Хотя
органы власти действуют самостоятельно,
речь идет не об абсолютном обособлении,
а лишь об относительной их самостоятельности
и одновременном тесном взаимодействии
друг с другом, осуществляемом в пределах
их полномочий. Принцип разделения властей
имеет свои особенности в зависимости
от формы правления в государстве.
Существенные
особенности свойственны системе разделения
властей в государствах с парламентской
формой правления. Здесь, как и в любом
конституционно-правовом государстве,
обеспечивается относительная самостоятельность
законодательной, исполнительной и судебной
власти, но баланс между ними поддерживается
при помощи специфических средств, т. е.,
например, парламент может выразить недоверие
правительству, а глава государства может
распустить парламент.
Механизм
действия принципа разделения властей
определяют три ветви власти: законодательная,
исполнительная и судебная (выделяют также
четвертую ветвь власти – средства массовой
информации)
Законодательная
власть обладает верховенством, поскольку
она устанавливает правовые начала государственной
и общественной жизни, основные направления
внутренней и внешней политики страны,
а, следовательно, определяет, в конечном
счете, правовую организацию и формы деятельности
исполнительной и судебной властей. Главенствующее
положение законодательных органов в
механизме правового государства обуславливает
высшую юридическую силу принимаемых
ими законов, придаёт общеобязательный
характер нормам права, выраженных в них.
Однако верховенство законодательной
власти не носит абсолютного характера.
Пределы её действия ограничены принципами
права, естественными правами человека,
идеями свободы и справедливости. Она
находится под контролем народа и специальных
конституционных органов, с помощью которых
обеспечивается соответствие законов
действующей конституции.
Исполнительная
власть в лице своих органов занимается
непосредственной реализацией правовых
норм, принятых законодателем. Её деятельность
должна быть основана на законе, осуществляться
в рамках закона. Исполнительные органы
и государственные должностные лица не
имеют права издавать общеобязательные
акты, устанавливающие новые, не предусмотренные
законом права или обязанности граждан
и организаций. Исполнительная власть
носит правовой характер лишь в том случае,
если она является подзаконной властью,
действует на началах законности. Сдерживание
исполнительной власти достигается также
посредством её подотчётности и ответственности
перед представительными органами государственной
власти. В правовом государстве каждый
гражданин может обжаловать любые незаконные
действия исполнительных органов и должностных
лиц в судебном порядке.
Судебная
власть призвана охранять право, правовые
устои государственной и общественной
жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве
осуществляется только судебными органами.
Никто не может присвоить себе функции
суда. В своей правоохранительной деятельности
суд руководствуется только законом, правом
и не зависит от субъективных влияний
законодательной или исполнительной власти.
Независимость и законность правосудия
являются важнейшей гарантией прав и свобод
граждан, правовой государственности
в целом. С одной стороны, суд не может
присваивать себе функции законодательной
или исполнительной власти, с другой стороны
его важнейшей задачей является организационно-правовой
контроль за нормативными актами этих
властей. Судебная власть, таким образом,
выступает сдерживающим фактором, предупреждающим
нарушение правовых установлений, и, прежде
всего конституционных, как со стороны
законодательных, так и исполнительных
органов государственной власти, обеспечивая
тем самым реальное разделение властей5.
Таким
образом, разграничение единой государственной
власти на три относительно самостоятельные
и независимые отрасли предотвращает
возможные злоупотребления властью и
возникновение тоталитарного управления
государством, не связанного правом. Каждая
из этих властей занимает своё место в
общей системе государственной власти
и выполняет свойственные только ей задачи
и функции. Равновесие властей поддерживается
специальными организационно-правовыми
мерами, которые обеспечивают не только
взаимодействие, но и взаимоограничение
полномочий в установленных пределах.
В то же время они гарантируют независимость
одной власти от другой в пределах тех
же полномочий. Следует отметить, что принцип
разделения властей является одним из
принципов правового государства и эффективно
действовать может только в связке с ними,
важнейшими из которых являются принцип
законности, взаимная ответственность
государства и личности, реальность прав
личности.
Существенные
особенности свойственны системе
разделения властей в государствах
с парламентской формой правления:
парламентских республиках и парламентарных
монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом
государстве, обеспечивается относительная
самостоятельность и независимость законодательной,
исполнительной и судебной власти, но
баланс между ними поддерживается при
помощи специфических средств. Так, баланс
законодательной и исполнительной власти
обеспечивается, в частности, тем, что
парламент может выразить недоверие правительству,
а глава государства может распустить
парламент.
В
Российской Федерации принцип разделения
властей впервые закреплён в Декларации
о государственном суверенитете РСФСР.
Конституция Российской Федерации 1993г.
фиксирует этот принцип как одну из основ
конституционного строя. В статье 10 говорится:
«Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны»6.
Конституционные нормы, определяющие
механизм государственной власти закреплены
в главах «Президент Российской Федерации»,
«Федеральное Собрание», «Правительство
Российской Федерации», «Судебная власть».
Все эти высшие государственные органы
власти в равной степени выражают целостную
концепцию народного суверенитета. Разделение
властей есть разделение полномочий государственных
органов при сохранении конституционного
принципа единства государственной власти.
Поэтому
представляется целесообразным остановиться
на анализе положения данных высших
органов государственной власти,
чтобы лучше уяснить механизм действия
принципа разделения власти в Российской
Федерации.
Пост
Президента был учреждён в Российской
Федерации общенародным референдумом
в апреле 1991г. По Конституции РФ 1993г.
«Президент РФ является главой государства»
(п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции
его функция была определена через термины
«высшее должностное лицо» и «глава исполнительной
власти». Изменение конституционной формулы
не означает сужения функций Президента
РФ или его «отлучения» от исполнительной
власти. Термин «глава государства» более
точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует
о появлении четвёртой основной ветви
власти. Когда употребляют термин «президентская
власть», то это может означать только
особый статус Президента в системе трёх
властей, наличие у него некоторых собственных
полномочий и комплексный характер его
разнообразных прав и обязанностей во
взаимодействии с двумя другими властями,
но в основном - с исполнительной властью.
«Президент не вправе вмешиваться в полномочия
Федерального Собрания или судебных органов
- Конституция строго разделяет их полномочия.
Разногласия между властями он может регулировать
только с помощью согласительных процедур
или путём передачи спора в суд. В то же
время многие статьи Конституции указывают
на то, что фактически Президент признаётся
главой исполнительной власти (право назначать
Правительство, право председательствовать
на заседаниях Правительства и т.д.)»7.
Полномочия
Президента, вытекающие из различия конституционных
функций главы государства и парламента,
в основном и главном не конкурируют с
полномочиями представительного органа.
Конституция
проводит чёткое различие их полномочий,
исходя из принципа разделения властей.
В то же время полномочия Президента
в сфере взаимоотношений с парламентом
позволяют рассматривать главу государства
как непременного участника законодательного
процесса. Президенту принадлежит право
назначать выборы Государственной Думы,
в то время как выборы Президента назначаются
Советом Федерации. Таким образом, назначение
выборов этих органов государственной
власти происходит не на взаимной основе,
чтобы избежать взаимозависимости.
После
выборов Государственная Дума собирается
на тридцатый день самостоятельно,
но Президент может созвать заседание
Думы ранее этого срока. Президент имеет
право законодательной инициативы, то
есть, внесение законопроектов в Государственную
Думу, он обладает правом вето на законопроекты,
принятые Федеральным Собранием. Это вето,
именуемое в теории как относительное,
может быть преодолено при повторном принятии
законопроекта двумя палатами Федерального
Собрания при раздельном обсуждении большинством
в две трети каждой палаты - в этом случае
Президент обязан подписать закон в течение
семи дней. Законопроект становится законом
и вводится в действие только после его
подписания и обнародования Президентом.
На рассмотрение отводится 14 дней, после
чего закон должен быть или отклонён, или
входит в силу. Президент обращается к
Федеральному Собранию с ежегодными посланиями
о положении в стране, об основных направлениях
внутренней и внешней политики государства,
но обращение с этими посланиями не означает,
что он нуждается в утверждении своих
идей. Президент назначает референдум
в порядке, установленном федеральным
конституционным законом. Президент вправе
распускать Государственную Думу, но не
Совет Федерации, Роспуск Думы возможен
в случае трёхкратного отклонения ею представленных
кандидатур Председателя Правительства
(ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном
вынесении недоверия Правительству в
течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе
Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117).
В случае роспуска ГД Президент назначает
новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась
не позднее чем через 4 месяца после роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена
Президентом: «1) в течение года после её
избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения
против Президента до принятия соответствующего
решения Советом Федерации; 3) в период
действия на всей территории РФ военного
или чрезвычайного положения; 4) в течение
6-ти месяцев до окончания срока полномочий
Президента РФ»8.
В
соответствии с принципом разделения
властей и независимости судов
Президент не вправе вмешиваться
в деятельность судебных органов. Однако
он участвует в формировании органов
судебной власти. Так, только Президенту
предоставлено право выдвижения кандидатур
для назначения Советом Федерации на должности
судей Конституционного Суда, Верховного
Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент
также назначает судей других федеральных
судов. В соответствии с Федеральным Законом
Президент предлагает Совету Федерации
кандидатуру на эту должность, и он же
вносит предложение об освобождении от
должности Генерального Прокурора РФ.
В
главе 7 Конституции РФ выделена третья
ветвь власти – судебная, обладающая значительной
спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции
РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Конституция РФ чётко определяет, что
правосудие в России осуществляется только
судами РФ. При этом подчеркивается независимость
судов. Конституцией РФ предусмотрены:
а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный
Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно
Конституции РФ действуют другие федеральные
суды.
Согласно
статьи 125 Конституции РФ, п.2 «Конституционный
Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, одной
пятой членов Совета Федерации, или
депутатов Государственной Думы,
Правительства РФ, Верховного Суда
РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ,
органов законодательной и исполнительной
властей субъектов РФ разрешает дело о
соответствии Конституции РФ: а) федеральных
законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства РФ; б) Конституций
республик, уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов РФ,
изданных по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти РФ и совместному
ведению органов государственной власти
РФ и органов государственной власти субъектов
РФ; в) договоров между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, договоров между
органами государственной власти субъектов
РФ; г) не вступивших в силу международных
договоров РФ»9.
Конституционный
Суд РФ разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной
власти; б) между органами государственной
власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ; в) между высшими государственными
органами субъектов РФ. Конституционный
Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам судов
проверяет конституционность закона,
применённого или подлежащего применению
в конкретном деле, порядке установленном
федеральным законом. Конституционный
Суд РФ даёт толкование Конституции РФ.