Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

Российское государство было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая управлялась при этом из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новее идеи федерализма.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д.

Оглавление

1 Федеративное устройство современной России……………………………..3
1.1 Принципы федеративного устройства России ……………………….3
1.2 Равноправие субъектов федерации …………………………………….6
2 Понятия, признаки преступления. Категории преступления……………….8
3 Законность и правопорядок в современном обществе:
сущность и значение……………………………………………………………14
3.1 Законность………………………………………………………….….15
3.2 Основные идеи законности…………………………………..………17
3.3 Функции и структура законности…………………………………....19
3.4 Правопорядок ………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

1 Федеративное устройство современной России……………………………..3

1.1 Принципы федеративного устройства России ……………………….3

        1.2 Равноправие субъектов федерации …………………………………….6

2 Понятия, признаки преступления. Категории преступления……………….8

3 Законность и правопорядок в современном обществе:

 сущность и значение……………………………………………………………14

         3.1 Законность………………………………………………………….….15

         3.2 Основные идеи законности…………………………………..………17

         3.3 Функции и структура законности…………………………………....19

         3.4 Правопорядок ………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Федеративное  устройство современной России

Российское государство  было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая  управлялась при этом из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новее идеи федерализма. 

Сегодня Российская Федерация  является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации.

В российской конституционной  практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики  
вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов. 

1.1 Принципы федеративного устройства России 

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». 

Верховенство федеральной  Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в

___________________________________________________________ 

 1Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160. 

контексте данной статьи следует понимать в его широком  значении, т. е. и как собственно федеральные  законы, и как федеральные конституционные  законы. 

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». 

Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает  гарантии и пределы действия и  применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй

 

_____________________________________________________________

2Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 352. 

настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон». 

Из данного положения  вытекают два практических последствия.  
Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.  
Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов – Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации. 

Из данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).  
Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. 

Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной власти». 

 1.2 Равноправие субъектов федерации

Конституция Российской Федерации  в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». 

Это равноправие также состоит  в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).  
Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

Необходимым условием для решения  этих задач в масштабе всей Федерации  является предоставление ей права устанавливать  систему федеральных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». 

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в  равном представительстве всех субъектов  в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет  Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). 

Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему  своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. 

Только республики наделены правом устанавливать свои  государственные языки: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела. 

Провозглашение национальных языков государственными в республиках  идет весьма интенсивно. В ряде республик  государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл – марийский луговой и марийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным (национальными) в качестве государственного определен также русский язык – в Бурятии, Хакасии, Саха (Якутии) и др. Едва ли верно употреблять в официальной деятельности республик только свой национальный язык. Ведь в республиках проживает много русскоязычного населения. Кроме того, государственно-правовая деятельность республик предполагает их отношения с центральными органами Федерации, другими ее субъектами.3

____________________________________________________________________________________________  

3Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2001, с. 125.  

 Каждая республика  имеет право на государственную  символику.  
Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн – официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.  
Здесь следует отметить, что важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы – Государственный флаг,  Государственный герб и Государственный гимн.  
Конституционный статус субъектов Российской Федерации не ведет к национальному неравноправию. 

 

2 Понятия, признаки  преступления. Категории преступления

Существуют две разновидности  определения того, что является преступлением  формальное и материальное. Наиболее распространенным было его формальное определение как действия (бездействия), запрещенного законом под страхом уголовного наказания. Материальный признак преступления предполагает, что преступным может быть только общественно опасное деяние, а также, что не является преступлением деяние, хотя формально и подпадающее под признаки преступления указанные в Уголовном Кодексе, но в силу малозначительности не представляющие общественно опасности.

Основными признаками преступления являются: 
1.     общественная опасность;  
2.     виновность;  
3.     противоправность  
4.     наказуемость.

Общественная  опасность – качественный признак преступления. Данный признак выражает материальную сущность преступления и объясняет, почему, то или иное деяние признается преступлением. Общественная опасность преступления представляет собой объективное свойство преступления и заключается в том, что им причиняется, либо создается угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. При этом вред может быть физический, имущественный или моральный. Можно выделить два аспекта общественной опасности: социально-философский и юридический. Первый характеризует исходное и фундаментальное основание для построения понятия преступления вообще. Оно связано с изначальной оценкой обществом его материальных, социальных, духовных, религиозных и других общих ценностей. В юридическом же аспекте общественная опасность характеризует преступление, когда социально-философское представление об опасности конкретного деяния отражено в законе, т.е. в составе конкретного преступления, а ее квинтэссенция заключена в формулировках объективной стороны состава преступления. Сущность общественной опасности определяется через реальный ущерб, причиненный преступлением, или наличие реальной опасности его наступления. Характер этого ущерба напрямую влияет на степень опасности, поэтому в демократическом обществе не могут быть общественно опасными помыслы, настроения, образ мыслей, и т. п. В основе понятия общественной опасности лежит совокупность элементов, свойственных прежде всего объективной стороне преступного деяния. Для юридической же характеристики степени и характера общественной опасности нужно учитывать и субъективные моменты личности преступника, его вину и т. п. Общественная опасность является объективным свойством преступления. Она причиняет вред общественным отношениям независимо от сознания и воли законодателя, потому что по своей внутренней сущности противоречит нормальным условиям существования общества. Преступлениями являются деяния, опасные для личности, общества и государства. Общественная опасность преступления может быть раскрыта путем указания объекта уголовно-правовой охраны. Согласно Уголовному кодексу такими объектами являются: личность, права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Однако характеристика преступления как общественно опасного деяния не исчерпывается только указанием объектов, на которые оно посягает. Это лишь одна из существенных сторон характеристики общественной опасности. Общественная опасность может зависеть от особенностей самого общественно-опасного деяния- места, времени, способа, обстановки совершения. Так охота является незаконной, если она произведена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ или газов, на территории государственного заповедника или заказника; время совершения убийства матерью новорожденного ребенка (во время или сразу после родов) является обстоятельством, существенно влияющим на степень общественной опасности этого преступления.  

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"