Контрольная работа по «Правоведение»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в проведении политологического исследования системы органов государственной власти, их взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, выявлении проблем, возникающих в реализации власти и поиске оптимальных направлений их решения. Поставленная цель достигается путем решения следующих основных задач:
рассмотрение базовых понятий исследования (политическая власть, публичная власть, государственная власть, местное самоуправление и др.);

Файлы: 1 файл

контрольная - копия.docx

— 47.30 Кб (Скачать)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Институт управления»

(г. Архангельск)

 

 

Кафедра гражданского права

              

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Правоведение»

Задание № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

1.Введение    

 

     Конституционная система на сегодняшний момент очень актуальна. Проблема разделения властей стоит наиболее остро. В данной контрольной работе я постараюсь изучить основы организации и деятельности государственной власти, характеристику органов государственной власти, факторы влияющие на её деятельность, классификацию органов государственной власти, распределение ветвей власти, изложить её функции, принципы работы.

     Объектом исследования является  конституционная система органов  государственной власти, а также  субъектов РФ, их единство и  взаимодействие.

     Предметом исследования выступают  конституционное регулирование  системы органов государственной власти, таких как органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти и реальная практика их взаимоотношений в политической сфере как между собой, так и органами государственной власти РФ. 

     Цель исследования состоит в проведении политологического исследования системы органов государственной власти, их взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, выявлении проблем, возникающих в реализации власти и поиске оптимальных направлений их решения. Поставленная цель достигается путем решения следующих основных задач:

     рассмотрение базовых понятий исследования (политическая власть, публичная власть, государственная власть, местное самоуправление и др.);

     анализ и рассмотрение взаимодействия и взаимоотношений  системы органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, а также Федеральные органы государственной власти с особым статусом;

    выявление специфики и особенностей взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России;

    

 

   2.Конституционное положение о характере и статусе органов государственной власти

 

     Действующая российская Конституция, принятая в 1993г.- это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты.

     Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособлено друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии. 1

          Конституционная система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений. Выделим исходные факторы влияющие на организацию и деятельность государственной власти.

     Первый фактор  основывается на народном начале отраженной в статье 3 Конституции РФ2. В ней говориться о суверенитете народа о том, что народ является единственным источником власти, которую он осуществляет в различных формах (в том числе и через органы государственной власти). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти преследуется по закону.

     Вторым исходным фактором  является федеративное устройство  России, которая  порождает «двойственность» государственной власти, принадлежащая с учетом ее иерархии и федерации, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах государственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3, 7, 11 и др.).Существование на одной территории двух государственных властей ,имеющих свою сферу деятельности подразумевает их разделение в соответствие со своей компетенцией.

     Третий фактор выражается в единстве государственной власти и разделение ветвей во избежание концентрации власти в одних руках.3 В России принят принцип верховенства федерального права. Федеральные правовые акты действуют на всей территории страны и влияют на наиболее важные сферы общественной и государственной жизни. Вертикальное единство власти обеспечивается также тем, что, система органов субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, она должна соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

     Вертикальное единство обеспечивается  ролью  Президента РФ как главы государства, его правами, в том числе правом распускать законодательные собрания субъектов РФ и отрешать от должности глав их администрации при нарушении федеральных законов. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Таким образом, в России вертикальное единство выражается в организационном единстве исполнительной власти, которая образует исполнительскую вертикаль.

     Отношения законодательной, исполнительной, судебной власти также не ограничиваются только разделением. Правда, Конституция РФ (ст. 10) делает акцент на самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но в ее других статьях нашел выражение принцип их единства, взаимодействия (ст. 80). Без такого взаимодействия невозможно принятие законов, деятельность государственного аппарата (понимая его в широком смысле) основывается на взаимодействии различных органов.4 Иными словами, наряду с вертикальным существует и горизонтальное единство и разделение властей. С проблемой горизонтального разделения ветвей власти связано положение и некоторых других органов (прокуратуры, Конституционного Суда, Центральной избирательной комиссии РФ). В масштабе Федерации оно относится к законодательной, исполнительной, судебной власти, в масштабе каждого субъекта — к законодательной и исполнительной. Таким образом, в России одновременно существует и вертикальное, и горизонтальное единство и разделение властей.

 Четвертый фактор участие народа в осуществлении государственной власти, его различных организаций в осуществлении государственной власти.

Государственная власть должна действовать  открыто и эффективно. Она советуется с народом и честно говорит о своих ошибках и недостатках. Все это обеспечивает легитимацию государственной власти. Доверие населения к государственной власти, руководству страны, к государственным служащим — важнейшее условие стабильности, успешного развития страны.

Пятый фактор-осуществление государственной  власти «сверху» и поддержка, критика, корректировка ее «снизу». О поддержке  свидетельствуют результаты выборов  и опросов, критика звучит на собраниях,  демонстрациях, в печати и т.д. Известны примеры корректировки правовых актов ( о льготах, о размерах выплаты по беременности и родам) в результате выступлений населения.

Шестой фактор - демократизм организации и методов деятельности структур власти. Таких как избирательный механизм выбора власти, ответы Президента РФ на вопросы граждан, прием граждан членами правительства, консультации правительства с общественными организациями, совместные акты с участием профсоюзов и т.д. Демократизм в России развит недостаточно на высоком уровне, мы наблюдаем на таких примерах как бюрократизм, коррупция,  выборов в Государственную Думу депутатов РФ, когда заведомо известны результаты распределения голосов избирателей.

Следующий, седьмой фактор определяющий организацию и деятельность государственной власти показывает её эффективность. Деятельность системы органов власти приносящая результаты целесообразна, реформы , программы должны быть направлены  на вывод страны из кризиса, т.к. материнский капитал, доступное жилье (ипотека),поддержка  и развитие отечественных производителей, сельского хозяйства. Бессмысленны государственная деятельность, не приносящая результата.5

3.Понятие органа государственной  власти, системы государственных  органов

     Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти, создавая строгий порядок наделяя органы власти полномочиями, которые не могут противоречить функциям государства. Каждый орган государственной власти, отличается от любого другого, но все вместе, по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

     Понятие органа государственной  власти складывается из совокупности  трех основных признаков.

 1.Исключение нагромождения органов государственной власти в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком. Конституция РФ указывает, что в РФ на федеральном уровне государственную власть осуществляют Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Только федеральным законом или федеральным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.Орган  государственной власти наделен  властными полномочиями, т.е его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Органы власти издают правовые акты в соответствии со своими полномочиями, компетенцией, регулируют отношения между гражданином и государством.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Органы государственной власти ни при каких условиях не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

4.Классификация органов государственной  власти

 

          Классификация органов государственной власти помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой.

     По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.     В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую иерархическую структуру с органами государственной власти РФ. Такая единая система предусмотрена Конституцией РФ для судебной и исполнительной власти в определенных пределах и совершенно исключена для законодательной власти. 6

     В некоторых случаях органы государственной власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты на федеральный и органы субъектов РФ в смысле полной самостоятельности последних, поскольку эти органы строятся на основе строгой централизации.

     Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов. Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

     Согласно Конституции Российской Федерации, в нее входят органы государственной власти и органы государственной власти ее субъектов. Конституция Российской Федерации предусматривает наличие органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные, государственные и законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

     Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные. Федеральное Собрание Российской Федерации является федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации, а все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, относятся к региональным, которые действуют в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава Председателей. Основная функция Федерального Собрания – принятие федеральных законов. Органы исполнительной власти – это высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство Российской Федерации, а также министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства), возглавляемые Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти, либо избираются народом.7

Информация о работе Контрольная работа по «Правоведение»