Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:45, контрольная работа
Работа содежрит задания по дисциплине "Теория государства и права" и ответы на них
Суть федеративных отношений по действующей Конституции РФ - создание модели конституционного федерализма. Закрепление в Конституции РФ договорной практики распределения полномочий обусловило заключение пакета договоров и соглашений, регулирующих отношения между федеральным центром и субъектами федерации. Однако в последнее время протекает процесс централизации государственно-правовых отношений между федеральным и региональным уровнями власти, вызванный необходимостью законодательного разграничения полномочий в сфере государственного управления. Указанный процесс, в конечном счете, позволит создать логически подчиненную и юридически связанную систему российского законодательства, не допускающую каких-либо коллизий правовых норм. Устранение юридической коллизии возможно и судебным способом, в ходе разрешения возникающих публично-правовых споров компетентными органами судебной власти, решения которых являются обязательными для всех остальных государственных органов.
Что же касается пробелов в праве, то здесь также существуют два способа их устранения; законодателем, путем издания соответствующего нормативного акта, и судом, путем создания правовых прецедентов при отсутствии законодательного регулирования спорного вопроса, используя толкование по аналогии права или закона, носящее характер правового прецедента.
Таким образом, правовая система Российской Федерации ориентирована не на полную урегулированность всех отношений в обществе, что становиться невозможным вследствие его непрерывного развития, а предусматривает наиболее подходящую для демократического правового государства процедуру устранения недостатков в праве, путем совершенствования законодательного регулирования в целом и делегирования органам судебной власти легитимных полномочий по разрешению юридических противоречий в системе законодательства.
Следовательно, в современной правовой системе Российской Федерации заложены все необходимые условия для ее совершенствования и развития в соответствии с новой доктриной.
Список использованной литературы по вопросу:
1. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М. 1999.
2. Алексеев С.С. Теория права. М. 1994
3. Теория государства
и права. Под ред. В.К.
4. Власов В.И. Теория Государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.-298-299
5. Протасов В.Н.Теория права и государства:пособие.-М.:Юрайт-
6. Синюков В.Н, Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 174;
7. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система. // Журнал российского права. 1998 г.№4-5;
9. http://dictionaries.rin.ru/ - Российская Информационная Сеть,Словарь.
10. http://www.google.ru
Задание 3:
Найдите в официальных источниках различные виды нормативных правовых актов РФ. Выпишите их названия, укажите время принятия, вступления в силу и официальный источник.
Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.
В РФ установлена следующая
иерархическая система
в зависимости от юридической силы:
* Законы
- Конституция РФ
- Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
* Подзаконные правовые акты:
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
-Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
* Локальные нормативно-правовые акты
* Особую группу составляют международные договоры РФ.
Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
в зависимости от содержания:
- отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
- гражданско-правовые
- уголовно-правовые и т.д.
- комплексные22
Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определенными субъектами и содержит норму права. Нормативно-правовые акты — важнейшие источники права в Российской Федерации и играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права. 23
Нормативно-правовой акт
– это акт, изданный управомоченным
государственным органом и
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать.
Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования. 25
Нормативно-правовые акты обладают характерными признаками которые подчеркивают, что они с одной стороны, являются источниками юридических норм, а с другой — разновидностью правовых актов.26
Приведем примеры к
каждому ввиду нормативно-
Конституция РФ – верховенство в системе нормативных актов Российского государства.
- принята всенародным голосованием 12.12.1993
- устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
- содержит перечень
основных прав человека и
- принимается, изменяется
в результате соблюдений
Текст Конституции РФ, состоит из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Основное значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида. Статья 90:
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и
распоряжения Президента
3. Указы и
распоряжения Президента
Статья 105:
1. Федеральные
законы принимаются
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые
Государственной Думой
4. Федеральный
закон считается одобренным
5. В случае
несогласия Государственной
Статья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира. 27
и другие.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.28
Федеральные законы – принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после передаются на рассмотрение для одобрения в Совет Федерации.
Федеральный закон - закон,
принимаемый федеральным
Конституция РФ также устанавливает, что федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Она закрепляет верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (статья 4, часть 2). Этот принцип конкретизируется частью 5 статьи 76, предусматривающей, что законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. Вместе с тем Конституция гарантирует верховенство закона субъекта федерации, принятого по вопросам, отнесенным к его исключительной компетенции, то есть не входящим в предметы ведения федерации и совместного ведения федерации и ее субъектов.
Термин “федеральный закон”, впервые введенный Конституцией РФ 1993 г., используется ею в двух значениях. В одних статьях он означает все виды законов, принимаемых Федеральным Собранием (например, статья 4, часть 2), то есть обычные федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы о конституционных поправках (см. пересмотр конституции). В других случаях под федеральными законами понимается только обычный закон, то есть закон, который принимается по всем вопросам, не регулируемым по прямому предписанию Конституции федеральным конституционным законом или законом о конституционных поправках.
Обычные федеральные законы принимаются в порядке, предусмотренном статьями 105-107, федеральные конституционные законы — статьей 108, законы о конституционных поправках — статьей 136, кроме поправок к статье 65. Этим определяется и иерархия федеральных законов: закон о конституционных поправках имеет ту же юридическую силу, что и сама Конституция, федеральный конституционный закон не может противоречить Конституции, но стоит выше федерального обычного закона, ибо согласно части 3 статьи 76, последний не может ему противоречить. По-разному решается Конституцией и вопрос о действии федеральных законов: она оговаривает, что федеральные конституционные законы и обычные федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей ее территории (статья 76, часть 1). В отношении федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, такой оговорки нет, поскольку они могут быть конкретизированы соответствующими законами субъектов федерации. Например, согласно статье 77, система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральными законами.29
Особая группа федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, отличаются особым порядком их принятия – требуется ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 30
Примеры
федеральных конституционных
* Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (в ред. от 09.07.2002 N 2-ФКЗ, от 30.06.2003 N 1-ФКЗ, от 10.11.2009 N 6-ФКЗ)
"О Государственном гербе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)
Текс документа (отрывок):
Настоящим Федеральным
конституционным законом
Информация о работе Контрольная работа по "Теориии государства и права"