Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа
Российское государство было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая управлялась при этом из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новее идеи федерализма.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д.
1 Федеративное устройство современной России……………………………..3
1.1 Принципы федеративного устройства России ……………………….3
1.2 Равноправие субъектов федерации …………………………………….6
2 Понятия, признаки преступления. Категории преступления……………….8
3 Законность и правопорядок в современном обществе:
сущность и значение……………………………………………………………14
3.1 Законность………………………………………………………….….15
3.2 Основные идеи законности…………………………………..………17
3.3 Функции и структура законности…………………………………....19
3.4 Правопорядок ………………………………………………………...19
Виновность.
Под виновностью в уголовном
праве понимают психическое отношение
лица к совершаемому деянию в виде
умысла и неосторожности. Начиная
с 40-х годов в учебной
Указание в определении
Характерными чертами умысла являются:
а) сознание общественной опасности поведения;
б) предвидение общественно
опасных последствий этого
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Ущербность осознания опасности действий при легкомыслии заключается в том, что возможность наступления последствий для виновного кажется абстрактной и предотвратимой, хотя в действительности это не так. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Уголовная противоправность.
Под противоправностью в теории уголовного права принято понимать запрещенность преступления соответствующей уголовно - правововой нормой под угрозой применения к виновному наказания. Уголовная противоправность, с одной стороны, означает, что признаки преступного деяния описаны в диспозиции уголовно-правовой нормы, т. е. преступно только то, что запрещено уголовным законом. Это свойство непосредственным образом связано с другими признаками преступления - общественной опасностью и виновностью, поскольку только то, что составляет опасность для общества и совершено виновно, запрещено уголовным законом. С другой стороны, составной частью уголовной противоправности является угроза наказанием, так как установление запрета в уголовном законе означает и установление наказания за его нарушение. Но речь идет, действительно, лишь об угрозе наказанием, поскольку фактическая наказуемость деяния, не будучи признаком преступления, не всегда реализуется. В российском уголовном праве, как мы уже об этом говорили, существуют институты освобождения от уголовной ответственности и наказания, в связи с чем не каждое преступление оказывается реально “наказанным”.4 В понимании противоправности преступления в уголовном праве отразились две тенденции. Первая
______________________________
4Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И. Я. Казаченко., З. А. Незнамова М. 2000
тенденция выразилась в
отказе этого признака, что обусловило
“правотворчество”
Наказуемость.
Наказуемость преступления
означает угрозу применения наказания
за совершенное деяние. Наказуемость
в определении понятия
3 Законность и правопорядок в современном обществе: сущность и значение
3.1 Законность
Формирование гражданского
общества, правового государства
в нашей стране требует достижения качественно нового состояния
общества, в том числе и иного уровня законности
и правопорядка в системе права.
В юридической литературе законность
рассматривается по-разному. Часто ее
определяют как режим, принцип, метод государственного
руководства обществом, состоящий в издании
и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых
актов в интересах определенного класса,
социальных групп или народа в целом.
В соответствии с таким
определением законность состоит из
двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них
правовых актов) и осуществления нормативно-правовых
актов.
Правотворческий процесс – это деятельность,
которая определяется соответствующими
нормативными актами, она подпадает под
требования соблюдения, исполнения законности
и в этом отношении не отличается от других
видов государственной деятельности,
например, от правоприменения, следовательно,
нет необходимости включать ее в понятие
законности. Законность связана с законами,
но они выступают не как ее основная часть,
а, прежде всего, только как предпосылка
и условие ее осуществления.
Сама по себе правоприменительная и правореализующая
деятельность еще не является законностью.
Так как они соответствуют законности,
то выступают не элементами ее содержания,
а ее носителями.
Законность – это особое состояние деятельности,
выражающееся в свойствах юридической
правомерности последней. Когда говорится
о законности, то имеется в виду соответствие
деятельности закону. Содержанием законности
является не исполнение закона как такового,
не деятельность, в которой он находит
осуществление, а соответствие этой деятельности
закону, законосообразность поведения.
Например, законным поведением будет являться
переход проезжей части, пользуясь пешеходным
переходом и на зеленый свет светофора,
то есть, соблюдая правила дорожного движения.
Таким образом, законность – это требование
общества и государства, состоящее в точной
и неуклонной реализации правовых норм
всеми и повсеместно.
Суть этого требования
заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании
и применении правовых норм, оно предусматривает,
прежде всего, активное участие в управлении
государственными и общественными делами
на основе и в рамках закона.
Законность, выступая в виде государственного
и общественного требования, тесно связана
с государством и обусловлена такими его
специфическими характеристиками, как
разделение граждан по территориальному
признаку и наличие публичной власти.
Разделение граждан
по государственно-
В условиях законности государственные
органы и должностные лица призваны в
соответствии с действующими нормами
права рассматривать и решать конкретные
вопросы, касающиеся прав и свобод граждан,
реагировать на жалобы по поводу незаконных
актов применения права. В свою очередь
граждане должны исполнять возложенные
на них правовыми нормами обязанности.
Законность связана
и с государственным
Таким образом, я считаю, что право является регулятором общественных отношений, прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения норм права в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, являясь правовым режимом общественных отношений.
3.2 Основные идеи законности
Для понимания сущности законности нужно выяснить ее основные идеи или черты.
1. Всеобщность законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Например, закон должны исполнять как представитель власти, так и простой рабочий завода.
2. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию РФ. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.
3. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
4. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности.
Законность является
проводником, реальностью права, это
право в действии, реализация права
как социальной ценности, как важнейшего
инструмента регулирования
5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Любое отступление от законности, объясняемое «требованиями народа», «моральными соображениями», приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма. Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. Таким образом, я считаю, что в любых случаях соображения целесообразности необходимо учитывать только на основании и в рамках закона.
6. Неразрывная связь законности
и культурности. Без культурности не может быть и речи
о законности; чем выше уровень культуры
общества в целом, отдельных граждан, тем
выше и уровень законности.
Важным в исследовании законности является
ее рассмотрение как принципа. Согласно
принципу законности поведение всех субъектов
должно отвечать законам и подзаконным
актам.
В современных условиях в процессе формирования правового государства важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности:
1. проведение четкого разграничения законности как режима и форм ее реализации;
2. изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями (правотворчеством, правосознанием);
3. анализ законности в механизме правового регулирования в целях более четкого отграничения от близких к ней государственно-правовых явлений, исследование ее структуры, т.е. состава элементов и связи между ними.
3.3 Функции и структура законности
Мало исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основные функции:
1. проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией права;
2. создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права, связь законности с правотворчеством;
3. обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.