Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Понятие, сущность и признаки государства.
Понятие системы органов государственной власти в РФ.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНЬЕ.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

     

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 

Выполнил студент 

заочной формы обучения

специальности

специализации

__курса _____ группы

№ студенческого билета _________

 

Руководитель  

_________________________                ________________   ___________________ 
 
 

Москва  – 2011

 
  1. Понятие, сущность и признаки государства.
 

     Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения властивнутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемойтерриториях. Основным средством сохранения установленного порядка является применение органов принуждения. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституциейзаконами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

Между правом и государством существует теснейшая связь. Исполнение правовых норм гарантируется силой государственной  власти, и вместе с тем именно право наделяет государство этой властью. Современное демократическое  государство не может существовать вне права. Человечеству понадобилось пройти длительный путь в своем историческом развитии, чтобы осознать неразрывность  связи права и государства. Так  что же такое государство? 
Один из основоположников политической науки – Аристотель определял государство как общение между людьми. Историки относят возникновение первых государств к IV-III тысячелетиям до н.э.

      Приведу вам несколько определений государства, данных юристами прошлого и современности: 
«Можно определить государство как общественный союз, представляющий собою самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми» Н.М.Коркунов (1853-1904), русский юрист.

«Государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса» В.И.Ленин (1870-1924), советский политический деятель, основатель Советского государства. 
Социальным назначением государства и его социальной ролью является регулирование отношений в классовом обществе.

      Отличительные признаки государства:

      Территория – Это своеобразная материальная основа государства, без которой оно просто не может существовать. В состав государственной территории входят: сухопутная территория, водная территория, земные недра, воздушное пространство над ними.

      Население – Это второй основополагающий признак всякого государства. Население государства, как вам известно – это граждане, лица без гражданства и граждане других государств.

      Государственная власть – Власть призвана охранять порядок и свободу граждан. Государственная или публичная власть распространяется на все население государства. Носителем этой власти является особая группа населения, называемая политической элитой.

      Правовая  система – Право в любом государстве является механизмом претворения в жизнь принятых властью решений путем провозглашения общеобязательных норм поведения.

      Система государственных  органов – Для того чтобы правовые нормы действительно соблюдались, необходимо претворять установленные правила в жизнь, следить за их применением и наказывать правонарушителей. Эта задача возлагается на особую систему государственных органов, иначе называемую государственным аппаратом. Особую подсистему государственного аппарата составляют правоохранительные органы. Эти органы наделены особыми полномочиями по пресечению и предотвращению правонарушений.

      Армия – На всем протяжении человеческой истории важнейшей задачей государства являлась оборона внешних границ. Именно для этой цели предназначена армия, она призвана гарантировать защиту государства от агрессии. В исключительных случаях в период катаклизмов возможно использовать армию и внутри страны, в обычное же время порядок внутри страны поддерживают правоохранительные органы.

      Налогово-бюджетная  система – Для содержания государственного аппарата, армии, социальной сферы и осуществления иных функций государству необходимы деньги. Эти деньги собираются с населения в виде налогов. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств. Средством распределения собранных средств является государственный бюджет. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств. Фактически – это смета доходов и расходов государства, где определяется сколько денег в виде налогов оно соберёт и на что оно их потратит.

      Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) и её независимость во внешней сфере (внешний суверенитет).

      Государственная символика – Каждое государство стремиться выделить себя из числа других государств. Этой цели служит государственная символика. Любое государство имеет по крайней мере три государственных символа: государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.

      Наряду  с вышерассмотренными основными  признаками государства правоведы  выделяют и некоторые другие, дополнительные признаки, такие как, единый государственный  язык, единая денежная единица, административно-территориальное  деление, единая транспортная система, однако, эти признаки присущи не всем государствам и носят факультативный характер. 

      Сущность  государства определяется социальным назначением, природой государства.

Любому государству  как социальному институту присуща  двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны  сущность государства обусловлена  классовой природой, а с другой - общесоциальной.

Рассмотрим  классовую природу государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством  реализации и защиты своих собственных  интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или  пропагандистского навязывания  своей воли большинству населения  через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой властью.

В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный  деспот с приближенными (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

Рассмотрим  общесоциальную природу государства. Любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным  управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все  население, государство выполняет  функцию управления наиболее важными  сферами жизни общества, выражает общенациональные интересы. Государство  является социальным арбитром, средством  социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача - преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.

     Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

     Одним из показателей прогресса цивилизации  является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.

     Сущность  государства обусловливается объективной  закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных  интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов  всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее  благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности  общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое  на общемировом уровне, в масштабах  человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место.

  1. Понятие системы органов государственной власти в РФ.

  В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации (далее Конституция), единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной  власти – один из способов осуществления  народом Российской Федерации своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой Российской Федерации, а также  ее субъектов, ответственностью органов  государственной власти и государственных  должностных лиц.

   Органы  государства характеризуются следующими основными чертами:

1)                      Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать выполнение этих актов. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

2)                      Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.

3)                      Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4)                      Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.

5)                      Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.[1]

   В масштабе всей страны власть народа осуществляется через федеральные органы государственной  власти. Однако, поскольку наше государство  является федеративным, в ее административно-территориальных  единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют  органы государственной власти. Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В ее составе в настоящее время насчитывается 89 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправиесубъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью.[2]

   Основанием  для создания и действия органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации служит ст.11 Конституции, где сказано, что государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные  органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные  суды и др.) не входят в систему  органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют  с ней.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"