Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Понятие, сущность и признаки государства.
Понятие системы органов государственной власти в РФ.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНЬЕ.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

   В соответствии со ст.77 Конституции система  органов государственной власти республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается  субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральным  законом (абз.1). В этом их отличие  от органов государственной власти союзных и автономных республик  СССР, местных органов власти и  управления  -  их наименование, срок полномочий были четко регламентированы Конституцией СССР, и основу этих органов составляли Советы народных депутатов, все прочие органы были им подконтрольны. Сейчас, учитывая право самостоятельно определения системы органов власти, а также  учитывая различия субъектов федерации по своему статусу, территории, историческим и культурным особенностям, уровню развития законодательной базы, органы их государственной власти, хоть и построены на общих принципах, в чем-то различаются между собой.

   При установлении системы органов государственной  власти субъекты федерации руководствуются  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации». Поскольку все разнообразие органов  государственной власти Российской Федерации невозможно отразить полностью  в одном реферате, работа будет  построена следующим образом. В  начале каждой главы будут приведены  общие характеристики органов той  ветви власти, которая в ней  рассматривается – законодательной, исполнительной или судебной, конституционные  основания ее деятельности. Затем  будет в целом рассмотрена  их организация в различных субъектах  Российской Федерации на основании  анализа их Конституций, Уставов, Основных законов. После этого более подробно будут изображены правовые основы их деятельности на примере Московской области, исходя из анализа Устава Московской области, а также других законов  и подзаконных актов, изданных в  Московской области. Таким образом, по мере конкретизации объекта рассмотрения будут конкретизироваться и источники  права, служащие основанием для работы.

   Но  прежде чем начать речь об органах  каждой конкретной ветви власти, следует  уяснить в целом принципы их организации, уровень полномочий и условия  деятельности.  

  1. Место и роль закона среди других нормативных  актов.
 

  Закон и подзаконные нормативные акты - таково подразделение нормативных  актов по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается  в том, что в случае расхождения  закона и подзаконного нормативного акта действует закон. В частности, арбитражный суд, установив при  рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание  его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ст. 11 АПК).

  Законы  принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.

  Законы  должны быть основными среди источников коммерческого права. Признание  верховенства законов, их определяющей роли в системе источников коммерческого  права приводит к выводу о необходимости  активного использования этой формы  выражения права для регулирования  коммерческих отношений. При этом реальное верховенство законов должно находить выражение не только в формальном превалировании их над другими нормативными актами, но и в самом их содержании, что предполагает преобладание в  них норм прямого действия, а также  охват именно законами важнейших  вопросов.

  Федеральные законы подразделяются на федеральные  конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции  РФ). При этом федеральные конституционные  законы обладают большей юридической  силой, чем иные федеральные законы.

  Среди федеральных конституционных законов  наиболее высокой юридической силой  обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции  РФ), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности  нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и  свободах личности, о видах и компетенции  органов государственной власти. В Конституции РФ содержатся также  нормы коммерческого права. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации  гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности. Ст. 34 гарантирует  каждому право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности.

  Важнейшим федеральным законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский  кодекс РФ, который объединяет общие  нормы частного права и специальные  нормы, регулирующие предпринимательскую  деятельность. Гражданский кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК).

  1. Действие нормативно - правовых актов в пространстве.
 

      Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц. Особо важное значение этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов. 
Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов. 
 1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 
   2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти. Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или после получения адресатами. Вступление в силу решений представительных органов на местах, решений и распоряжений местной администрации, приказов руководителей предприятий, организаций, учреждений наступает практически с момента их принятия. 
 3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. 
Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Например, постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Такой порядок установлен в большинстве государств. Если же такое указание отсутствует, то они вступают в силу с момента их принятия. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

  - если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 
 - если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния. Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 
 а) по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально 
установлен; 
 б) в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее 
действующий акт; 
в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного 
нормативного акта. 
 Действие в пространстве.. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. 
 Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств). 
 Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если соответствующий орган это прямо оговорит при принятии конкретного нормативного акта. 
 Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадле¬жащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы. 
 Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломати¬ческого иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показа¬ний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответствен¬ности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространятся на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе). 
 Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие [Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1998. С. 265-267].

  1. Понятие и виды субъектов правоотношений.

      Люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей, являются участниками правоотношений, субъектами права. В международной практике о гражданских и политических правах (1966) записано: "каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности" (ст. 16). Это положение также закреплено во Всеобщей Декларации Прав человека 1948 г. (ст. 6). Каким бы то ни было правоотношение, оно должно заключать в себе не менее двух субъектов (простое правоотношение), так как отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, с самим собой. В правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Но с юридической точки зрения в таких правоотношениях, просматриваются две противоречивые стороны - управомоченная и правообязанная. Субъектом правоотношения может быть не только человек или общность людей. Существуют юридические нормы, определяющие отношения человека к животным (порядок содержания, выгул, прививки, и т. д.). Впереди всех, в правоотношениях человека к животным можно назвать Англию, где существует ряд законов, в которых субъектами правоотношений являются животные. Вообще субъекты права разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: " граждане РФ; " иностранцы; " лица без гражданства; " лица с двойным гражданством. Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (участие в избирательных компаниях, служба в вооруженных силах, занимать определенные должности и т. д.), но обязательно им гарантированы все гражданские права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности. Правовой статус у иностранцев различается в зависимости от проживания на территории России, у постоянно проживающих и у временно проживающих различные права. Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты федерации. Они делятся на следующие виды:

1.     Само государство.

2.     Государственные органы и учреждения.

3.     Общественные объединения.

4.     Административно-территориальные единицы.

5.     Субъекты РФ.

6.     Избирательные округа.

7.    Религиозные организации.

8.   Промышленные предприятия.

9.   Иностранные фирмы.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"