Контрольная работа по "Правоведение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

По своей структуре Федеральное Собрание РФ состоит из двух равноправных палат — Государственной Думы и Совета Федерации, что отражает прежде всего федеративный характер нашей страны. Хотя официально, в том числе и в Конституции РФ, деления этих палат на нижнюю и верхнюю не проводится, тем не менее, учитывая порядок прохождения законов (сперва в Государственной Думе, а затем — в Совете Федерации), ряд других обстоятельств и сложившуюся мировую конституционную практику, очень часто Государственная Дума именуется у нас нижней палатой, а Совет Федерации

Файлы: 1 файл

контрольная работа правоведение вариант 1.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

Вариант  № 1

А. Раскрыть содержание вопросов

  1. Структура и роль Федерального Собрания Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ —  это парламент России, ее представительный и законодательный орган, осуществляющий государственную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей.

По своей структуре  Федеральное Собрание РФ состоит  из двух равноправных палат — Государственной  Думы и Совета Федерации, что отражает прежде всего федеративный характер нашей страны. Хотя официально, в  том числе и в Конституции  РФ, деления этих палат на нижнюю и верхнюю не проводится, тем не менее, учитывая порядок прохождения  законов (сперва в Государственной  Думе, а затем — в Совете Федерации), ряд  других обстоятельств и сложившуюся  мировую конституционную практику, очень часто Государственная Дума именуется у нас нижней палатой, а Совет Федерации — верхней палатой. В РФ двухпалатная структура парламента была введена лишь в 1990 г., когда впервые в составе Верховного Совета РСФСР были образованы Совет Республики и Совет Национальностей (до этого РСФСР имела однопалатный парламент, хотя СССР — двухпалатный). Но двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 гг. оказалась не очень эффективной.  Палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, доминирующую роль играл Президиум – руководящий орган всего парламента, подавлявший инициативу палат Российский федерализм еще не обрел достаточной конституционно-правовой базы, а субъекты Федерации – реальной самостоятельности. Ныне, в отличие от прошлого, палаты относительно самостоятельны и независимы друг от друга, не имеют общего руководящего органа (президиума), имеют существенно  разные компетенции, порядки формирования, статусы парламентариев, очень редко проводят совместные заседания палат, а их взаимодействие воплощает определенное разделение труда внутри единого парламента на основе взаимных уравновешивающих сдержек и противовесов.

Независимость - важнейшее  условие успешного выполнения парламентом  своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято только Федеральным Собранием, вследствие чего парламент может принимать  практически любые законы, руководствуясь Конституцией Российской Федерации  и другими нормативными правовыми  актами и правилами законодательной  техники.

Как представительный орган  Федеральное Собрание выступает  выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной  системой, открывающей возможность  избрания в парламент любого гражданина России. Максимум представительности, который может быть обеспечен  демократической избирательной  системой, это избрание в парламент  депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Другая конституционная  характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который обладал бы аналогичным полномочием.

Самостоятельность и независимость  законодательной власти вырастают  из принципов суверенитета народа и  разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит  от Президента РФ и судебной власти, хотя тесно с ними взаимодействует.

Таким образом, Федеральное  Собрание РФ - это представительный и законодательный орган страны. Оно осуществляет законодательную  власть - принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные к компетенции представительных органов власти. Представительный характер Федерального Собрания Российской Федерации  означает, что он должен действовать  как выразитель интересов и воли народа. Парламент должен придавать  форму законодательного акта народным желаниям, воле социальных сил.

 

Государственная Дума состоит  из 450 депутатов, избранных населением сроком на четыре года. Депутатом может  быть только гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать  в выборах. Депутаты работают на профессиональной основе. Совет Федерации состоит  из 178 членов - по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации.

Палаты заседают раздельно  и, по общему правилу, открыто. Совместные заседания, согласно ст. 100 Конституции  РФ, могут проводиться для заслушивания: 1) ежегодных посланий Президента РФ; 2) посланий Конституционного Суда РФ; 3) выступлений руководителей иностранных  государств.

Совет Федерации и Государственная  Дума могут создавать согласительные комиссии для преодоления разногласий  в случае отклонения Советом Федерации  принятого Государственной Думой  закона. По итогам работы согласительной комиссии закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной  Думе.

Характеристика  Федерального Собрания как представительного  органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается  на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные  решения.

Совет Федерации  в законотворческом процессе участвует  посредством одобрения законов, принятых Государственной Думой. Федеральный  закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон также считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Под последнее правило не подпадают  законы, которые обязательно должны быть рассмотрены и одобрены Советом  Федерации. Это законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и  сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, войны  и мира, статуса и защиты государственной  границы РФ.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные  конституционные законы и законы о поправках к Конституции  Российской Федерации.

Компетенция Совета Федерации не ограничивается законодательным  процессом. К исключительной компетенции  Совета Федерации относится отрешение  Президента РФ от должности. Палата назначает  на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ. Назначает и  освобождает от должности Генерального Прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной Палаты и половину состава  ее аудиторов. Значительную часть исключительной компетенции Совета Федерации составляют вопросы, непосредственно затрагивающие  интересы всех или большинства субъектов  Федерации. Совету Федерации предоставлено  право одобрять указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения  и решать иные вопросы, отнесенные к  компетенции Совета Федерации.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение  изменения границ между субъектами Российской Федерации. Вопрос этот рассматривается  только по взаимному согласию субъектов  Российской Федерации, границы между  которыми предполагается изменить.

Совет Федерации  принимает решение о возможности  использования Вооруженных Сил  Российской Федерации за пределами  территории России. Этот вопрос решается в соответствии с Федеральным  законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» от 23 июня 1995 г.

В соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд РФ с  запросами о соответствии Конституции  РФ федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Государственной  Думы, Правительства РФ и ряда других нормативных правовых актов.

Совет Федерации  по вопросам своего ведения издает постановления. Внутренняя организация  палаты регулируется Регламентом. Этот документ достаточно подробно регулирует процедурные вопросы, закрепляет структуру  палаты в виде комитетов и комиссий.

Из числа членов Совета Федерации выбирается Председатель и три его заместителя.

Решения Совета Федерации  принимаются на основе принципов  коллективности и открытости. На заседаниях палаты могут присутствовать представители  средств массовой информации, Президент  Российской Федерации, депутаты Государственной  Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели высших судебных органов, Генеральный Прокурор Российской Федерации. На заседание Совета Федерации  могут быть приглашены представители  государственных органов, независимые  эксперты, ученые, специалисты, которые  оказывают профессиональную помощь палате, например, путем предоставления квалифицированного заключения по обсуждаемому закону.

Для работы Совета Федерации необходимо присутствие  на заседании не менее двух третей членов палаты. Заседания происходят под руководством Председателя. В  Совете Федерации используют несколько  видов выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, справки, информации, заявления, обращения.

Совет Федерации  по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по вопросам своей внутренней деятельности принимает постановления. По общеполитическим и социально-экономическим  вопросам Совет Федерации может  выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что  и постановления.

 

  1. Отличие опеки от попечительства.

С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это  не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Цель установления опеки и попечительства: защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; воспитание (для несовершеннолетних подопечных).

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в  том числе в судах, без специального полномочия.

Опекуны и попечители, будучи единственными  представителями интересов своего подопечного, могут (и должны) обращаться в любую организацию, если это  необходимо для защиты подопечного. Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного  в органы милиции, прокуратуры, суд. В случае удержания подопечного  другими лицами, в том числе  его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке  или попечительстве.

Опека и попечительство над несовершеннолетними  устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении  судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие  граждане по иным причинам остались без  родительского попечения, в частности  когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. При  назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения  между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи  опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными  судом недееспособными вследствие психического расстройства.

К числу малолетних относятся несовершеннолетние в возрасте до 14 лет. Дееспособность малолетних подопечных определяется ст. 28 ГК. Опека устанавливается и  над полностью недееспособным гражданином, не способным самостоятельно осуществлять, защищать свои права. От его имени  сделки совершает опекун.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все  необходимые сделки.

Попечительство  устанавливается над двумя категориями  граждан:

· несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

· ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими средствами.

В первом случае основанием для попечительства служит возрастной критерий, а не состояние  несовершеннолетнего. При этом учитывается, что уже в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных  действий и поступков. В отличие  от опеки попечительство над несовершеннолетними  касается главным образом имущественной  стороны их отношений с попечителем.

Попечители  дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под  попечительством, не вправе совершать  самостоятельно.

Попечители  оказывают подопечным содействие в  осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также  охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Орган опеки и попечительства по месту  жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Опекун  или попечитель назначается органом  опеки и попечительства по месту  жительства лица, нуждающегося в опеке  или попечительстве, в течение  месяца с момента, когда указанным  органам стало известно о необходимости  установления опеки или попечительства над гражданином. Началом месячного  срока служит день, когда, например, вступило в законную силу решение  суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, лишении  родительских прав, отобрании ребенка  независимо от лишения родительских прав, вступил в законную силу приговор суда относительно родителей ребенка. Датой утраты родительского попечения  будет день смерти одинокой матери или последнего из родителей и  т.д. Если установить момент возникновения  надобности в опеке (попечительстве) невозможно, он определяется днем составления  акта обследования уполномоченным на то лицом. При обращении будущего опекуна (попечителя) в местные органы самоуправления с просьбой о назначении опекуном (попечителем) месячный срок исчисляется со дня подачи этого  заявления.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведение"