Контрольная работа по "Теориии государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Работа содежрит задания по дисциплине "Теория государства и права" и ответы на них

Файлы: 1 файл

1 тгп..doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Что же касается понятия  правовой системы в узком смысле, то здесь также высказываются различные точки зрения. В частности, С.С. Алексеев считает, что правовая система - это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной практикой. Соответственно элементами правовой системы являются: собственно объективное право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология - активная сторона правосознания; судебная практика. По мнению Ю.А. Тихомирова, понятие правовой системы станет более однородным, если будет включать четыре группы элементов:

а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовую культуру, правовые теории, концепции, правовой нигилизм;

б) правотворчество - как  познавательный и процессуально-оформленный  способ подготовки и принятия законов  и иных правовых актов;

в) правовой массив - структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов;

г) правоприменение -механизм реализации правовых актов и обеспечения  законности.

Однако, указанные подходы  не характеризуют правовую систему  именно как системное явление, под  которым понимается объективное  объединение по содержательным признакам отдельных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования.

При рассмотрении структуры  правовой системы необходимо иметь  в виду, что в качестве основного элемента она включает в себя право, которое является результатом взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основное содержание общественного правосознания и уровень его развития во всех сферах жизнедеятельности. Роль общества в формировании властных предписаний является определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права, так как оно является носителем основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.

Указанное состояние права как общественного явления приводит к необходимости выделения в нем двух компонентов - естественного права и позитивного. Естественное право - это и есть обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, его культурные коды, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов юридических норм - норм позитивного права. Позитивное право, в свою очередь, являясь объективным явлением, предстает в виде системы действующих норм, процесс формирования которых обуславливается взаимодействием положений естественного права, присущих определенному обществу на конкретно-историческом этапе его развития, и его государственно-политических институтов, которые в соответствии со своей компетенцией непосредственно объективируют эти положения с целью обеспечения их регулирующего воздействия. Эти правовые компоненты, в силу системности социальных связей в обществе, также вынуждены функционировать в виде своеобразно-определенных систем, получивших соответственно название системы права и системы законодательства, причем в указанном аспекте естественное право приобретает характер доминирующей правовой идеологии, которая становится социально значимой будучи конститутивным элементом системы права.

Соотношение системы  права, системы законодательства имеет  функциональное значение для правовой системы и правового регулирования  как такового. Это обуславливается  самой природой права, которое можно  рассматривать как возможность контролирования общественных процессов, путем установления легитимных рамок их существования, носящих характер общеобязательных правовых предписаний. С этой точки зрения, содержащиеся в системе права принципы правового регулирования, представляют собой собственно право в самом абстрактном его выражении, которое, будучи закреплено в системе законодательства, приобретает свою действенную силу, обеспечивая при этом непосредственное действие данных принципов через нормативные акты различного уровня.11

Таким образом, правовая система может быть определена как  структурная взаимосвязь системы  права и системы законодательства, осуществляющая непосредственное правовое регулирование и характеризующая  функциональное содержание и назначение права как системного социального регулятора в целом.

Рассмотрим строение системы права. Элементы в системе  права могут быть выделены, как  минимум, на четырех уровнях:

- отросли права - главное подразделение. К ее признакам относят:

* особый предмет и  метод;

* специфические отраслевые принципы;

*способность взаимодействовать  с другими отраслями «на равных  правах», т.е.быть одного с ними  уровня;

*потребность общества  в регулировании данной социальной  сферы именно на уровне отрасли;

* наличие обособленного,  как правило, кодифицированного, законодательства.

Основаниями деления  права на отрасли признаются предмет  и метод правового регулирования. Предмет выступает непосредственным, материальным критерием. Он отвечает на вопрос «Что?», регулирует отрасль права. Метод является юридическим критерием: отвечает на вопрос «как?» (каким образом происходит отраслевое регулирование).

С.С.Алексеев определяет отрасль права как «самостоятельное, юридически своеобразное подразделение  права, состоящее из компактной системы  взаимосвязанных, распределенных по институтам норм, регулирующих специфический вид общественных отношений».2

Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

- конституционного (государственного);

- административного; 

- финансового; 

- гражданского;

- семейного; 

- трудового; 

- права социального  обеспечения; 

- экологического;

- уголовного;

- уголовно-процессуального; 

- гражданское процессуального; 

- уголовно-исполнительного. 

Особое место занимают международное публичное право и международное частное право:

- институты  права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма—«исходный элемент»,то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Правовые институты  призваны регламентировать, отдельные  участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли  их множество. Они обладают относительной  автономией, т.к. касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

В системе права можно  выделить крупные блоки отраслей – материального и процессуального  права, частного и публичного права.

Отрасли материального  права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Далее институты классифицируются на отраслевые и  межотраслевые ( или  смешанные), простые и сложные ( или  комплексные), регулятивные, охранительные и  учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли  права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей.

Отраслевые  институты – регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством.12

Отраслевыми являются институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.д.

Межотраслевые институты — наиболее распространенная разновидность комплексных правовых институтов. Они возникают на стыке смежных отраслей права,    т. е. отраслей, обладающих известной общностью круга регулируемых ими отношений. Так, применительно к гражданскому праву смежными в наиболее общем виде будут все отрасли, регламентирующие отношения, которые имеют имущественный характер (административное, финансовое, земельное, колхозное, трудовое право и т. д.).13

Межотраслевые институты, состоящие из норм различных отраслей и регулирующие взаимосвязанные  отношения в определенной сфере государственной жизни (транспортное, морское право и др.).

Межотраслевыми являются институты необходимой обороны, крайней необходимости, конфискации, представительства, институт собственности  и т.д.

Так же выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному праву  принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения  внутри данного государства и  отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

Существуют базовые  отрасли, которые образуют фундамент  всей системы права. Они составляют тот «набор» отраслей, без которых невозможно функционирование любой системы права. Это – государственное, гражданское, административное, уголовное право и отрасли процессуального права. На базе гражданского и административного права как отраслей, представляющих частно-правовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового  и др.14

Примеры правовых институтов: в уголовном праве— институт необходимой  обороны,

институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве— институт

исковой давности, институт дарения, сделки, купли—продажи; В государственном

праве—институт гражданства; в административном—институт должностного лица; в семейном праве—институт брака  и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом—как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Сколько отраслей—столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов—  наиболее общий критерий их дифференциации.15

- нормы права

- элементы нормы права

В правовой науке имеют  место различные типологии правовых систем, в основу которых положены различные критерии. Исходя из особенностей исторического формирования, общей  структуры и отличительных черт выделяются латинская (романская), германская, англосаксонская, славянская и мусульманская группа правовых систем. На основе только лишь исторического происхождения выделялись также три группы правовых систем.

Первая - страны, в которых  с наибольшей силой проявилось влияние  римского права. Вторая - страны, где римское влияние невелико и право основано по преимуществу на обычаях и варварском праве.

Третья - страны, которые  вобрали в себя в равной мере основные черты римского и германского  права.

Указанные типологии  сконцентрированы в основном на исторических аспектах формирования права в том или ином государстве без учета рецепции положений юридических доктрин, институтов, норм, происходящей в ходе развития правовой науки и законодательства как в результате сравнительно правовых исследований, так и в результате непосредственного межгосударственного общения. Культурно-исторический аспект правовой системы, составляет лишь один из аспектов правовой идеологии, выражающей ее внутренне содержание.16 Правовая система - есть объективно существующая реальность, поэтому наряду с культурно-историческим в ней присутствуют социальные, этнические, политические, экономические, международные факторы, определяющие ее сущность и характер функционирования на конкретном этапе общественного развития.

В связи с исчезновением общности социалистических государств, перестала также быть актуальной классификация правовых систем выдвинутая Р. Давидом. Он выделил три правовые семьи (романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую), к которым примыкает остальной юридический мир, охватываемый понятием «религиозные и традиционные системы», так как «нет ни одной правовой системы, которая не позаимствовала бы те или иные элементы у одной из этих семей». Поэтому, учитывая сложившиеся в современном мире реалии, можно сказать, что регулирование общественных отношений в мировом масштабе происходит двумя основными типами правовых систем: нормативно-законодательной и нормативно-судебной. Первая из них представлена романо-германским правом, вторая - англосаксонским общим правом.

Нормативно-законодательная правовая система характеризуется наличием особых элементов, возникающих в ходе осуществляемого органами законодательной власти правового регулирования. Указанное правовое регулирование содержит: 1) определенные предметы правового регулирования; 2) правоотношения; 3) субъекты и объекты правоотношений; 4) юридические факты и их составы, служащие основанием возникновения правоотношений; 5) механизм правового регулирования; 6) способы и методы правового регулирования; 7) правовой режим; 8) реализацию права; 9) правопорядок.

Информация о работе Контрольная работа по "Теориии государства и права"