Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:25, контрольная работа
Форма правления. Примеры современных государств, имеющих различные формы правления.
Форма правления — это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней. Форма правления — это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
В процессе правотворчества решается ряд важнейших для общества, государства и личности задач. На его этапах и стадиях происходит согласование существующих в обществе интересов, разрешается вопрос тех взаимоотношений и взаимозависимостей, которые существуют между идеологией, политикой и правом. Конечным итогом правотворчества является позитивация и легитимация нормативных представлений, сформировавшихся в общественном или групповом правосознании, преобразование их в официальные нормативные предписания6.
Существующее в нашей стране отставание правотворчества от объективных потребностей общества оказывает негативное воздействие на государственно-правовое и социально-экономическое развитие. Данную проблему призвана решить модернизация правотворчества, под которой предлагается понимать процесс непрерывного обновления, актуализации его идей и планов, позволяющий более мобильно связывать правотворческую деятельность с социально-экономическими, политическими, правовыми и духовными потребностями общества, сделать правотворчество более гибким и адекватным вызовам времени7. Существенным фактором здесь призвана стать научно обоснованная правотворческая политика, задачами которой является устранение дефектов механизма правотворчества, обеспечение объективного взаимодействия всех аспектов, имеющих влияние на развитие и совершенствование правотворческого процесса.
В качестве гарантий эффективности правотворческой деятельности государства выделяют несколько факторов8. Прежде всего, это адекватная регламентация права законодательной инициативы, которая исключала бы лоббирование частных интересов. Другой гарантией может выступать профессиональный мониторинг, цель которого заключается в выявлении отношений, которые подлежат правовому регулированию. Кроме того, следует активнее применять правовые нормы, предусматривающие процессуальную ответственность в случае непрофессиональной работы и допущении правотворческих ошибок.
Немаловажное значение
для правотворчества имеет
Следовательно, к разработке и принятию нормативно-правового акта следует готовиться всесторонне, что подразумевает инвентаризацию правовой базы, выяснение ее отрицательных и положительных сторон, а также причин слабой эффективности9.
В литературе высказываются
мнения о необходимости
В результате правотворческой деятельности формируется нормативная база, закладывается правовой фундамент современной России. Эффективность действия принятых нормативно-правовых актов определяется уровнем их подготовки, обсуждения, характером рассмотрения и доведения до сведений исполнителей. Поэтому, несомненно, качество правотворчества должно повышаться.
4. Приведите
примеры видов гипотез
Гипотеза правовой нормы - это элемент нормы права, указывающий на конкретные условия (обстоятельства жизни) – время, место, и т.п., наличие которых, дает возможность использовать правило поведения, сформулированное в диспозиции нормы.
В гражданском и трудовом праве – основанием для возмещения материального вреда является конкретное обстоятельство – наличие ущерба у потерпевшего (гипотеза).
Гипотеза также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей, например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
Существует несколько видов гипотез правовых норм, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. По степени определенности:
абсолютно определенная гипотеза – точно указывают условия реализации нормы, для применения нормы достаточно только констатировать их наличие, например, сроки давности; «Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно» (ч.1. ст. 100 Конституции РФ)2;
относительно определенная гипотеза – ставит действие юридической нормы в зависимость от нескольких (одного из них) перечисленных в норме обстоятельств. Например, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного (первое обстоятельство) или чрезвычайного положения (второе обстоятельство), а также в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента РФ (третье обстоятельство).
2. В зависимости от числа условий реализации нормы:
простая гипотеза – содержит лишь одно условие реализации нормы, например, «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования» (ч.1 ст.107 Конституции РФ)2;
сложная гипотеза – для применения правовой нормы требуется наличие нескольких условий, например, гипотеза ч.1 ст. 108 УК РФ содержит два условия применения нормы: «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается …»11;
альтернативная гипотеза – реализации правовой нормы ставиться в зависимость от наличия одного из нескольких конкретных обстоятельств, например, гипотеза ч.1 ст. 303 УК РФ «Фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, наказывается …»11.
Приложение.
1 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник.- М.: Юристъ,2002. С. 89-95;
5 Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2006. С. 84,85,115.
6 Корнев В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право, 2008, № 8 (48). С. 35.
7 Мазуренко А.П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: автореф. дис. … доктора юрид. наук. Саратов, 2011. С. 11.
8 Белоусова М.С. Правотворческая функция российского // Вестник Челябинского государственного университета, 2010, № 19 (200). Право. Вып. 24. С. 11- 12.
9 Боголюбов С.А. Культура законодательной техники // Журнал российского права, 2006, № 10. С. 52.
10 Гдалевич И. А. Институциональные искажения в российской правотворческой политике //Философия права, 2010, № 3. С. 83.
11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.02.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 1996.
Список литературы
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"