Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

К основополагающим признакам государства принято относить:
1. Наличие публичной власти, опирающейся на аппарат управления и принуждения.
Реализация публичной власти с опорой на аппарат управления и принуждения есть один из основополагающих признаков государства, ведь только в рамках государства публичная власть становится государственной.

Оглавление

1.Признаки (свойства) государства …………………………………...3
2.Характеристика унитарного и федеративного государства ……...6
3.Орган государства и его классификация………………………......10
4.Характеристика и социальные нормы первобытного общества ...14
5.Правовая система общества и ее структурные элементы…………16
6.Определение понятие правового обычая. Примеры……………...18
Перечень источников права и литературы…………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная по ТГП.docx

— 45.54 Кб (Скачать)

 

Компетенции  государственного  органа  –  это  совокупность   прав   и обязанностей, возложенных на данный орган законом. Свою компетенцию государственные органы  могут  реализовывать  в  трех формах:

-путем издания  предписаний общего характера (издание  нормативный актов);

- путем принятия  предписаний индивидуального характера (акты применения);

- путем осуществления  организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на  основе  правовых актов :Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все  структурные  элементы  государства, обладают рядом признаков:

1.  Орган  государства,  обладая  определенной  самостоятельностью,   служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет  от  имени  государства  его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

 

2.  Органы  государства  имеют  определенную  структуру,  они  объединены  в подразделения,  скреплены  едиными  целями,   ради   достижения  которых  образованы, и   дисциплиной,  которую  все  служащие  обязаны  соблюдать.

3. Орган государства обладает  определенной компетенцией, за  ним  закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия).

4. Орган государства обладает  властными полномочиями, чем  и  отличается  от государственных  учреждений и предприятий.

5. Орган государства активно  участвует  в  реализации  функций  государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

 

2. Классификация  органов государства

Классификацию  органов  государства  можно  проводить   по   различным основаниям, наглядно  это видно на приведенной выше схеме. По способу  возникновения   они   подразделяются   на   первичные   и производные.

 Первичные  органы  государства  никакими  другими  органами не создаются. Они могут  быть  образованны  двумя  способами:  либо  в  порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в  установленном

 

порядке,   при   этом   получая   властные   полномочия    от    избирателей (представительные органы). 

Производные  органы  в  свою  очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их  властными  полномочиями.  К  ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства  классифицируются  на высшие и местные. Однако некоторые органы не  являются  государственными,  к ним можно отнести органы местного самоуправления.

 Высшие органы  в  наиболее полной   форме   обладают   высшей    государственной    властью,    которая распространяется  на  всю  территорию   государства.

  Местные органы   же   органы государства функционируют в административных единицах  (графствах,  округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия  распространяются  только на эти регионы.

По  широте  компетенции  выделяются   органы   государства   общей   и специальной компетенции. Органы  общей  компетенции  направлены  на  решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя  законы,  активно участвует в  осуществлении  всех  функций  государства.  Органы  специальной (отраслевой)  компетенции  специализируются  на  выполнении  какой-то  одной функции  одного  вида  деятельности  (министерство  финансов,   министерство образования).

 

По порядку принятия решения  (по  порядку  осуществления  компетенций) органы  разделяются  на  коллегиальные  и  единоличные  (единоначальные).  К коллегиальным  органам  можно  отнести  парламент,  к   единоличным   же   – президента.

 

Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые. Помимо  всех   вышеперечисленных   классификаций,   выделяют   еще   и классификацию по срокам полномочий. Здесь органы  государства  разделяют  на постоянные и временные. Постоянные органы создаются  без  ограничения  срока своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач  и достижения краткосрочных целей. В структуре государственных органов выделяют еще и  правоохранительные органы, которые  включают  органы  правосудия,  юстиции,  нотариата,  ЗАГСа, внутренних   дел,   прокуратуры,   госбезопасности,   внешней   разведки   и адвокатуру. На  механизм  государства   и   классификацию   его   высших   органов непосредственное   влияние   оказывает   принцип   разделения   властей,   в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и  судебные органы. Классификация по принципу разделения властей, на мой  взгляд,  самая существенная из всех,  поэтому  я  хочу  рассмотреть  ее  более  подробно  в следующих главах.

 

 

 

 

 

 

 

«Характеристика и социальные нормы первобытного общества»

 

 1.Первобытное общество: Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов). Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

 

Экономика первобытного общества присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

2. Социальные нормы в первобытном обществе


Жизнь в первобытном обществе - (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях.

Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного.

Российские учёные не считают, что эти традиции и правила образуют какую-либо правовую систему; учёные других стран рассматривают эту нормативную систему как право .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Правовая система общества и ее структурные элементы»

1. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система - комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску. По верному замечанию американского юриста Лоуренса Фридмэна, «именно структура правовой системы - ее скелет или каркас - является длительно существующей частью, придает форму и определенность целому».

2. Элементы системы права

Норма права - (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Определение понятие правового обычая. Примеры»

1. Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

2.Примеры: В племенах всегда избирали старейшин, как правило все старейшины должны были быть старше всех, также они выбирались по принципу уважения .В наше время можно привести вот такой пример: Традиция  ставить елку на новый год и дарить подарки, посидеть на дорожку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень источников права и литературы:

 

1.( унитарное  и фед/гос)Грачев Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. — монография. — М.: Издательство «Книгодел», 2009. — 468 с

2.Алексеев С.С. Теория государства и права (Признаки государства)

3. Хропанюк В.Н. Теория  государства и права: учебное  пособие. –М.: 1999.

4.Назаренко Г. В. Теория  государства и права. М., 2006. С. 7.

5. Молчанов И. В. Обычай  в системе источников права //Сборник  тезисов Всероссийской научно-теоретической  конференции «Системность в государственно-правовых явлениях и институтах: теоретические и исторические проблемы».-Екатеринбург. 2006"

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"