Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:05, контрольная работа
Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона.
1.1Понятие и признаки государства
1.2Формы государства
1.3Функции государства
1.4Согласно, какому нормативному акту определяются основные направления внутренней и внешней политики РФ и чьем ведении находится?
Задача
Тест
Список используемых источников.
План работы:
1.1Понятие и признаки государства
1.2Формы государства
1.3Функции государства
1.4Согласно, какому нормативному акту определяются основные направления внутренней и внешней политики РФ и чьем ведении находится?
1.«Общая теория государства»
Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.
Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.
В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.
В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.
Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.
Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).
1.1Признаки государства
Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.
Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.
Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.
При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.
1.2Формы государства
Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Рассмотрим первую часть структуры формы государства - форму правления. Под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.
Формы правления различаются
в зависимости от того, принадлежит
ли верховная власть в государстве
одному лицу, которое одновременно
является символом государства, или
же она осуществляется при помощи
различных демократических
Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха ( фараона, короля, цезаря, шаха, императора и т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная.
В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, ( Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства ( Англия, Франция, Польша, и др. ). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения ( Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д. ). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.
Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ограниченную. Как можно было заметить из сказанного выше, первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.
В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны.
Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий.
Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно монарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др. ).
Республика - это форма правления при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.
Исторически республика как
форма правления сложилась еще
в Древнем мире, примером тому могут
служить рабовладельческие
Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно - правовых отношений наделен большим количеством полномочий.
В основном все республики
подразделяются на два вида: парламентские
и президентские. Однако некоторые
авторы справедливо дают еще одну
классификацию, а именно на республики
аристократические и
При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.
Президентская республика. При президентской республике большинство этих прав и полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента являются права по формированию высших органов государственной власти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.
В компетенции высшего
представительного органа власти лежат
вопросы законодательства, а также
контрольные и надзорные
Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод человека и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако самыми основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству. В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе ( пусть иногда формально ), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества.
Информация о работе Контрольная работа по "Общей теории государства"