Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Форма правления. Примеры современных государств, имеющих различные формы правления.
Форма правления — это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней. Форма правления — это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Файлы: 1 файл

контрольная работа. теория государства и права.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Уральская государственная юридическая  академия

Челябинский филиал

Кафедра, «Теории государства и права»

Контрольная работа

по дисциплине: «Теория государства и права»

Вариант № 1

 

 

Выполнила: студентка  гр. 130 ВО Дзуцева Елена Викторовна

              Проверил:

г. Челябинск

2012 год

 

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве?

Форма правления. Примеры современных государств, имеющих различные формы правления.

Форма правления —  это организация государственной  власти и ее устройство, которые  отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней. Форма правления — это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:

1) как создаются высшие  органы государства, и каково их строение. 
2) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами.

3) как строятся взаимоотношения  между верховной государственной властью и населением страны.

4) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Основным в понятии  формы правления является организация  верховной власти государства и  порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства. 
 Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними.

Наука, фиксируя реально  возникающие в истории формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм правления по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному — монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика.

Характеристику форм правления я начну с монархии.  
 Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству1.

Монархия как форма  правления отличается следующими признаками:     верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников; власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают; полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер1.

Монархия подразделяется на виды: абсолютная монархия, дуалистическая монархия, конституционная монархия и парламентарная монархия. 
 Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу, она типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

Основной признак абсолютной монархии - это отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.  Конституционная монархия (ограниченная) является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII в. в результате буржуазной революции. 
 Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре политической системы данного государства. Правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале.

  Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям. Это Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Дания, Бельгия, Испания, Канада. Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. При условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.

Второй формой правления является республика (лат. res publica, от res - дело и publicus - общественный) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков1.

  Республиканская форма правления, на сегодняшний день, значительно преобладает над остальными формами правления. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Юридическими признаками республики являются: выборность высших органов государственной власти; избрание органов верховной власти на определённый срок; осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению; юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения; принцип разделения власти; гарантированность прав человека и гражданина.

  В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

  Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

 Наиболее характерные черты президентской республики:

 президент избирается населением всей страны или выборщиками; президент является одновременно главой государства и правительства; президент обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; президент самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы издержек и противовесов1.

  Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. 

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

  Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

верховная власть принадлежит  парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает1.

К парламентарным республикам  можно отнести Германию, Италию, Швейцарию, Индию, Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию, Чехию, Словакию. 
 
 Смешанная республика - отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). Один из наиболее типичных примеров смешанной формы - республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г).

  Нетипичные формы правления.

Все формы правления (кроме ярко выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. “Чистых”, традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В смешанных и “гибридных” формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Республиканская монархия.

В современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

Монархическая республика.

Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора, (может называться как угодно - президентом, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть меняется. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.

Суперпрезидентские республики Латинской Америки.

В политической жизни  Латинской Америки из-за частых переворотов  и контр переворотов вопрос о  форме государства обычно приобретает  большее значение, чем в ряде других стран. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как: 1) высокая степень централизации государственного аппарата; 2) гипертрофированное развитие института чрезвычайного положения; 3) большая роль армии в политической жизни; 4) почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

 

 

Изменения формы  правления в России.

Россия – это уникальная страна, где в течение 20 в. власти пробовали вводить все пять форм правления по очереди. До 1905 г. при Николае 2 в России была наследственная монархия. С 1905 г. до февраля 1917 г. русские пытались построить представительную демократию, с этой целью был создан русский парламент, многопартийная система, гарантированы политические свободы и свободные выборы, но не была принята конституция, и право назначения членов правительства осталось в руках императора, а не парламента. С марта по ноябрь 1917 г. было установлено двоевластие Временного правительства и Советской власти, были проведены выборы в Учредительное собрание, которое должно было выбрать форму правления. В октябре 1917 г. большевики захватили власть, и Ленин построил олигархию, где привилегированным слоем стала «ленинская гвардия» вместо дворянства, противники большевистской олигархии были физически уничтожены в ходе гражданской войны и чекистского террора. Большевики уничтожили охлократию батьки Махно на Украине. Сталин в тридцатые годы построил тиранию, при этом снова произошла смена элит – замена на вершине власти «ленинской гвардии» на номенклатуру. Хрущёв восстановил олигархию, устранив Берию, как нового претендента в тираны. Заслуга Горбачёва состоит в том, что он расшатал олигархию до основания. Ельцин разрушил олигархию и установил представительную демократию. Путин уничтожил охлократию и очаг гражданской войны в Чечне, а затем установил более консервативный и авторитарный вариант представительной демократии, навёл порядок после реформ Ельцина.

Каким образом  форма правления закреплена в  современном российском обществе?

1. Форма правления Российской Федерации закреплена в Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования проведенного в соответствии с указом президента России 15 декабря 1993 года № 1633. Это выражено практически во всех ее главах.  
“Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления” (cт. 1 Конституция РФ)2.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"