РФ его конституционных полномочий и ему подведомственны.
Конституционные полномочия и акты Правительства РФ:
Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов – постановления и распоряжения – и обеспечение их исполнения. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом.
Прекращение полномочий
Правительства РФ. Конституция РФ
устанавливает несколько
Правительство РФ в лице
своего Председателя, по своей инициативе,
может поставить перед
Глава Государства - Президент РФ, не только возглавляет исполнительную власть Российской Федерации, но и обладает важными властными полномочиями (статья 110 пункт 1 Конституции РФ). Глава государства не стоит и не может стоять над органами различных ветвей власти, он обеспечивает необходимость координацию их деятельности, испытывая на себе контролирующее воздействие, прежде всего, законодательных судебных органов. Глава государства призван обеспечить согласованное функционирование органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Конституционные функции Президента РФ – это основные, главные направления его деятельности, определяемые и закрепляемые конституционными нормами:
Конституционные полномочия Президент РФ, закрепленные в Конституции РФ, носят достаточно обширный, многообразный и исчерпывающий характер, их можно сгруппировать по основным сферам его деятельности.
В сфере законодательной власти Президента РФ: обладает правом законодательной инициативы; назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренные Конституцией РФ (сбалансировано возможностью выражения недоверия Правительству); назначает референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывает и обнародует федеральные конституционные законы; обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами Федерального Собрания федерального закона; обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Российского государства.
Информация о работе Контрольная работа по "Теориии государства и права"