Контрольная работа по «Общая теория права»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

Оглавление

Понятие, сущность и назначение государства……….....................................3

Когда в обществе появилась публичная власть и чем она отличается от иных видов социальной власти? Какая власть называется легитимной?.....4

Список используемой литературы……………………………………............5

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Рег. № ______                                                                           

_____________

          (дата) 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ 

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

УО  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.М.МАШЕРОВА»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу: «Общая теория права»

    ВАРИАНТ № 3 
     

Работа ___________________
    Выполнил
к защите
    студентка 14-3 группы
«____» _____________20__г.
    заочной формы  обучения
 
    Явид Е. П.
________________________
    № зачетной книжки
                     (подпись)
    _1111011273_
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Витебск 2011г. 

Содержание: 
 
 

  1. Понятие, сущность и назначение государства……….....................................3
 
  1. Когда в  обществе появилась публичная власть и чем она отличается от иных видов  социальной власти? Какая власть называется легитимной?.....4
 
  1. Список  используемой литературы……………………………………............5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие, сущность и назначение государства

Понятие государства

     Вопрос  о понятии государства относится  к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

В современной  отечественной теории государства  и права наибольшее распространение имеет социологический подход, но говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Согласно социологическому подходу понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или обще-социальном) и узком (или политическом) смыслах.

     Государство в широком смысле близко к понятию  «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет  свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

     Государство в узком (политическом) смысле - это  уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

     Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

     Государство (в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

     Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.

     Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы.

     Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии».

     Отдельно  взятые, классовый и обще-социальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и обще-социальный, надклассовый, например: с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Или сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с обще-социальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и обще-социальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают обще-социальные начала, а в антидемократических - классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и обще-социальной одновременно.

     Государство характеризуется следующими признаками:

     1. Публичная политическая власть  – нет одинакового понимания  и однозначного толкования публичной  власти. Ей нередко придают первостепенное  значение, называя аппарат управления  вместе с аппаратом принуждения – армия, милиция, разведка, контрразведка, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, колоний и т.п.)

     2. Административное деление – это  система территориальных регионов, в рамках которых образуются  и функционируют местные органы государственной власти, управления, судебные и другие органы. Административно-территориальные единицы – это структурные части (элементы) административно - территориального устройства, которые не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Единицами административно - территориального устройства являются: район, город, район города. Принято выделять следующие признаки административно – территориального устройства:

     • социально-экономический (учет особенностей направления развития экономики данной местности, а также специфики традиционной занятости населения);

     • географический (выделение границ административно  – территориальных единиц с учетом рельефа местности);

     • демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);

     • исторически-национальный (учет особенностей традиций, быта)

     Т.о. вся территория государства разбивается  на ряд административно – территориальных  единиц. В разных странах они называются по разному: округа, края, дистрикты, графства, районы и т.п. Но назначения их и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

     3. государственный суверенитет –  верховенство государственной власти внутри страны (способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций) и независимость ее на международной арене.

     Структурные элементы государственного суверенитета:

     1) самостоятельность и независимость  государственной власти;

     2) верховенство государственной власти  на всей территории государства;

     3) территориальная целостность.

     Существуют  государства с формальным или  ограниченным суверенитетом – когда  суверенитет юридически и политически  провозглашается, а фактически, в  силу распространения на государство  влияния других государств, диктующих  ему свою волю. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным (на правах победителей) и добровольным (объединения в федерации, по взаимной договоренности).

     Суверенитет народа – его полновластие, или  верховенство, в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития экономики и политики и т.п.

     Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность  и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право  на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

     4. законодательство – один из  основных методов осуществления  государством своих функций, заключающийся  в издании органами государственной  власти, один из основных методов  осуществления государством своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.

     Сущность государства – это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства дает характеристику кому принадлежит власть, в чьих интересах осуществляется. Современное понимание сущности государства – взаимосвязь двух элементов: общечеловеческого фактора и классовой сущности.

     В теории государства и права выделяется два подхода, характеризующих суть (тип) государства:

     1. формационный подход.

     Определяется  характеристикой общественно-экономических  отношений, присущих государству того или иного типа.

     Тип государства – это взятые в  единстве наиболее существенные признаки, характерные для множества различных  государств и раскрывающие его сущность и экономическую основу.

     Формационный  подход выделяет 4 типа государств:

     • рабовладельческое -

     • феодальное -

     • буржуазное -

     • социалистическое -

     2. Цивилизационный подход.

     Цивилизация – замкнутое состояние общества, обладающее специфическими признаками, отражающими тип культуры, язык, историю, традиции, систему ценностей.

     Цивилизационный подход выделяет следующие государства:

     - древневосточные государства (Египет, Месопотамия)

     - древне-афинское государство (как демократическое)

     - древнеарийское

     - современные государства.

     Теория  выделяет цивилизации:

     - Древние;

     - Средневековые;

     - Новые;

     - Новейшие.

     Им  соответствуют типы государств:

     - ранние;

     - классовые;

     - политические;

     - правовые.

     Выделяются  также доиндустриальные государства, характерные для древних и средневековых цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и постиндустриальные – для новейшей.

     Назначение государства и его функции

     Назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.

     Социальное  назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

     Существует  несколько концепций, объясняющих  социальное назначение и роль государства:

     · консервативная,

     · либеральная,

     · социал-демократическая и

     · коммунистическая концепция социального  назначения государства.

Информация о работе Контрольная работа по «Общая теория права»