Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII века и была связана, прежде всего, с борьбой буржуазии против феодального абсолютизма - системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш. Монтескье, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал должность президента Бордосского парламента - судебного учреждения).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ



С. 3

1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность.
С. 4

2. Сущность и основное содержание принципа разделения властей.
С. 10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С.19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная по праву.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
 

    СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
 
 
С. 3
 
1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность.
 
С. 4
 
2. Сущность и основное содержание  принципа разделения властей.
 
С. 10
   
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
С.19
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
 
С. 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
 
 

      Теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII века и была связана, прежде всего, с борьбой буржуазии против феодального абсолютизма - системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш. Монтескье, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал должность президента Бордосского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прейдя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод1.

    Теория  разделения властей явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии, и стала частью  начинавшей  формироваться теории правового государства. Принцип разделения властей имеет большое значение для правового государства, так как реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие.

  1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность.

     Разделение  власти - одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и общественной власти. «Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом - экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»2.

     Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой  рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках  или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.)

     Первое  крупное разделение власти развело  политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно  же сопровождалось и длительной борьбой  за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.

     Наряду  с этим, в самом светском государстве  рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал  существование в нём законодательного органа - магистратуры (исполнительного  учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти.

     Феодальная  организация власти представляла собой  в лице властелина законодательную, исполнительную и судебную, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него по праву из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.

     Другой  основой разделения власти стали  различные королевские советы, замкнутые  и узкие, как это имело место  в Верховном тайном совете в России. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период XVII в.

       В этот период феодальное децентрализованное  государство уступило место централизованным  абсолютистским монархиям в большинстве  стран Западной Европы. Центральная  власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся торгово-промышленная буржуазия поддержала монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила доступ к власти, разделённой и между сословиями и классами.

       Дальнейшее развитие разделения властей шло несколькими параллельными путями:

     - происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);

     - укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть;

     - завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам.

     Этот  объективный процесс получил  теоретическое обоснование в  политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

     Сама  идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648гг.) и в последствии во Франции (1789-1794гг.).

     В основании политической философии  Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит  идея собственности («Трактаты о правительстве»). Государство и гражданское общество покоятся на собственности. В естественном состоянии, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство. Однако если судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления, что чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием. Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями».

     В России идея разделения властей как  принципа либерализма впервые в  наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772-1839гг.) в «Проектах  и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы.

     Судебная  власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой».

     Порядок в устроенном таким образом государстве  охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793-1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран, никто не может распустить Народное вече. Оно представляет волю в государстве, душу народа»3.

     В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются  компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более  того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией»4. Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.

     Таким образом, принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, в рабовладельческом, феодальном государстве он невозможен, так как подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами. Для фактического осуществления этого принципа необходима достаточная степень развития производительных сил и отношений,  уровень политического сознания общества. Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.

    2. Сущность и основное содержание принципа разделения властей. 

     В условиях разделения властей одна ветвь  государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуют как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким либо одним институтом государства.

     Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"