Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа
Российское государство было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая управлялась при этом из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новее идеи федерализма.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д.
1 Федеративное устройство современной России……………………………..3
1.1 Принципы федеративного устройства России ……………………….3
1.2 Равноправие субъектов федерации …………………………………….6
2 Понятия, признаки преступления. Категории преступления……………….8
3 Законность и правопорядок в современном обществе:
сущность и значение……………………………………………………………14
3.1 Законность………………………………………………………….….15
3.2 Основные идеи законности…………………………………..………17
3.3 Функции и структура законности…………………………………....19
3.4 Правопорядок ………………………………………………………...19
Научный интерес представляет анализ структуры законности. К элементам, лежащим в основе структуры законности, относится:
1. правомерность субъектного состава участников общественных отношений (определяемую их правоспособность);
2. правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемую содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей);
3. правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемую материальными и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах).
3.4 Правопорядок
Общеизвестно, что порядок – это форма упрочнения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами (морали, обычаев, общественных организаций, права и др.).
Общественный порядок
является сложившейся системой стабильных
отношений между членами
Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается в результате регулятивного действия только норм права. Правопорядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.
Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права. Например, предоставление налоговой декларации каждый год обязательно и регулируется Налоговым кодексом, подача налоговой декларации является соблюдением принципа законности, а, следовательно, и соблюдением правопорядка.
Правопорядок – это
объективная необходимость и
закономерность развития общества, он
является правовой формой образа жизни,
обеспечивает нормальное функционирование
общества, является эталоном для его членов в выборе ими поведенческих
решений.
Большое значение имеет правильное определение
соотношения правопорядка и законности.
Правопорядок как результат
проявления законности есть состояние
фактической упорядоченности
Деятельность
Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности.
Правовое положение
личности, правопорядок, демократия настолько
тесно связаны, что образуют единую
внутренне согласованную
Назовем основные тенденции развития правопорядка:
1. к упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом;
2. к усилению нормативности, проявляющаяся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;
3. к борьбе противоположностей. Законы материалистической диалектики свидетельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Так и в правопорядке наблюдается борьба с преступностью, правонарушениями и т.д.
Необходимо совершенствование
социально-правовых образцов поведения
и их восприятия населением в целях
упрощения структуры
Итак, правопорядок – это тот социальный
результат, к которому стремятся государство
и весь народ, используя разнообразные
рычаги и средства. Под основными средствами
обеспечения законности и правопорядка
в юридической науке принято понимать
систему гарантий и методов обеспечения
законности.
Гарантии – это
совокупность условий и способов,
позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться
субъективными правами и исполнять юридические
обязанности.
Экономическими гарантиями являются,
прежде всего, материальные условия жизни
общества, основу которых составляют социально-экономическое
устройство общества, существующие формы
собственности, их многообразие, хозяйственная
самостоятельность частных и юридических
лиц.
Социальные гарантии
включают весь комплекс общественных
мер по борьбе с правонарушениями,
отступлениями от идеи законности
Политические гарантии – это демократизм
государственного и общественного строя,
отраженный в функционировании политической
системы в целом, с присущими демократическому
обществу политическим плюрализмом, реальностью
разделения властей, наличие правового
государства.
Идеологические гарантии состоят в господстве
идеологии, на базе которой развиваются
духовная жизнь общества, идейное воспитание
граждан, включая все формы общественного
сознания, в первую очередь правовое, глубокое
уважение к праву как социальной ценности.
Юридические гарантии выступают как система
специальных юридических средств укрепления
законности и правопорядка, деятельность
специальных правовых органов по предупреждению
и пресечению правонарушений.
К специальным юридическим средствам
следует отнести, прежде всего, все нормы
права, в которых выражено требование
законности.
Юридическое требование законности состоит
в следующем:
1. справедливое наказание за неисполнение норм права;
2. законодательное закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
3. возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функции охраны законности и правопорядка;
4. законодательное закрепление права граждан
отстаивать свои права, запрещение использования
своих прав в ущерб правам других лиц,
конституционное закрепление презумпции
невиновности.
Правоохранительные органы пресекают
нарушения законности, восстанавливают
нарушенные права, устраняют неблагоприятные
последствия правонарушений, добиваются
перевоспитания правонарушителей.
Прокуратура – это специальный орган, на которые возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах заключения, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности.
Важной гарантией является судебный контроль, так как «третьей властью» является вся система правосудия.
Деятельность судебных
органов на основе гласности должна
создавать условия для укрепления законности
и правопорядка в нашей стране, включая
и впервые осуществляемый конституционный
контроль.
В современных условиях особое значение
имеет нормативное закрепление обязанностей
Президента России быть гарантом конституционной
законности, используя для этого все законные
средства, включая в первую очередь деятельность
правоохранительных органов по пресечению
правонарушений и устранению их вредных
последствий, профилактическую работу.
Задача
На территории Российской Федерации родился ребенок, родители которого проживает на территории Российской Федерации (более двух лет), но имеют гражданство иностранного государства (Франция).
Приобретет ли в данном случае ребенок гражданство России?
Назовите основания приобретения гражданства по российскому законодательству.
Список использованных источников
1. Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
2. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 352.
3.Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2001, с. 125.
4. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И. Я. Казаченко., З. А. Незнамова М. 2009