Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Реализация норм права.
1. Реализация норм права: понятие и формы.
Нормы права необходимы для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения.

Файлы: 1 файл

МОЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Воронежский Государственный  Университет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

«Теория государства и права».

 

Вариант 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент юридического факультета

(заочное, ускоренное, на базе  высшего) 1 курс, группа __

Федянин Денис Владимирович

397350, Воронежская область, 

г.Поворино, пер.Школьный, д.15, кв.115

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

 

 

Задание 1.

Реализация норм права.

1. Реализация норм  права: понятие и формы.

Нормы права необходимы для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения.

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: "Напрасно законы писать, коли их не исполнять". Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Французский мыслитель  Ш. Монтескье в своем знаменитом труде "О духе законов" писал: "Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде»1. Звучит весьма современно и актуально.

Можно иметь самое совершенное  законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут  восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Влияние права на поведение  людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому  регулированию люди могут поступать  так, как это предписывается нормами  права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Реализация норм права - это воплощение их предписаний в поведении людей.

«В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим»2.

Право в любой его  интерпретации – сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. 

Существуют  следующие формы реализации норм права:

  • Соблюдение;
  • Использование;
  • Исполнение;
  • Применение норм права – правоприменение (особая форма их реализации).

1.  Соблюдение правовых норм  выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в не совершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения соблюдение обязанностей носит пассивный характер, так как юридические обязанности при этом реализуются посредством воздержания от определенных действий. В первом случае граждане должны активно действовать, чтобы реализовать норму права, а во втором, наоборот, не совершать запрещенных действий. Это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов – от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства. 

2.  Использование – это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина, во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы. В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время, в некоторых случаях, в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права, необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

3. Исполнение правовых норм выражается в исполнении возложенных на   субъектов обязанностей, функций, полномочий. Спецификой данной формы является то, что она:

  • во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы;
  • во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов;
  • в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
  • в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, граждане обязаны платить  налоги, оплачивать проезд на всех видах  транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

4. Правоприменение — это такая форма реализации права, при которой компетентный орган государства или должностное лицо издают специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями (приказ директора предприятия о зачислении гражданина на работу).

Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации. Этот вопрос требует более внимательного рассмотрения.

2. Применение норм  права как особая форма реализации  норм права.

 

Применение  норм права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:



 


 

 

 

 

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании  непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:

    • когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).
    • когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).
    • когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).
    • когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).

Но юридическое решение конфликта  еще не означает его ликвидацию в  социальном плане. Перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.

С помощью правоприменительной  деятельности устраняются противоречия не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе. Например, при столкновении компетентного органа с той или иной проблемой в области применения права, внимание должностных лиц обращается на несовершенство законодательства в данном вопросе, на опыте правоприменительной деятельности базируются законодатели при разработке новых и доработке действующих правовых норм. Материалы правоприменения говорят об определенных недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.

Применение права обладает рядом  существенных признаков. Во-первых, применение права – это деятельность, которую  могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации. Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. «Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что она представляет собой «технологию» достижения истины. Она служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия между собой».3

Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах). Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Но развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения. В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права. «Указанные акты в концентрированной форме выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для поднормативного, казуального регулирования общественных отношений».4 В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней.

Правоприменительная деятельность очень  разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права  и правоприменением занимаются самые  разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям. Например, в учебнике В.В. Лазарева и В.С. Липеня правоприменение классифицируется по следующим признакам:

По субъекту осуществления  правоприменения выделяют:

  • правоприменительную деятельность высших органов государства;
  • правоприменительную деятельность местных органов.

По отраслям права, нормы которых реализуются, выделяют:

  • правоприменение норм гражданского права;
  • правоприменение норм уголовного права;
  • правоприменение норм семейного права и так далее.

По правовым формам деятельности государственного аппарата:

  • применение права в правотворческой деятельности;
  • применение права в правоприменительной деятельности;
  • применение права в правоохранительной деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"