Контрольная работа по "Теориии государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Работа содежрит задания по дисциплине "Теория государства и права" и ответы на них

Файлы: 1 файл

1 тгп..doc

— 268.00 Кб (Скачать)

В сфере исполнительной власти Президент РФ: назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случаи их противоречия Конституции РФ, федеральным закононам и указам Президента РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; в праве приостановить действие всех актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (статьи 111-117 Конституция РФ).

В сфере судебной власти Президент РФ: представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда Рф, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ и вносит в Совет Федерации предположения об освобождения Генерального прокурора РФ от должности (статьи 125,128,129 п.2 Конституция РФ).

   Конституция Российской  Федерации предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

Первое: по истечении установленного срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентов РФ (Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбирком РФ результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, а затем он приступает к исполнению своих конституционных полномочий).

Второе: досрочное прекращение  полномочий Президента РФ, т.е. до истечения установленного Конституцией РФ срока: в случаи отставки Президента РФ; в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае отрешения Президента РФ от должности.

   Исполнительная  власть, ее органы – мотор государства, его основная управляющая система. Минусы исполнительной власти состоят главным образом в том, что органы и должностные лица исполнительной власти тяготеют к обособленности, авторитаризму, стремятся освободиться от контроля органов других ветвей власти, отчуждению от простых людей, народа, к злоупотреблению своим положением, к подмене общегосударственных дел своими собственными делами и интересами.6

 Закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении исполнительной государственной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, то есть запреты на принятие ведомственных актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Например: вотум недоверия правительству, а в отношении президента – процедура импичмента. 

   Судебная власть – самостоятельный и независимый вид государственной власти, осуществляемый судами посредством установленного законом судопроизводства в интересах охраны членов общества от любого произвола (статья 120 Конституции РФ).

Судебная власть как  вид власти обладает всеми ее признаками: решения, принятые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан; судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения и т.д.

Судебная власть обладает и рядом специфических признаков, отличающих ее от других ветвей власти: основная функция судебной власти – осуществление правосудия не может реализоваться каким-либо другим органом; подзаконность; независимость; судебная власть осуществляется в процессуальной форме; правоприменительный характер; лица, осуществляющие судебную власть (судьи), обладают особым статусом и режимом деятельности; контроль за осуществлением судебной власти может быть только правовым.

Функции судебной власти: осуществление правосудия; судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения; толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан; судебный надзор за решением судов; судебное управление; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.

Судебная система РФ совокупность взаимосвязанных между собой судов российской федерации, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ (статья 118) и федеральным конституционным законом, организованных и действующих на демократических принципах с учетом федеративного и административно-территориального устройства страны. В судебную систему входят федеральные судьи и суды субъектов РФ. К федеральным относятся: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды), военные суды, федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, субъектов РФ). К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.7

Судебная власть и  судебная система характеризуется признаками:

  • осуществляется судебная власть только судами (статья 118 п.1.)3 , Федеральный Суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакие другие органы и лица не вправе совершать правосудия. Конституция запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения;
  • судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Оно проявляется в следующем:

- исчерпывающий перечень  судов установлен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня;

- правила судопроизводства  установлены федеральным законом  и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ;

- акты судов, вступившие  в законную силу, обязательны  для исполнения на всей территории  РФ;

- федеральное законодательство  закрепляет единый статус для  судей всех судов;

- суды финансируются  из средств федерального бюджета.  Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи законодательно включены в единую судебную систему страны, но ряд приведенных выше положений на них не распространяется. Правила судопроизводства в конституционных судах устанавливает не федеральный законодатель, а сам субъект РФ. Финансирование осуществляется из федерального бюджета субъекта.8

Закрепление системы  сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении  судебной государственной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, закрепленные в конституции (презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса). Деятельность конституционного суда является правосдерживающей, так как он имеет право блокировать любые антиконституционные акты.

      Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

   Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.9

В России гражданское  общество складывается медленно, и  пока еще нельзя говорить, что оно  сложилось. Не сформировались у нас  демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима.

   Принцип разделения  властей в той или иной мере  проводится в жизнь (конституционную  практику) во всех демократических  странах. Его плодотворность определяется многими причинами.

- Во-первых, реализация  этого принципа неизбежно приводит  к разделению труда между органами  государства, в результате чего  обеспечивается повышение эффективности  их деятельности (поскольку каждый  орган специализируется на "своей" работе), создаются условия для роста профессионализма их работников.

- Во-вторых, данный принцип  позволяет решить сложнейшую  проблему — создать непрерывно  действующий конституционный взаимоконтроль  высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры.

- В-третьих, умелое  использование принципа разделения  властей взаимоусиливает высшие  органы государства и повышает  их авторитет в обществе.

Кроме того, «разделение властей» - это и показатель развитости права и государства и организационное выражение правового характера государства и необходимая предпосылка для правовой законности и режима господства права. Без надлежащего разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.

   Вместе с тем  рассматриваемый принцип открывает  немалые возможности для негативных  последствий. Нередко законодательные  и исполнительные органы стремятся  переложить друг на друга ответственность  за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.

 

 Список использованной литературы по вопросу:

 

1. Алексеев С.С. Восхождение  к праву. Поиски и решения.  – М., 2001

2. Алексеев С.С. Механизм  правового регулирования. - М.,1966, стр. 34

3. Бельский К.С. О  функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997,

    № 3, с.15.

4. Власов В.И. «Теория государства и права: учебник для высших юрид. учебных                                                   

    заведений  и факультетов. - Ростов н/Д:феникс,2002- стр.202-203

5. Коваленко А.И. Правовое  государство: концепция и реальность.- М.,1993.

6. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993г., с изменениями.

7. Перевалов В.Д. Теория  государства и права, 3-е изд.,перераб.  и доп.-М.:2005,

    стр.65-67

8. Мостовщиков В.Д. «Конституционное право РФ, учебное пособие, Екатеринбург 2001,       

    стр. 61, 70-72

 

Задание 2.

Дайте научно - теоретическую характеристику системы российского права.

Каково место  в ней публичного и частного права?

Приведите примеры  публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.

 

   Система как  философское понятие — это  некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

   Система права – это нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений.10

В теории права выработаны неоднозначные трактовки понятия  «правовая система».

Согласно одной из них, под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система». Понятие «правовая система», используемое в другой трактовке, тесно связано со сравнительным правоведением и служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством конкретно-исторического развития их элементов, отражающих относительную самостоятельность правовой формы, особенности технико-юридического содержания права, являющихся основанием для их интеграции в правовые семьи. В этой связи правовая система выступает объектом исследования сравнительного правоведения как исходная база, основа сравнительно-правовых исследований.

Информация о работе Контрольная работа по "Теориии государства и права"