Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:45, контрольная работа
Работа содежрит задания по дисциплине "Теория государства и права" и ответы на них
В сфере исполнительной власти Президент РФ: назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случаи их противоречия Конституции РФ, федеральным закононам и указам Президента РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; в праве приостановить действие всех актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (статьи 111-117 Конституция РФ).
В сфере судебной власти Президент РФ: представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда Рф, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ и вносит в Совет Федерации предположения об освобождения Генерального прокурора РФ от должности (статьи 125,128,129 п.2 Конституция РФ).
Конституция Российской Федерации предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.
Первое: по истечении установленного срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентов РФ (Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбирком РФ результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, а затем он приступает к исполнению своих конституционных полномочий).
Второе: досрочное прекращение полномочий Президента РФ, т.е. до истечения установленного Конституцией РФ срока: в случаи отставки Президента РФ; в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае отрешения Президента РФ от должности.
Исполнительная власть, ее органы – мотор государства, его основная управляющая система. Минусы исполнительной власти состоят главным образом в том, что органы и должностные лица исполнительной власти тяготеют к обособленности, авторитаризму, стремятся освободиться от контроля органов других ветвей власти, отчуждению от простых людей, народа, к злоупотреблению своим положением, к подмене общегосударственных дел своими собственными делами и интересами.6
Закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении исполнительной государственной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, то есть запреты на принятие ведомственных актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Например: вотум недоверия правительству, а в отношении президента – процедура импичмента.
Судебная власть – самостоятельный и независимый вид государственной власти, осуществляемый судами посредством установленного законом судопроизводства в интересах охраны членов общества от любого произвола (статья 120 Конституции РФ).
Судебная власть как вид власти обладает всеми ее признаками: решения, принятые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан; судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения и т.д.
Судебная власть обладает и рядом специфических признаков, отличающих ее от других ветвей власти: основная функция судебной власти – осуществление правосудия не может реализоваться каким-либо другим органом; подзаконность; независимость; судебная власть осуществляется в процессуальной форме; правоприменительный характер; лица, осуществляющие судебную власть (судьи), обладают особым статусом и режимом деятельности; контроль за осуществлением судебной власти может быть только правовым.
Функции судебной власти: осуществление правосудия; судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения; толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан; судебный надзор за решением судов; судебное управление; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.
Судебная система РФ совокупность взаимосвязанных
между собой судов российской федерации,
учрежденных в соответствии с Конституцией
РФ (статья 118) и федеральным
конституционным законом, организованных
и действующих на демократических принципах
с учетом федеративного и административно-
Судебная власть и судебная система характеризуется признаками:
- исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня;
- правила судопроизводства
установлены федеральным
- акты судов, вступившие
в законную силу, обязательны
для исполнения на всей
- федеральное законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов;
- суды финансируются
из средств федерального
Закрепление системы сдержек и противовесов как совокупности правовых ограничений в отношении судебной государственной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, закрепленные в конституции (презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса). Деятельность конституционного суда является правосдерживающей, так как он имеет право блокировать любые антиконституционные акты.
Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.9
В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима.
Принцип разделения
властей в той или иной мере
проводится в жизнь (
- Во-первых, реализация
этого принципа неизбежно
- Во-вторых, данный принцип
позволяет решить сложнейшую
проблему — создать непрерывно
действующий конституционный
- В-третьих, умелое
использование принципа
Кроме того, «разделение властей» - это и показатель развитости права и государства и организационное выражение правового характера государства и необходимая предпосылка для правовой законности и режима господства права. Без надлежащего разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.
Вместе с тем
рассматриваемый принцип
Список использованной литературы по вопросу:
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001
2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования. - М.,1966, стр. 34
3. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997,
№ 3, с.15.
4. Власов В.И. «Теория государства и права:
учебник для высших юрид. учебных
заведений и факультетов. - Ростов н/Д:феникс,2002- стр.202-203
5. Коваленко А.И. Правовое
государство: концепция и
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г., с изменениями.
7. Перевалов В.Д. Теория государства и права, 3-е изд.,перераб. и доп.-М.:2005,
стр.65-67
8. Мостовщиков В.Д. «Конституционное право РФ, учебное пособие, Екатеринбург 2001,
стр. 61, 70-72
Задание 2.
Дайте научно - теоретическую характеристику системы российского права.
Каково место в ней публичного и частного права?
Приведите примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Приведите примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер.
Система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
Система права – это нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений.10
В теории права выработаны
неоднозначные трактовки
Согласно одной из
них, под правовой системой понимается
право определенного государств
Информация о работе Контрольная работа по "Теориии государства и права"