СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
С.
3 |
1.
Возникновение и развитие теории разделения
властей, ее сущность. |
С. 4 |
2.
Сущность и основное содержание
принципа разделения властей.
|
С. 10 |
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
С.19 |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ |
С. 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Теория разделения властей
зародилась во Франции в середине XVIII века
и была связана, прежде всего, с борьбой
буржуазии против феодального абсолютизма
- системой, тормозившей развитие общества
и государства. Появление новой концепции
было связано с именем Ш. Монтескье, известного
не только в качестве прогрессивного теоретика,
но и опытного практика государственно-правовой
деятельности, понимающего проблемы неэффективного
функционирования государственных органов
(Монтескье занимал должность президента
Бордосского парламента - судебного учреждения).
В своей фундаментальной работе «О духе
законов» (1748г.) Монтескье изложил результаты
длительного исследования политико-правовых
установлений нескольких государств,
прейдя к выводу, что «свобода возможна
при любой форме правления, если в государстве
господствует право, гарантированное
от нарушений законности посредством
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, которые взаимно
сдерживают друг друга». Цель теории -
создание безопасности граждан от произвола
и злоупотреблений властей, обеспечение
политических свобод1.
Теория
разделения властей явилась логическим
продолжением развития политико-правовых
идей, возникших в XVII веке в Англии,
и стала частью начинавшей формироваться
теории правового государства.
Принцип разделения властей имеет большое
значение для правового государства, так
как реализация этого принципа выступает
одним из конституционно-организованных
проявлений политического плюрализма
в государственной сфере, способного обеспечить
столь необходимое для цивилизованного
гражданского общества правление правового
закона и непредвзятое правосудие.
- Возникновение
и развитие теории разделения властей,
ее сущность.
Разделение
власти - одно из принципиальных условий
и основной механизм функционирования
всех видов политической и общественной
власти. «Разделение власти возникает
из свойства власти быть отношениями между
субъектами (первым, или активным), от которого
исходит волевой импульс, побуждение к
действию, и субъектом (вторым, или пассивным),
который воспринимает этот импульс и осуществляет
побуждение, становится носителем власти,
её исполнителем. Эта простейшая структура
разделения и передачи власти обычно усложняется,
особенно в институциональном политическом
(а также неполитическом - экономическом,
правовом, идеологическом) процессе, когда
второй субъект передаёт волевой импульс
следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного
исполнителя (процесс, получивший наименование
командования, или распоряжения и составляющий
сущность власти)»2.
Разделение
власти исторически сложилось на
самых ранних этапах формирования государства
и вылилось в специализацию власти
разных лиц и институтов, в которой
рано обнаружились две устойчивые тенденции:
концентрация власти в одних руках
или в одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность.
Отсюда и два следствия, вытекающие из
этого двойственного отношения к власти:
борьба за власть уже разделённых институтов
и против её разделения, с одной стороны
и стремление упорядочить отношения разделённых
властей и избавить общество от столкновений
между ними с другой. Отсюда же и характерное
для политической истории общества совмещение
функций на её ранних этапах: вождя и военачальника
(король-воин, князь-предводитель дружины,
епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.)
Первое
крупное разделение власти развело
политическую и религиозную власти,
власть государства и церкви. Оно
же сопровождалось и длительной борьбой
за унификацию власти, преобладание светской
власти над религиозной, или господство
церкви в светской жизни общества.
Наряду
с этим, в самом светском государстве
рано началось разделение профессиональных
функций власти. Уже Аристотель отмечал
существование в нём законодательного
органа - магистратуры (исполнительного
учреждения) и судебного органа. Происходило
разделение власти между центральным
и местным управлением (самоуправление),
формировалась всё более сложная политическая
система общества, властей разных уровней
и с разными функциями. Развитое разделение
власти стало в конце конов одной из организационных
основ государства Нового времени, которое
функционирует как система функционально
разграниченных, но и связанных между
собой учреждений, аппаратов и органов
власти.
Феодальная
организация власти представляла собой
в лице властелина законодательную, исполнительную
и судебную, включая функциональное и
территориальное разделение власти между
монархическим центром и провинциальными
(городскими) парламентами, местным самоуправлением,
с сословным представительством частично
избранных, частично включённых в него
по праву из числа именитых горожан. Децентрализованное
феодальное средневековое государство
допускало заметное упрочение местных
парламентов, которые особенно укрепились
в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии,
стали структурной и социальной основой
возникновения парламентов и в государственных
центрах абсолютистских монархий.
Другой
основой разделения власти стали
различные королевские советы, замкнутые
и узкие, как это имело место
в Верховном тайном совете в России.
Помимо того, существовали и эпизодические
сборы (ассамблеи) правящих феодальных
верхов, феодальные союзы (лиги), такие,
как Земские соборы в России, также готовившие
в будущем более совершенные формы разделения
власти. Решающий этап институционального
и функционального разделения государственной
власти наступил в начальный период XVII
в.
В этот период феодальное децентрализованное
государство уступило место централизованным
абсолютистским монархиям в большинстве
стран Западной Европы. Центральная
власть теперь нуждалась в более развитом
и эффективном аппарате управления и обороны,
который неизбежно должен был быть специализирован
и разделён. Развивающаяся торгово-промышленная
буржуазия поддержала монархический центр
и способствовала его укреплению, но при
этом получила доступ к власти, разделённой
и между сословиями и классами.
Дальнейшее развитие разделения
властей шло несколькими параллельными
путями:
-
происходила централизация парламентских
структур, смещение парламентаризма в
центр со всей идеологией и техникой формирования
представительной власти (её выборностью,
принципами организации и т.п.);
-
укреплялась и совершенствовалась центральная
правительственная исполнительная власть;
-
завершилось формирование возникшей в
феодальном средневековье системы надзора
и отправления правосудия, передачи судебных
функций от властвующей (сеньориальной)
верхушки - специализированным судебным
органам.
Этот
объективный процесс получил
теоретическое обоснование в
политико-философской теории разделения
властей и сопровождался проектами
гражданского общества и правового государства,
и конституционного строя, реализация
которых была необходимым условием эффективного
разделения власти и в свою очередь зависела
от разделения её на три относительно
автономные, взаимосвязанные и контролирующие
друг друга власти.
Сама
идея разделения законодательной, исполнительной
и судебной властей сопровождает
поиск человечеством идеального
государства на протяжении многих веков.
В зачаточном состоянии она присутствовала
уже во взглядах древнегреческих философов
(Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий
принцип составного учения о демократическом
государстве он был сформулирован Д. Локком
и развит впоследствии Ш. Монтескье. При
этом теоретическая база была подготовлена
всем объективным ходом истории, а толчком
к её оформлению послужили буржуазные
революции в Англии (1640-1648гг.) и в последствии
во Франции (1789-1794гг.).
В
основании политической философии
Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит
идея собственности («Трактаты о правительстве»).
Государство и гражданское общество покоятся
на собственности. В естественном состоянии,
люди, может быть, и живут благополучно,
но им явно недостаёт многого для сохранения
собственности. На основе общественного
договора учреждается государство - социальный
институт для охраны собственности. Для
того чтобы охрана собственности не зависела
исключительно от воли властей, люди создают
законы и законодательство. Однако если
судьями являются сами правители, они
склонны судить, руководствуясь теми же
целями, что и в процессе правления, что
чревато волюнтаризмом судопроизводства,
фактическим беззаконием. Д.Локк предлагает
систему сдержек и противовесов - разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную с передачей каждой особому
кругу лиц. Тогда, например, в правовом
монархическом государстве законодательной
властью может быть аристократический
парламент, высшей исполнительной - король,
а судебную имеет смысл пропорционально
поделить между аристократическим и демократическим
сословиями».
В
России идея разделения властей как
принципа либерализма впервые в
наиболее чёткой форме была выражена
М.М. Сперанским (1772-1839гг.) в «Проектах
и записках». В своих проектах
государственных преобразований Сперанский
мечтал о конституционной монархии,
которая управляла бы на «непременном
законе». Законность форм осуществления
власти Сперанский, прежде всего, связывал
с необходимостью разделения властей.
«Законодательная власть должна быть
вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает
и принимает законы, для чего собирается
сессионно, один раз в год. Глава исполнительной
власти - монарх участвует в деятельности
Думы, но «никакой новый закон не может
быть издан без уважения Думы.
Судебная
власть реализуется судебной системой,
включающей суд присяжных и завершающийся
высшим судебным органом - Сенатом. Три
власти управляют государством подобно
тому, как человек своим организмом: обращаясь
к закону, воле и исполнению. Сперанский
предусмотрел и возможность объединения
этих властей для согласного их действия
в Государственном совете, состоящем частично
из лиц, назначаемых монархом, а частично
избранных по избирательному праву. Государственный
совет заседает под председательством
царя, он обладает правом законодательной
инициативы, но законы, «коим вводится
какая-либо перемена в отношении сил государственных
или в отношении частных лиц между собой»,
утверждаются непременно и исключительно
Государственной Думой».
Порядок
в устроенном таким образом государстве
охраняется законом. Нетрудно заметить,
что проект Сперанского не только осуществлял
принцип разделения властей, с учётом
определённых сдерживающих факторов,
но, и это очень важно, предусматривал
механизм их согласованного действия,
дабы избежать возможного противостояния
трёх ветвей власти. Рассмотренные выше
проекты механизма разделения властей
Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали
наличие монархии. Проект П.И. Пестеля
(1793-1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве
формы государственного правления предусматривал
республику. Законодательная власть по
проекту Пестеля, сосредоточена в Народном
вече - «однопалатном органе, который избирается
сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием
одной пятой его части, при этом «тот же
самый может быть опять избран, никто не
может распустить Народное вече. Оно представляет
волю в государстве, душу народа»3.
В
теории разделения властей, предложенной
Пестелем, «принимается правило определённости
круга действий», то есть, чётко устанавливаются
компетенции законодательной, исполнительной
и блюстительной власти. Более
того, Пестель настаивал на том, чтобы
каждому государственному органу «были
присвоены точные и неизменные функции».
Механизм действия законодательной и
исполнительной власти, а также государственное
устройство определяется Конституцией»4.
Однако в России осуществление этого принципа
стало возможным только в конце XX века.
Таким
образом, принцип разделения властей
может быть присущ только демократическому
государству, в рабовладельческом, феодальном
государстве он невозможен, так как подразумевает
наличие экономически свободного собственника
- основного представителя общества, обладающего
и политическими правами. Для фактического
осуществления этого принципа необходима
достаточная степень развития производительных
сил и отношений, уровень политического
сознания общества. Теория права предлагает
разные варианты механизма действия принципа
разделения властей.
2.
Сущность и основное содержание принципа
разделения властей.
В
условиях разделения властей одна ветвь
государственной власти ограничивается
другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают
друг друга, действуют как система сдержек
и противовесов, предотвращая монополизацию
власти каким либо одним институтом государства.
Самостоятельность
органов законодательной, исполнительной
и судебной властей не должна абсолютизироваться.
Являясь органами государства, они должны
взаимодействовать между собой, ибо в
противном случае становится невозможным
нормальное функционирование государственного
механизма. Но в этом взаимодействии они
должны уравновешивать друг друга с помощью
системы сдержек и противовесов. Взаимное
ограничение их полномочий на основе Конституции
позволяет разумно и согласованно решать
реальные вопросы государственной политики.